Настоящая
флотилия моделей судов всех
размеров, типов и форм частично
размещалась на четырех ящиках со
статуэтками, частично лежала у
северной стены, куда их свалили
грабители. Еще несколько судов
впоследствии нашли в кладовой.
Здесь имелись баржи для
сопровождения бога солнца Ра,
когда он совершает свой ежедневный
путь по небосводу, лодки для охоты
на речных зверей и болотную дичь,
суда для переправы через воды
подземного мира. Эта коллекция -
превосходное пособие для изучения
кораблестроительного искусства
древних египтян. Модели сделаны
весьма тщательно и воспроизводят
все детали настоящих судов.
|
Крышка
канопы.
Ей придано портретное
сходство с Тутанхамоном.
Алебастр. |
Ладья, показанная
на выставке, по обводам и окраске
несколько напоминает парусник и
имеет два больших кормовых рулевых
весла. Посредине палубы находится
нечто вроде каюты или надстройки.
По мнению Г. Картера, на таком судне
усопший должен был совершать
поездки в Абидос, центр культа
Осириса, но, возможно, оно
предназначалось для перевозки
покойного на западный берег Нила,
где находился некрополь.
С культом умершего и
воскресшего бога Осириса -
божества прорастающих хлебных
злаков, с которым сопоставляли
покойника, дабы он пробудился к
новой жизни, - связан еще один
предмет, найденный в углу
помещения. Вырезанная по фигуре
этого бога доска была выдолблена и
заполнена илом с посеянным в нем
зерном. Подобно тому как оно
прорастает, должен был воскреснуть
и умерший.
Далее, здесь
находились модель ручной мельницы
и два сита для процеживания пива -
обычного напитка древних египтян,
а также модель житницы, закрома
которой заполняло зерно.
У северной стены
сокровищницы разместили ларцы с
драгоценностями и окрашенные
белой краской сундуки. Здесь
больше всего похозяйничали
грабители. Они сломали печати,
вскрыли сундуки и шкатулки. Нужно
сказать, что в древнем Египте, как,
впрочем, и в других странах
древнего Востока, всевозможные
укладки и ларцы заменяли наши
шкафы и комоды и, подобно им,
нередко богато украшались,
представляя собой подлинные
произведения искусства. Впрочем, и
в Европе, особенно в прошлые века,
всевозможные шкатулки также
делались весьма разнообразными и
затейливыми.
Из шести ларцов у
северной стены четыре изготовлены
настоящими художниками-виртуозами.
Достаточно сказать, что мозаичный
узор одного из них составлен из
примерно сорока пяти тысяч
элементов. На крышке первого ларца,
отделанного слоновой костью,
черным деревом и расцвеченного
инкрустацией, имелась табличка с
надписью: "Золотые украшения
шествия в опочивальне Небхепрура (Тутанхамона)".
Г. Картер высказывает
предположение, что под "опочивальней"
следует понимать "гробницу". В
этом ларце оказались лишь кое-какие
мелкие украшения, а все наиболее
ценное исчезло бесследно.
Один из четырех
антропоидных золотых гробиков
для хранения внутренностей
Тутанхамона.
Другому ларцу
придана необычная форма - овальная,
в виде картуша. На его золотой
крышке, также представляющей собой
огромный картуш, крупными
иероглифами, инкрустированными
слоновой костью и черным деревом,
вписаны имена Тутанхамона. Надпись
с выгравированными на боках ларца
именами и титулами фараона
опоясывала его тремя полосками.
Этот ларец также опустошен
грабителями. В нем остались только
обломки ювелирных украшений и
несколько скипетров.
|
Селкит - одна
из четырех
богинь - хранительниц
ковчега с канопами. |
Остальные ларцы
почти полностью лишены своего
первоначального содержимого. В них
оказались либо вещи, явно
хранившиеся прежде в других
сундуках, либо то, - что не
прельстило воров. Только по
табличкам с надписями на некоторых
сундуках и шкатулках можно было
предположить, что в них находилось.
Так узнали, что украдено
шестнадцать золотых или
серебряных сосудов для притираний,
золотые кольца, какие-то золотые
украшения и другие ценные предметы
- всего до шестидесяти процентов
содержимого ларцов (по
приблизительным подсчетам Г.
Картера). Несколько серег,
нагрудных украшений, ожерелье и
кольцо - вот все, что осталось от
ювелирных украшений. И все же то
немногое, что сохранилось,
великолепно иллюстрирует
совершенство техники древних
мастеров, их изощренный вкус и
изобретательность. В этом легко
можно' было убедиться при
ознакомлении с образцами
украшений, представленными на
выставке "Сокровища гробницы
Тутанхамона". Композиция этих
украшений обычно связана с
государственным культом различных
богов - прежде всего бога солнца Ра
и бога луны, мудрости, письма и
счета Тота в их многообразных
ипостасях и символах. Видимо, им
придавался какой-то ритуальный или
магический смысл. Быть может, они
должны были ограждать фараона от
действия враждебных сил или
сопоставлять его с тем или иным
божеством, как, например, массивная
золотая подвеска на широкой, тоже
массивной цепи. Подвеска
представляет собой солнечную
ладью, на которой находится
большой скарабей с диском солнца
на голове. По краям ладьи - два урея,
также увенчанные солнечными
дисками. Между скарабеем и уреями
стоят иероглифы, обозначающие "жизнь",
"постоянство", "красоту".
Звенья цепи составлены из
скарабеев, перемежающихся с
солнечными дисками и
изображениями двух уреев.
Завершается она фигурками двух
коршунов. Застежка сделана в виде
двух уреев И подвеска и цепь богато
и пестро расцвечены камня ми -
лазуритом, сердоликом, бирюзой,
полевым шпатом, а также
разноцветной смальтой.
|