Сокровищница
Теперь, когда,
подобно передней комнате,
погребальный покой полностью
освободили, можно было убрать
доски, которыми загородили проход
в сокровищницу, чтобы случайно
чего-либо в ней не повредить при
разборке огромных ковчегов. С того
дня, 17 февраля 1923 г., когда Г. Картер
впервые переступил порог и бегло
ознакомился с ее содержимым,
прошло почти четыре года.
Как уже говорилось,
вход преграждала черная статуя
бога-шакала Анубиса,
возглавлявшего все похоронные
обряды и обеспечивавшего
посмертный покой усопшего.
Изваянная из дерева и окрашенная
черной смолой, настороженная
фигура Анубиса, вытянув передние
лапы, распростерлась на
позолоченной ковчегообразной
подставке, стоявшей на носилках.
Льняное покрывало, подвязанное под
шеей, скрывало его туловище. На
покрывале имеется дата - "7-й год
правления Эхнатона". Внутри
постамента находились
всевозможные символы - фигуры,
напоминающие начертания
иероглифов, связанных с культом
мертвых; статуэтки богов, а также
воротники, скорее всего ритуальные.
Палетка для письма из
слоновой кости, "письменный
прибор" древних египтян, лежала
у ног Анубиса, по всей видимости
брошенная здесь грабителями. В
шести вырезанных в ней овальных
чашечках видны следы разноцветных
красок. Изящными и четкими
иероглифами вырезан текст: "Царская
дочь Меритатон, возлюбленная и
рожденная великой женой фараона
Нефер-Неферу-Нефертити". Форма
написания имени Нефертити
показывает, что палетка была,
видимо, изготовлена между 6-м и 8-м
годом правления Эхнатона.
Меритатон - старшая его дочь, рано
овдовевшая супруга Сменхкара.
Палетка является еще одним
доказательством родственных
связей Тутанхамона с семьей царя-реформатора:
Меритатон, его сводная сестра или
племянница, быть может, подарила
ему эту изящную вещицу с надписью,
которая свидетельствует о том, что
дочерей фараона обучали грамоте.
За Анубисом, также
обернутая в покровы, стояла голова
священной коровы Мехурет, одно из
воплощений богини Хатор, владычицы
обители мертвых. Голова покрыта
позолотой, рога сделаны из меди, а
подставка - черная, олицетворяющая
подземное царство, откуда
поднимается Мехурет, освещенная на
закате прощальными лучами солнца.
Так же как в
погребальном покое, в центре
сокровищницы возвышался большой
ковчег с канопами, опирающийся на
поставленные по углам столбы. Он
имел 1,5 м в длину, 1,2 м в ширину и 1,95 м
в высоту. Таким образом, до потолка
оставалось всего лишь 0,35 м. Его
плоская крыша была обшита золотом,
а карниз венчали ряды
инкрустированных уреев с
солнечными дисками на головах. Под
ней находился собственно ковчег,
также весь позолоченный и
завершающийся наверху фризом из
таких же уреев. Широко раскинув
руки, как бы обнимая его, со всех
четырех сторон стояли
позолоченные статуэтки богинь-хранительниц.
Внутри деревянного помещался
высеченный из одного куска
алебастровый ковчег, поставленный
на позолоченные деревянные
носилки с серебряными ручками. Он
предназначался для сосудов с
внутренними органами фараона,
вынутыми при бальзамировании, - так
называемых каноп. В гробнице
Тутанхамона канопы заменили
углублениями - отделениями,
которые делили алебастровый ящик
на четыре части. Они были закрыты
крышками из чуть-чуть желтоватого
алебастра в виде головы
Тутанхамона. Глаза, брови, уреи
обведены черной краской, что
придает этим портретам
необыкновенную живость. Они
несомненно вышли из мастерской
незаурядного художника.
Внутренности, спеленатые в виде
мумий, уложили в маленькие золотые
саркофаги, напоминающие по
украшающим их орнаментам,
выполненным в технике
перегородчатой эмали, второй
антропоидный гроб из ковчегов
погребального покоя. Каждый орган
и соответственно каждое из четырех
отделений, в которых они
находились, посвящались одному из
четырех духов, именуемых сыновьями
бога Гора, а они, в свою очередь,
опекались четырьмя богинями-хранительницами.
Поэтому внутри гробиков начертаны
обращенные к ним моления. Один из
них с изображением богини Нефтиды
был представлен на выставке в
Советском Союзе.
|
"Сокровенная
сокровищница"
в том виде, в каком она
впервые
предстала взору Г. Картера.
Впереди на переносном
ковчеге
завернутая в пелены статуя
Анубиса в облике шакала,
за ним - голова священной
коровы
Мехурет. На заднем плане -
ковчег
с внутренностями Тутанхамона.
Слева - сундуки и модели судов. |
По углам
алебастрового ковчега горельефом
изображены богини-хранительницы с
распростертыми руками, а на каждой
стороне его начертаны магические
формулы. Проложенные через золотые
скобы шнуры с печатями царского
некрополя, прикреплявшие крышку,
оказались нетронутыми. Грабители
не могли подступиться к ковчегу.
Любопытно, что твердо
установленный погребальным
ритуалом порядок при размещении
богинь и опекаемых ими духов не то
в спешке, не то по небрежности
нарушен.
У южной стены
сокровищницы громоздились черные
ларцы - всего двадцать два. В каждом
из них находились одна или
несколько статуэток фараона либо
различных богов. Всего изображений
Тутанхамона оказалось семь.
Приведем краткое описание трех,
привезенных в Москву и Ленинград.
Все они деревянные и покрыты
листовым золотом. Первая
представляет царя в короне Нижнего
Египта с посохом в одной руке и
плетью - с другой (парная - в короне
Верхнего Египта). Вторая статуэтка
изображает Тутанхамона (также в
короне Нижнего Египта) в челне из
папируса (на это указывает зеленый
цвет окраски) с копьем, которое он
занес, чтобы поразить врага -
гигантского бегемота или
крокодила, воплощающих врагов бога
Ра или Осириса. Сам Тутанхамон
здесь олицетворяет солнечного
бога-сокола Гора. Третья статуэтка
представляет Тутанхамона стоящим
на пантере с плетью и посохом в
руках. Таких статуэток обнаружено
две. Они связаны с какими-то
мифологическими представлениями,
неясными для нас. Вообще же эти
изображения, как полагает Г. Картер,
видимо, показывают фараона в его
различных ипостасях в загробном
мире. Они интересны не только для
уяснения представлений египтян о
"стране Запада" - Аменти, где,
как они считали, находилась
обитель мертвых, но и как
замечательные произведения
мастеров, воплотивших лучшие
традиции искусства периода Амарны,
о котором нам еще предстоит
говорить.
|