Содержание


Сокровищница

     Теперь, когда, подобно передней комнате, погребальный покой полностью освободили, можно было убрать доски, которыми загородили проход в сокровищницу, чтобы случайно чего-либо в ней не повредить при разборке огромных ковчегов. С того дня, 17 февраля 1923 г., когда Г. Картер впервые переступил порог и бегло ознакомился с ее содержимым, прошло почти четыре года.
     Как уже говорилось, вход преграждала черная статуя бога-шакала Анубиса, возглавлявшего все похоронные обряды и обеспечивавшего посмертный покой усопшего. Изваянная из дерева и окрашенная черной смолой, настороженная фигура Анубиса, вытянув передние лапы, распростерлась на позолоченной ковчегообразной подставке, стоявшей на носилках. Льняное покрывало, подвязанное под шеей, скрывало его туловище. На покрывале имеется дата - "7-й год правления Эхнатона". Внутри постамента находились всевозможные символы - фигуры, напоминающие начертания иероглифов, связанных с культом мертвых; статуэтки богов, а также воротники, скорее всего ритуальные.
     Палетка для письма из слоновой кости, "письменный прибор" древних египтян, лежала у ног Анубиса, по всей видимости брошенная здесь грабителями. В шести вырезанных в ней овальных чашечках видны следы разноцветных красок. Изящными и четкими иероглифами вырезан текст: "Царская дочь Меритатон, возлюбленная и рожденная великой женой фараона Нефер-Неферу-Нефертити". Форма написания имени Нефертити показывает, что палетка была, видимо, изготовлена между 6-м и 8-м годом правления Эхнатона. Меритатон - старшая его дочь, рано овдовевшая супруга Сменхкара. Палетка является еще одним доказательством родственных связей Тутанхамона с семьей царя-реформатора: Меритатон, его сводная сестра или племянница, быть может, подарила ему эту изящную вещицу с надписью, которая свидетельствует о том, что дочерей фараона обучали грамоте.
     За Анубисом, также обернутая в покровы, стояла голова священной коровы Мехурет, одно из воплощений богини Хатор, владычицы обители мертвых. Голова покрыта позолотой, рога сделаны из меди, а подставка - черная, олицетворяющая подземное царство, откуда поднимается Мехурет, освещенная на закате прощальными лучами солнца.
     Так же как в погребальном покое, в центре сокровищницы возвышался большой ковчег с канопами, опирающийся на поставленные по углам столбы. Он имел 1,5 м в длину, 1,2 м в ширину и 1,95 м в высоту. Таким образом, до потолка оставалось всего лишь 0,35 м. Его плоская крыша была обшита золотом, а карниз венчали ряды инкрустированных уреев с солнечными дисками на головах. Под ней находился собственно ковчег, также весь позолоченный и завершающийся наверху фризом из таких же уреев. Широко раскинув руки, как бы обнимая его, со всех четырех сторон стояли позолоченные статуэтки богинь-хранительниц. Внутри деревянного помещался высеченный из одного куска алебастровый ковчег, поставленный на позолоченные деревянные носилки с серебряными ручками. Он предназначался для сосудов с внутренними органами фараона, вынутыми при бальзамировании, - так называемых каноп. В гробнице Тутанхамона канопы заменили углублениями - отделениями, которые делили алебастровый ящик на четыре части. Они были закрыты крышками из чуть-чуть желтоватого алебастра в виде головы Тутанхамона. Глаза, брови, уреи обведены черной краской, что придает этим портретам необыкновенную живость. Они несомненно вышли из мастерской незаурядного художника. Внутренности, спеленатые в виде мумий, уложили в маленькие золотые саркофаги, напоминающие по украшающим их орнаментам, выполненным в технике перегородчатой эмали, второй антропоидный гроб из ковчегов погребального покоя. Каждый орган и соответственно каждое из четырех отделений, в которых они находились, посвящались одному из четырех духов, именуемых сыновьями бога Гора, а они, в свою очередь, опекались четырьмя богинями-хранительницами. Поэтому внутри гробиков начертаны обращенные к ним моления. Один из них с изображением богини Нефтиды был представлен на выставке в Советском Союзе.

"Сокровенная сокровищница"
в том виде, в каком она впервые
предстала взору Г. Картера.
Впереди на переносном ковчеге
завернутая в пелены статуя
Анубиса в облике шакала,
за ним - голова священной коровы
Мехурет. На заднем плане - ковчег
с внутренностями Тутанхамона.
Слева - сундуки и модели судов.

     По углам алебастрового ковчега горельефом изображены богини-хранительницы с распростертыми руками, а на каждой стороне его начертаны магические формулы. Проложенные через золотые скобы шнуры с печатями царского некрополя, прикреплявшие крышку, оказались нетронутыми. Грабители не могли подступиться к ковчегу.
     Любопытно, что твердо установленный погребальным ритуалом порядок при размещении богинь и опекаемых ими духов не то в спешке, не то по небрежности нарушен.
     У южной стены сокровищницы громоздились черные ларцы - всего двадцать два. В каждом из них находились одна или несколько статуэток фараона либо различных богов. Всего изображений Тутанхамона оказалось семь. Приведем краткое описание трех, привезенных в Москву и Ленинград. Все они деревянные и покрыты листовым золотом. Первая представляет царя в короне Нижнего Египта с посохом в одной руке и плетью - с другой (парная - в короне Верхнего Египта). Вторая статуэтка изображает Тутанхамона (также в короне Нижнего Египта) в челне из папируса (на это указывает зеленый цвет окраски) с копьем, которое он занес, чтобы поразить врага - гигантского бегемота или крокодила, воплощающих врагов бога Ра или Осириса. Сам Тутанхамон здесь олицетворяет солнечного бога-сокола Гора. Третья статуэтка представляет Тутанхамона стоящим на пантере с плетью и посохом в руках. Таких статуэток обнаружено две. Они связаны с какими-то мифологическими представлениями, неясными для нас. Вообще же эти изображения, как полагает Г. Картер, видимо, показывают фараона в его различных ипостасях в загробном мире. Они интересны не только для уяснения представлений египтян о "стране Запада" - Аменти, где, как они считали, находилась обитель мертвых, но и как замечательные произведения мастеров, воплотивших лучшие традиции искусства периода Амарны, о котором нам еще предстоит говорить.


Стр. 1 из 4 СодержаниеВперед

 

Hosted by uCoz