На другой,
близкой по стилю первой, столь же
массивной подвеске, выполненной в
той же технике, в центре композиции
помещен сделанный из халцедона
большой скарабей с распростертыми
крыльями и лапами коршуна,
которыми он сжимает иероглиф,
обозначающий "вечность", и
букет цветов. На крылья опирается
ладья Тота с помещенным в ней
символом этого бога - "левым
глазом" - и двумя уреями по бокам.
Над ними - лунный диск с
изображением царя, стоящего между
богами Тотом и Гором. Внизу
прикреплены небольшие подвески в
форме цветов и бутонов лотоса,
разделенных голубыми кружками.
|
Подвеска и
массивного
золота, изображающая
ладью бога солнца, в
которой помещены
скарабей и урей. |
Если обе эти
подвески связаны в той или иной
степени с религиозными
верованиями или культом мертвых и,
возможно, имеют, так сказать,
значение официальное, то золотые
серьги в виде утки с
распростертыми крыльями,
украшенные полудрагоценными
камнями и цветной смальтой и
выполненные техникой
перегородчатой эмали, Тутанхамон,
вероятно, просто носил в детстве.
Как показало обследование мумии
фараона, его уши проколоты.
|
Ларец
кедрового дерева
с отделкой из слоновой
кости, золота и серебра.
Разные знаки-иероглифы
обозначают понятия
"сила", "владычество",
"жизнь". |
К хвосту утки
прикреплено пять ниток бус,
завершающихся каплеобразными
подвесками. На одном из дисков-застежек,
сделанных в виде запонок,
изображены фараон и два урея.
|
Золотая
подвеска,
изображающая
скарабея,
поддерживающего
ладью бога луны Тота. |
Среди оставленных
ворами украшений были еще серьги -
жесткие, сплошные и с подвесками;
ожерелья-воротники из бус и
нагрудники-пекторали, сходные с
найденными на мумии Тутанхамона,
но наиболее интересны царские
регалии - два скипетра в виде
крюков (изображающий их иероглиф
означает "властвовать", "править")
и две плети с тремя хвостами каждая.
И те и другие считались атрибутами
Осириса. Возможно, происхождение
этих знаков царского достоинства
восходит к очень отдаленным
временам, когда основу
хозяйственной жизни составляло
скотоводство, а посох и плеть были
непременной принадлежностью вождя
пастушеских племен. Примечательно,
что на одной плети имя фараона
выписано в его первоначальной
форме.
Тутанхатон, а на
другой - в более поздней:
Тутанхамон.
Первая плеть и один
из посохов - он сделан из бронзы -
были представ лены на выставке в на
шей стране.
Деревянные белые
сундуки предназначались для
богато украшенных парадных одежд,
но, кроме пары сандалий и воротника
из семи пронизей синих бусин,
скрепленных золотыми пере хватами,
воры в них ничего не оставили.
Как уже говорилось, в
сокровищнице обнаружена палетка
для письма, по-видимому подаренная
ему Меритатон. Здесь же находились
и другие наборы письменных
принадлежностей - личная
собственность царя. На одной
палетке с красками и тростниковыми
перьями - каламами, обитой листовым
золотом, начертано его имя в ранней
форме - Тутанхатон. Это доказывает,
что он пользовался ею либо в первые
годы своего правления, либо даже до
вступления на престол, еще в
детстве, когда его обучали грамоте.
Другая палетка - из слоновой кости,
- очевидно, сделана позднее: во-первых,
в нанесенном на ней тексте
упомянут Амон-Ра, что было
немыслимо при господстве религии
Атона; во-вторых, фараон назван
Тутанхамоном.
Кроме палеток в "письменный
прибор" входил футляр-пенал для
тростниковых перьев, выполненный в
виде полой колонны с капителью из
стилизованных листьев пальмы (верхняя
часть ее служила крышкой), а также
инструмент из слоновой кости,
служивший для разглаживания
неровностей папируса.
Считалось, что
покойник, принадлежавший при жизни
к господствующим слоям общества, а
тем более фараон, должен
располагать в загробном мире
достаточным количеством слуг или
рабов, которые обеспечивали бы ему
такое же лишенное всяких забот
существование, какое он имел при
земном своем бытии.
Для этого в гробницу
помещали статуэтки "ответчиков",
или ушебти, получивших свое
название от породы дерева, из
которого их первоначально
изготовляли. В шестой главе "Книги
мертвых" говорится, что "когда
человек обязан возделывать поля,
орошать пастбища или переносить
песок с востока на запад", то
предстают ушебти, и "тогда
говорят они: ",Здесь я!" -
отсюда другое их название: "ответчики".
Обычно они изображались с мотыгами
или заступами в руках. Иногда же
модели этих орудий труда, равно как
модели всевозможных сосудов для
воды, предназначенных для орошения
полей царства мертвых, помещали
отдельно. Так как ушебти служили
для подмены умерших, то в лучших
экземплярах стремились передать
портретное сходство с теми, взамен
кого они должны были трудиться, - в
данном случае с Тутанхамоном. В
этом легко можно было убедиться на
выставке, где экспонировались две
фигурки "ответчиков" - обе из
кедрового дерева. Одна фигурка
фараона изображена в полосатом
головном платке, увенчанном уреем;
платок, ожерелье и браслеты
позолочены, глаза инкрустированы.
Другая представлена в темном
парике, позолоченных браслетах и
воротнике.
На обеих ушебти
начертаны отрывки из "Книги
мертвых", а на ступнях первого
ответчика, кроме того, написано:
"Сделано царским писцом,
военачальником Миннехтом, для
владыки своего Осириса, фараона
Небхепрура..." Было найдено шесть
ушебти с его именем. Отсюда можно
предположить, что при погребении
фараона приближенные в качестве
посмертного дара приносили ему
подобные фигурки.
Всего в деревянных
ящиках, куда их уложили, обнаружено
413 статуэток "ответчиков" и 1866
моделей их орудий труда.
Портретное сходство
с Тутанхамоном придано и небольшой
деревянной статуэтке, где он
представлен на погребальном ложе в
облике Осириса. (Статуэтка эта
также демонстрировалась на
выставке в Советском Союзе.) Она
лежала в продолговатом ящике.
Рядом с мумией царя, на голову
которой надета маска, сидят две
птицы: одна с лицом человека - душа
Ба, другая - сокол, возможно бог Гор.
Надпись на ложе гласит, что
поднесена эта статуэтка царским
писцом, хранителем сокровищницы
Май. На самой фигурке имеется текст:
"Снизойди, матерь Нут, склонись
надо мной и преврати меня в одну из
бессмертных звезд, которые все в
небе!" Нут - богиня неба.
|