Содержание


     Под маской на тыльной стороне находился маленький амулет в форме подставки для головы, на которой обычно спали египтяне. Его магическое значение связано с одним из речений "Книги мертвых". Самое же существенное то, что сделан он из чистого железа. Египет жил тогда еще в бронзовом веке и железа практически не знал. От того времени дошли до нас буквально считанные предметы, сделанные из этого металла.
  
Голова мумии
Тутанхамона.

      Голову Тутанхамона, скрытую несколькими слоями повязок, обхватывает диадема - золотой обруч, украшенный кружками из сердолика. В центре каждого помещена золотая шишечка. Сзади к ней прикреплены золотые ленты и бант, а спереди - головы змеи и коршуна, символы богинь Буто и Нехебт. Последние при помощи скреп-застежек можно было снимать и надевать. Такие диадемы - один из древнейших символов власти царя - уже трижды удавалось находить в погребениях фараонов периода Среднего царства и XVII династии.
     Под следующим слоем повязок лоб обвивала широкая свисающая до ушей лента из полированного золота. На затылке находились те же эмблемы - коршун и кобра, составленные из золотых пластинок. Еще один слой повязок скрывал род шапочки, надетой на выбритую голову фараона. На ней золотым и фаянсовым бисером был вышит узор из уреев. В середине каждого из них вписано в картуше имя Атона. Эту вышивку пришлось оставить на месте, настолько плотно она приклеилась к макушке.
     Так как голова царя также обуглилась, то наложенные на нее покровы удалялись с необыкновенной осторожностью. По снятии остатков последнего из них открылось лицо Тутанхамона. Его выражение было "ясно и безмятежно". Сходство с Эхнатоном не вызывало никаких сомнений, так же как и с лучшими сохранившимися портретами Тутанхамона. Это доказывает не только высокое мастерство художников того времени, но и их стремление точнее и реальнее передать натуру.
     На шее фараона располагались ожерелья-воротники двух типов и двадцать амулетов в шесть слоев. Один из воротников - из чеканного листового золота - изображал сокола с распростертыми крыльями, т. е. бога Гора, и, согласно предписаниям "Книги мертвых", надевался на шею или на грудь умершему.
     Что касается амулетов, то в большинстве своем они были сделаны из золота, некоторые инкрустированы и изображали либо различных богов - Тота, Анубиса, Гора, либо их символы - вроде "позвоночного столба" Осириса - "джед", коршуна богини Мут и т. п. Все они предназначались для того, чтобы отвратить от умершего опасности, подстерегающие его на пути в царство мертвых.
     Другая группа предметов - общим числом тридцать пять - располагалась в тринадцать слоев среди повязок на груди - от шеи до живота. Среди них были еще четыре золотых воротника, изображающие коршунов, змею и сокола. Их крылья достигали ключиц и завязывались на шее проволокой. Крылатый большой скарабей, закрепленный на золотой пластинке (он должен был заменить вынутое при бальзамировании сердце), свешивался до живота на золотой проволоке. Далее находились одно на другом два больших ожерелья-пектораля, называемые в ритуальных текстах "ожерельями Гора". Нижнее, бывшее на выставке в СССР, - превосходный образец искусства древних ювелиров. Крылья сокола составлены из золотых пластинок, инкрустированных способом, близким к перегородчатой эмали. Далее, под бинтами, размещались еще три ожерелья, сходных с уже описанными, и три золотых браслета. К одному из них прикреплено сделанное из железа "око Гора" - священный символ солнечного божества. Ниже, в несколько слоев, лежали еще ожерелья - воротники и пекторали - с изображениями коршуна, змеи, сокола, скарабея - почти все самой изысканной тонкой работы, заставляющие восхищаться вкусом подобранных расцветок инкрустаций и изобретательностью ювелиров, сумевших воплотить в них сочетания различных символов, имевших магическое значение. Среди пелен на груди и животе находились в общей сложности тринадцать перстней из золота, лазурита, халцедона различных оттенков и бирюзы. Некоторые были с печатками; на них или рядом с ними выгравированы картуши Тутанхамона.
     Руки фараона запеленали отдельно, а затем согнутыми в локтях прибинтовали к туловищу, вложив в бинты два небольших браслета-амулета со священными символами. От предплечий до запястий на обе руки были надеты браслеты: семь - на правую и шесть - на левую. Они сделаны из ажурных сердоликовых пластинок, перемежающихся со скарабеями; некоторые инкрустированы цветным стеклом и полудрагоценными камнями. Пальцы рук вставлены в золотые футляры. На двух пальцах были надеты еще и кольца. На печатке одного вырезано изображение царя, преклонившего колени и подносящего фигурку богини истины - Маат.
     На живот в пелены положили десять различных предметов. Кроме амулетов среди них находились два золотых пояса с приделанным полым цилиндриком, в котором укреплялся хвост. С такими хвостами фараоны часто изображались во время совершения всевозможных ритуальных действий. Сами хвосты, находившиеся на дне гроба и сделанные из сплетенных пронизей бус и бисера, вдавились в сгустившуюся массу благовоний. Извлечь их оттуда удалось лишь с большим трудом. Так как основа истлела, то они нуждались в основательной реставрации. Под нижний пояс был засунут великолепный золотой кинжал, показанный у нас на выставке. Его рукоять украшена светло-желтой зернью, полосками полудрагоценных камней и цветного стекла и внизу увита орнаментом из золотых проволочных спиралей. Клинок также золотой, особой закалки. Он ничем не украшен, но форма его необыкновенно изящна. Самое примечательное в этом оружии - ножны, на одной стороне которых в технике высокого рельефа изображены лев, нападающий на каменного козла, собака, преследующая теленка, леопард и лев, схватившие козла. Стилизованный растительный орнамент заполняет пространство между животными. Хотя на кинжале имеется картуш Тутанхамона, сопровождаемый хвалебными эпитетами, академик Б. Б. Пиотровский в противоположность мнению Г. Картера, приписывающего его египетским мастерам, полагает, что он был изготовлен либо где-то в Малой Азии, либо малоазиатскими умельцами, проживавшими в долине Нила. Впрочем, и сам Г. Картер отмечает "родство с эгейским миром или с островами Средиземного моря". Как бы то ни было, этот памятник - примечательное свидетельство культурных связей Египта с окружающим миром.


Стр. 6 из 7 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz