Содержание


     Но и этот гроб извлечь стойло больших усилии, правда уже по другой причине. При погребении на него вылили смолистые благовония в таком количестве, что, застыв, они намертво склеили его со вторым гробом, вместе с нижней частью которого он был перенесен в более просторную переднюю комнату. Крышка золотого гроба закреплялась восемью золотыми шипами. После того как ее приподняли за ручки, показалась наконец тщательно обернутая, подобно гигантскому кокону, погребальными пеленами мумия фараона с сияющей золотой маской.
  
Золотая маска
Тутанхамона.

     Портретная маска Тутанхамона - одно из величайших творений египетских художников-ювелиров. Она выкована из чистого золота и весит 9 кг. Глаза юного фараона, чуть-чуть скошенные, с большими черными зрачками, спокойно устремлены вперед. Их взгляд подчеркнут синим контуром, которым они обведены. Голову покрывает подобие полосатого платка с опускающимися на плечи и далее на грудь концами. Лоб венчают уже знакомые нам символы царской власти - коршун Нехебт и змея Буто. Грудь украшает ожерелье из тройного ряда разноцветных бусин с головками сокола на концах. Маска имеет сходство с другими несомненно достоверными скульптурными портретами Тутанхамона. Более того, в ней можно уловить некоторые общие черты с Эхнатоном и, особенно в профиль, - с царицей Тии. Таким образом, она служит ценным доказательством близкого родства Тутанхамона с царской семьей. С шеи на ремнях, инкрустированных золотом, свешивался большой скарабей. В скрещенные на груди руки, сделанные также из массивного золота, были вложены скипетр и плеть - символы власти повелителя загробного мира Осириса. Полотняный покров вдоль тела перекрывали ленты, состоящие из золотых пластинок, скрепленных связками бус. На пластинках столбцы иероглифов содержали "речения" богов к умершему фараону. Вот, например, слова бога земли Геба: "Мой любимый сын, наследник престола Осириса, царь Небхепрура, твое благородство совершенно, твой царский дворец могуществен, твое имя - в устах рехит (т. е. подданных), твоя незыблемость - в устах живущих. О Осирис, царь Тутанхамон, пребывает сердце твое в теле твоем вечно. Он находится во главе душ живущих, подобно Ра, он пребывает в небесах".


Голова царицы Тии - супруги фараона Аменхотепа III
и маска Тутанхамона. При сопоставлении видно несомненное сходство.

     Вдоль боков мумии, от плеч до ног, прикрепленные к поперечным перевязям, тянулись такие же ленты, украшенные магическими эмблемами, уреями и картушами фараона. При детальном рассмотрении их выяснилось любопытное обстоятельство: оказалось, что часть пластинок, составляющих эти ленты, первоначально предназначалась для Сменхкара, так как в тексте на обороте некоторых из них имеется его имя.
     К сожалению, совершенно истлели нити, прикреплявшие золотые кисти рук и украшения к покрову, а также скипетр и плеть, которые рассыпались в прах при первом прикосновении. Поэтому пришлось все - деталь за деталью - в том же порядке перенести на специальную подставку.
     На мумию и на золотой гроб при захоронении с излишней щедростью вылили по меньшей мере четыре ведра темных смолистых благовоний. В результате она и нижние части второго и третьего гробов склеились в единую темную массу, разъединить которую механическим способом без риска повредить что-либо было невозможно. Тогда решили размягчить застывшие благовония, выставив оба гроба наружу, где жара достигала 65°С. Однако это ни к чему не привело; очевидно, температура оказалась слишком низка. Пришлось прибегнуть к другому, более радикальному средству. Внутреннюю сторону гроба покрыли толстыми пластинками пинка. Наружный гроб - второй - обернули мокрым одеялом. Под золотой гроб поставили парафиновые лампы, степень нагрева которых регулировали так, чтобы ничего не повредить. Только через несколько часов при температуре 500° окаменевшие благовония размягчились и появилась возможность отделить золотой гроб и снять маску.
     Первый гроб, точнее, его нижняя часть все еще оставалась в каменном саркофаге. Теперь ее подняли. От влаги, выделенной благовониями, вздулась и покоробилась позолота облицовки; ее пришлось закрепить растопленным парафином. Гроб стоял на позолоченных носилках. Твердое дерево, из которого они были сделаны, в течение трех тысяч лет без всякого вреда для себя выдерживало примерно 1250 кг веса - все три гроба с их содержимым.
     На самом дне саркофага вместе с какими-то тряпками, обрывками гирлянд и тому подобным мусором лежал превосходно орнаментированный сосуд для благовоний из электрода.
     Теперь наступил черед мумии. Обследование ее началось 11 ноября 1925 г.
     Окисляясь, смолистые вещества обуглили полотняные покровы. Они стали хрупкими и рассыпались при каждой попытке отделить их друг от друга. Покровы пропитали нагретым парафином и, разрезав, снимали пластами. Благовония повредили не только внешние слои повязок. Проникнув вглубь, они в буквальном смысле слова скрепили мумию с дном гроба. В конце концов их пришлось отбивать с помощью долота целыми кусками. Действовать надо было с большой осторожностью, так как пострадали от благовоний не только повязки и бинты, но и останки фараона. Кроме того, на мумии между слоями покровов находилось множество различных предметов: украшений, амулетов и всевозможных магических символов. Всего сто сорок три. Разумеется, даже перечислить их сложно, но нельзя не упомянуть хотя бы кратко о некоторых, наиболее примечательных экземплярах из этой уникальной коллекции.


Стр. 5 из 7 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz