СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ
(Психология манипулирования)
Шейнов Виктор Павлович
ЧАСТЬ II. ТЕХНОЛОГИЯ СКРЫТОГО УПРАВЛЕНИЯ
Духовная сила относится к физической, как 3:1.
Наполеон
[Общее содержание] - [Введение] Части книги: [I], [II], [III], [IV]. [Заключение] - [Литература] Часть II. Гл. 7. П-т 7.4. Главы второй части: [5], [6], [7], [8]. |
7.1. Психологическое содержание аттракции 7.3. Тонкости слушания 7.4. Средства достижения аттракции
|
.: СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ АТТРАКЦИИ :.
|
Глава 7. АТТРАКЦИЯ
Прокладывай дорогу к разуму человека через его сердце.
Честерфилд
7.4. СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ АТТРАКЦИИ
Улыбка
Улыбнитесь не просто сами по себе, а именно человеку, собеседнику. Хорошая улыбка творит чудеса. Все мы слышали про улыбки в миллион долларов и про людей, которые сделали себе карьеру именно благодаря прекрасной улыбке.
Секрет улыбки
Состоит в следующем: действия более выразительны, чем слова, и верят больше именно первым. Улыбка - это действие, означающее: "Я к вам хорошо отношусь. Вы мне нравитесь, мне хорошо с вами, я рад(а) вам". Все это очень приятно сознавать, и поэтому улыбка является завуалированным комплиментом. Дружеское расположение рождает ответное расположение.
Врачи знают о так называемом "лейкоцитозе улыбки": когда человек улыбается, состав его крови улучшается. Улыбка - это синоним хорошего настроения. Люди тянутся к тем, у кого хорошее настроение, ибо надеются, что оно передастся и им.
Во многих странах служащие обязаны улыбнуться посетителю; тот, кто с этим встречался, подтвердит, что это очень облегчает решение вопросов. Нередко в офисах висят таблички, обращенные и к клиентам: "Улыбайтесь!"
Людей некоторых профессий специально учат улыбаться: дикторов телевидения, актеров, политических деятелей, дипломатов. Теперь эту науку постигают и деловые люди. Оказавшись, например, в США, вы будете приятно поражены тем, что, разговаривая с вами, партнеры обязательно вам улыбаются, причем улыбкой широкой, дружелюбной, вызывающей расположение.
Как "сделать" хорошую улыбку
Не всякому нравится его собственная улыбка. Ничто не приходит само по себе, за все надо платить. Не зря же говорится: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Нам приходится многому учиться, почему бы не поучиться хорошей улыбке?
Находясь перед зеркалом, заставьте себя засмеяться. Не очень получилось? Тогда покажите себе язык. Засмеялись? А теперь "запомните" мышцами лица это состояние и постарайтесь его повторить.
Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал, что постоянными упражнениями перед зеркалом он выработал у себя около сотни различных улыбок, уместных в разных ситуациях. "Его пример другим наука!" Этой наукой всерьез занимаются в школах бизнеса. Созданы, в частности, специальные зеркальные карточки с изображением широкой улыбки, которую обучающиеся, глядя на свое отражение, пытаются воспроизвести.
Одна из женских проблем
Уделим внимание прекрасному полу. Дело в том, что многие женщины стараются не улыбаться, так как, по их мнению, улыбчивость приводит к появлению морщин. Это заблуждение было опровергнуто недавними исследованиями, раскрывшими механизм образования морщин. Оказалось, что при улыбке тренируются как раз те группы мышц, которые препятствуют образованию морщин.
Наблюдением установлено, что хмурые лица старятся быстрее. У хмурых людей и настроение хмурое, что старит и само по себе, да и расположения со стороны окружающих меньше.
Имя как средство аттракции
Известно, что человеку приятно слышать свое имя и отчество. Когда мы хотим убедить кого-то, то непроизвольно и довольно часто упоминаем его имя.
Произносить имя следует не скороговоркой, а с чувством и в том же темпе, в каком идет разговор.
Уважительно произносимое имя - важный шаг в достижении аттракции. Из истории
известно, что многие выдающиеся люди помнили огромное количество имен. То, что
запомнил имя (особенно после давнишнего и непродолжительного разговора), - это
своеобразный комплимент. Лев Толстой, например, долгие годы помнил имена и
отчества множества посетителей - всех тех, кто хоть раз навещал его в Ясной
Поляне. Цезарь знал имя каждого из тысяч своих легионеров. Не случайно эти
люди обладали огромной притягательной силой.
Чтобы запомнить большое количество имен, деловые люди выработали надежное
средство. Состоит оно в том, что записи с именами людей регулярно просматривают.
Если нет времени сделать это днем, приходится возвратиться к этому вечером,
лучше всего незадолго до сна. Приятней, конечно, почитать на ночь что-нибудь
более увлекательное, но искусство (в том числе и общения) требует жертв.
Четыре приема запомнить имя
Очень часто мы мгновенно забываем только что услышанное при знакомстве имя (отчество). Чтобы этого не произошло, рекомендуется:
Сразу же, как услышали, повторить его вслух, например: "Очень приятно, Иван Васильевич".
Ассоциировать с именами и отчествами известных вам людей или исторических личностей. Такая визуальная ассоциация помогает, даже когда вам приходится взять имя одного персонажа, а отчество - другого.
Проговорить имя-отчество несколько раз про себя, если вслух не удается.
Сделать себе установку на запоминание имени и отчества.
Визуальный контакт и аттракция
Взгляд является исключительно важным для аттракции. Глядя на говорящего, слушатель, во-первых, проявляет заинтересованность, а во-вторых, сосредоточивает внимание на говорящем, что способствует взаимопониманию.
Оптимальная продолжительность взгляда не превышает 10 секунд. Более длительный взгляд может быть воспринят как вызов или смутить. Особенно это касается людей неуверенных или стеснительных (а их около 40%).
Встреча взглядами обычно длится несколько секунд - этого вполне достаточно для взаимопонимания.
Исключение составляет обсуждение неприятных вопросов: здесь воздержание от визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. И наоборот, настойчивый взгляд в этом случае воспринимается как вмешательство в переживания человека.
Женщины более склонны к визуальному контакту, нежели мужчины. По-видимому, это проявление большего внимания их к самому процессу общения и к деталям - к тому, что мужчины считают мелочами, недостойными внимания. Мужской рационализм в данном случае является помехой общению.
Замечено, что более смотрят на тех, кем восхищаются или с кем имеют близкие, доверительные отношения.
По взглядам можно судить, в какой стадии находится беседа. Когда говорящий то смотрит в глаза собеседнику, то отводит взгляд, это означает, что мысль его еще не завершена.
Когда говорящий остановил свою речь и прямо посмотрел в глаза слушателя, это значит, что он закончил, теперь очередь за собеседником.
Оратор и слушатели
Во время выступления, особенно перед сравнительно небольшой аудиторией, оратор должен стараться посмотреть на каждого слушателя. Тем самым адресуя речь каждому из них. Восприятие оратора аудиторией от этого значительно выигрывает. К визуальному контакту мы еще вернемся.
Внешний вид
"Встречают по одежке" - этой поговоркой сказано все. Добавим только, что первое впечатление, как мы видели, сказывается на всем последующем восприятии.
О том, какое сильное впечатление может оказывать внешний вид, - следующий, давний и (это показательно!) надолго запомнившийся эпизод.
В Минск приехал на гастроли московский Малый театр. Среди молодых актеров на сцене выделялся (старенький уже тогда) Игорь Ильинский. Не помню, что за пьеса и кто как играл, но поразил их внешний вид. Мэтр сцены был в отлично отглаженном костюме, в начищенных до зеркального блеска штиблетах. Молодые его партнеры по сцене - в мятых костюмах и грязной обуви. В памяти осталось именно это обстоятельство, и это говорит само за себя...
Слушая, кивайте
Замечено, что рассказывающий нескольким слушателям смотрит больше на того, кто кивает. Это вполне объяснимо - ведь именно от него он получает поддержку: я вас понимаю или, еще лучше, согласен с вами.
Используйте этот прием. Кивайте, когда слушаете. Поскольку кивок означает понимание, то кивайте в тот момент, когда естественно сказать "понимаю" или "согласен". Это очень сильный прием, чтобы расположить к себе собеседника.
Замечено, что при разговоре с несколькими равными по статусу лицами говорящий обращается чаще к тому, кто кивает. Тем самым у остальных создается впечатление, что он - самый значимый среди них. Ведь обычно, обращаясь к группе, больше внимания уделяют более значительному лицу в ней.
Таким образом, кивая, усиливаем аттракцию, а она поднимает статус слушателя.
Позы и жесты
Они играют важную роль для аттракции. Наклонившийся к нам собеседник воспринимается как более внимательный слушатель. Наоборот, мы чувствуем определенное неудобство, когда собеседник откидывается назад, а тем более - сидит, развалясь.
Непринужденная поза предпочтительнее скованной, ибо соответствующее состояние передается и партнеру. Напряженность препятствует аттракции, непринужденность способствует ей.
Нескрещенные руки и ноги во время разговора вызывают положительную реакцию, так как свидетельствуют об открытости, доверии. Скрещенные же означают защиту. Руки, закинутые за голову, демонстрируют позицию превосходства. Стоящий, подбоченившись, выражает решимость: либо приступить к делу, либо не повиноваться собеседнику. Последние три позы препятствуют аттракции.
Отзеркаливание
Установлено, что когда беседующие симпатизируют друг другу или пришли к общему мнению, то они невольно повторяют позы и жесты друг друга. Это как бы последний аккорд в полном соединении личностей. Позы и жесты эти обычно дружественные. Наоборот, принятие собеседниками различающихся поз является дополнительным препятствием в достижении взаимопонимания.
Поэтому желающему добиться аттракции рекомендуется зеркально отображать позы (жесты) собеседника, если они дружественные или нейтральные. Встретившись с недружественными позами (жестами), следует как-то отвлечь от них. Например, собеседник скрестил руки (сцепил пальцы, держит руки в карманах, размахивает сжатым кулаком или делает другие отрицательные жесты) - дайте ему документ, который иллюстрирует ваши слова. Это отвлечет его от отрицательных невербальных проявлений.
Взаимное расположение в пространстве
Сотрудничающие или хорошо знающие друг друга люди предпочитают располагаться сбоку друг от друга. Подобное расположение ассоциируется с благорасположением беседующих и с взаимной аттракцией.
Оказывается, при прочих равных условиях конфликты чаще возникают между людьми, находящимися друг против друга. (Не случайно слово "противостояние" означает конфликт.) Поэтому для разговора лучше садиться рядом или под углом друг к другу.
В зависимости от пола предпочтения таковы: женщины чаще предпочитают разговаривать, находясь сбоку, мужчины - напротив друг друга. Исключение составляют случаи соперничества.
Положение "на виду у всех"
На величину аттракции оказывают влияние даже особенности расположения партнеров по общению. Если человек больше времени находится на виду у окружающих, то симпатия, как правило, к нему повышается. Эксперименты показали, что в многоэтажных домах большей популярностью пользуются жильцы квартир, расположенных вблизи почтовых ящиков, дверей лифтов и подъездов, то есть мест, через которые проходит большое количество людей. Правда, выяснилось, что в подобных случаях у отдельных людей может возникать и чувство враждебности по отношению к тому, кто "мозолит глаза". Однако в целом рост симпатии идет гораздо более быстрыми темпами, чем рост враждебности. Поэтому тем, кто считает себя "пренебрегаемым", можно посоветовать почаще находиться "на людях". Такое поведение, кстати, будет и своеобразным тренингом по избавлению от застенчивости.
Еще один эксперимент на эту же тему, проведенный в США. По окончании войны во
Вьетнаме и возвращении домой многие военнослужащие, спаянные фронтовой дружбой,
предпочитали селиться вместе в специальных поселках с общим расположением
домиков в виде подковы. Края подковы выходили к автостраде, по которой люди
утром отправлялись на работу, а вечером возвращались домой. При этом все жители
поселка, для того чтобы попасть на автостраду, должны были миновать ближайшие к
ней домики. Как показал психологический опрос, наибольшую симпатию в поселке
вызывали жильцы именно этих домиков, наименьшую - самых удаленных.
Таким образом, постоянное нахождение человека в местах большого скопления людей
вызывает, как правило, повышение симпатии к нему. Этот факт интуитивно учитывают
люди, просящие милостыню, а также уличные торговцы.
По этой же причине регулярно появляющиеся на телеэкране дикторы собирают урожай симпатий, намного превосходящий тот, что достается людям, возможно, более достойным этого, но не мелькающим столь часто перед глазами (в том числе и работающим на телевидении).
Киноактеры использовали это обстоятельство для того, чтобы поправить свое материальное положение. И могли это сделать не только те, кто действительно любим зрителями. Народ в провинции валом валит на "творческие встречи" с артистами средней руки, но снявшимися в каком-то приличном фильме.
Психологическая основа аттракции как следствие частого появления на виду, на наш взгляд, состоит в следующем. Место на виду у всех, в центре внимания является более престижным. Ведь большего внимания всегда удостаиваются люди с более высоким статусом. Привыкнув видеть на более почетном месте высоко значимых людей, мы невольно уже само нахождение на нем человека воспринимаем как указание на его значительность.
Затем срабатывает стереотип: "рядом - значит вместе", в силу которого происходит притяжение к известным людям.
Межличностное расстояние
Испытывающие аттракцию садятся поближе к собеседнику, испытывающие противоположное состояние - подальше. Однако слишком близкое расположение (до 0,5 м) воспринимается как интимное; расстояние от 0,5 до 1,2 м - для дружеского разговора; "социальное" расстояние (1,2-3,7 м) - для деловых отношений; "публичное" расстояние (более 3,7 м) - для того чтобы обменяться несколькими словами или вообще не контактировать.
Обычно человек интуитивно располагается на соответствующем расстоянии. Тем не менее некоторая корректировка его с учетом вышесказанного позволит использовать и этот ресурс: ведь нужно думать не только о своем удобстве, но и о комфорте партнера и об условиях, способствующих постоянному усилению аттракции.
Женщинам более комфортно несколько более близкое расположение собеседников, чем мужчинам. Люди пожилые и дети также предпочитают держаться поближе, нежели люди средних лет, молодежь, подростки.
Собеседникам равного статуса удобнее находиться ближе друг к другу, чем тогда,
когда они общаются с лицом более высокого положения.
У разных народов, в разных культурах подобные дистанции варьируются, однако
общие закономерности именно таковы. Корректировки имеют следующую тенденцию:
южные, более темпераментные люди предпочитают несколько меньшую дистанцию
общения; северные - большую.
Понятия "держать дистанцию", "держать на расстоянии" хорошо известны в служебных отношениях. Они служат защитой от манипулирования (например, начальником со стороны подчиненных, желающих сыграть на неформальных отношениях).
В боксе "держать дистанцию" означает выбрать именно то расстояние "общения" посредством нанесения ударов, которое позволяет кулаками "сказать больше", нежели получить "ответов".
Дистанция между ораторами и аудиторией
Наибольшее удаление от ближайших слушателей 3-4 метра естественно при выступлении на собрании, совещании с большим числом участников. Большее расстояние затрудняет контакт, меньшее - свидетельствует о желании такого контакта, но некоторыми слушателями воспринимается как некое давление с целью навязать мнение оратора. Все это необходимо учитывать выступающему, желающему достичь аттракции.
Внешний вид
Первое впечатление обычно влияет на все последующее восприятие, и именно внешний вид - первая информация, которую получают люди друг о друге при встрече. О том, как различные элементы внешнего вида действуют на восприятие человека окружающими, говорилось ранее.
Пунктуальность
"Точность - вежливость королей и долг остальных людей" - этот приписываемый Людовику XIV афоризм как нельзя лучше раскрывает роль пунктуальности. Не ничего хуже, чем опоздать к началу встречи. Еще великий Шекспир сказал: "Лучше прийти на 2 часа раньше, чем опоздать хотя бы на 2 минуты". Справедливость этого легко понять, если речь идет об опоздании на поезд. Но отношения между людьми не менее важны, чем сорвавшаяся поездка.
Опоздание - прямая помеха аттракции. Наоборот, пунктуальный человек вызывает аттракцию.
У пунктуальности есть свои секреты. Прежде всего в силу определенной неточности хода наших часов разница в показаниях договорившихся встретиться людей может достичь 3-4 минут (у одного - немного спешат, у другого - слегка отстают). Придя точно по своим часам, по мнению другого можешь оказаться опоздавшим. Поэтому для пунктуальности следует: 1) ежедневно сверять часы с сигналами точного времени; 2) приходить на встречу за 5 минут до назначенного времени.
Приход раньше другого (и соответственно некоторое ожидание) - это проявление уважения к партнеру. Младший не должен заставлять ждать старшего, то есть ему нужно обязательно прийти раньше. То же самое - мужчина при встрече с женщиной.
Для приема по записи у крупного руководителя принято появляться в его приемной не позднее чем за 10 минут с учетом возможной разницы в показаниях часов и необходимости привести себя в порядок, для чего, возможно, потребуется посетить туалет (приводить себя в порядок при секретаре и других лицах не принято). Освободившийся руководитель имеет право пригласить следующего раньше на 5 минут.
Не беритесь советовать...
... пока вас об этом не попросят. Не зря по поводу советов есть множество шуток типа: "Легче дать 100 советов, чем выполнить один из них"; "К этим бы советам, еще совет, как их выполнить"; "Кто умеет делать, тот делает, а кто не умеет - тот учит". Бесспорным является только совет: не давать никаких советов.
Такое отношение объясняется тем, что совет есть психологическая пристройка сверху. Но пристройка сверху - это конфликтоген, а он разрушает доброжелательность общения и, следовательно, препятствует аттракции.
В тех случаях, когда у вас действительно просят совета, нужно быть крайне осмотрительным, ибо плохой совет может навсегда испортить отношения. Однако нередко люди спрашивают совета только для того, чтобы утвердиться в уже принятом решении. Поэтому прежде, чем советовать, необходимо получше разобраться в ситуации, для чего целесообразно применить приемы рефлексивного слушания.
Не перебивайте собеседника
Большинство из нас грешит этим недостатком. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Руководители привыкли перебивать - и не только подчиненных, но и в быту. Это не способствует аттракции.
Наоборот, внимательно слушая, мы отдаем приоритет мыслям говорящего перед своими (скрытый комплимент). Перебивая же, мы как бы говорим: "Послушай лучше меня, мои мысли ценнее твоих. А все, что ты хочешь сказать, я и так знаю".
Если перебить все же пришлось, то помогите затем восстановить ход мыслей собеседника, прерванный вами. Иначе аттракции не добиться.
Задавайте вопросы
Тактичные вопросы возбуждают мысль слушателя, а ленивых заставляют прислушиваться к говорящему - неудобно беспомощно таращить глаза, когда обращаются с вопросом. Другой способ: "Возможно, вы думаете, а почему я ничего не сказал о... Отвечаю..."
Готовьте вопросы
Намечая вопросы, следует учесть два обстоятельства: 1) необходимо иметь искренний интерес к тому, что скажет собеседник (не следует задавать вопросы, если не хотите услышать ответ); 2) сохранить "двойную перспективу" - принимать во внимание не только то, что вы сами хотите услышать, но и то, что хочет сказать или выразить партнер.
Не стоит "без разогрева" задавать собеседнику слишком открытый вопрос, на который ему скорее всего будет лень отвечать: "Расскажи мне о себе...", "Как прошел день?" и т. д. В эту же категорию входят слишком сложные вопросы, которыми может грешить неопытный психолог, например: "Какие процессы идут в вашем подсознании?"
Еще одна ошибка - "отказываться" до того, как вопрос задан: "Вы можете и не отвечать мне, но расскажите, пожалуйста, о..." И, конечно, надо знать, что конкретно вам хочется спросить у собеседника.
За рубежом функционируют группы социально-психологического тренинга для женщин, которые обучаются искусству вести разговор с "интересными людьми" во время вечеринок и приемов. Существует ряд ненавязчивых вопросов, позволяющих поддерживать и стимулировать такую беседу: "Если бы вы могли выбрать другую профессию, то какую бы предпочли?", "Если бы вы имели возможность поехать сейчас на отдых, то какое бы место выбрали?" и т.д. Поскольку цель в начале знакомства - заинтересовать собеседника, втянуть его в разговор, то подобные вопросы позволят это сделать.
После выбора такого человека рекомендуется улыбнуться и установить с ним визуальный контакт. Разговор лучше начать с закрытых вопросов, если их немного. И не забывайте о "двойной перспективе". Начинать лучше с общих тем, постепенно переходя на более личный уровень.
"Читайте между строк"
Речь идет о "чтении" устной речи. Так, фраза: "Бизнес есть бизнес" - может служить оправданием грабежа и предательства. Если на деловых переговорах ваш партнер использует словосочетание: "Мне пришло в голову...", это скорее всего означает, что он считает себя умнее вас (ему пришло в голову, а вам нет).
Понятно, что употребление подобных выражений не способствует аттракции.
Шутка
Ее значение для достижения аттракции невозможно переоценить. Удачная шутка улучшает настроение собеседников, пошутивший вызывает расположение к себе.
Неоднократно доводилось быть свидетелем ситуации, когда загнанный в угол претензиями начальства подчиненный уместной шуткой менял настрой руководителя снова на милость.
Как шутка довела до гинеколога
Жена жалуется мужу, что не может взять талон на прием к гинекологу - туда нужно являться лично с утра, а у нее никак не получается. Муж берется ей помочь. Звонит в женскую консультацию:
- Доброе утро. Могу я отложить у вас талончик к гинекологу? Мой адрес такой-то. (Регистратор, смеется):
- Конечно, видно у вас случай подходящий...
- Да, случай самый непростой. Наша фамилия (называет). А можно, чтобы вместо меня пришла жена?
- Можно, в виде исключения...
А как "у них"?
Имея дело с западными фирмами, проводящими обучение деловых людей, автор обратил внимание, что руководство требует от своих преподавателей (инструкторов), чтобы в каждом их выступлении было определенное число шуток (в зависимости от длительности выступления). Причем приветствуется использование стандартных шуток, "изготовленных" в фирме. (Автор, не скрою, был шокирован такой стандартизацией, но это дела не меняет.)
Рекламные буклеты таких фирм обязательно включают фотографии, изображающие аудиторию, смеющуюся шутке лектора - инструктора этой фирмы.
Предостережение: если человек обладает чувством юмора, то пошутить ему нетрудно, нужно только помнить, чтобы шутка не обидела никого из присутствующих, иначе она даст обратный результат.
Семь приемов известного юриста
В приводимой ниже выдержке из книги П. Сергеича "Искусство речи на суде" (М.: Юрид. лит., 1988) не только указываются эти приемы, но и блестяще демонстрируется их использование.
Будьте только внимательны, читатель, и вы скажете, что первый прием применен в предыдущей строке; это - прямое требование внимания от слушателей.
Вы также скажете, что второй прием, столь же простой и естественный, это, конечно, пауза.
Третий прием заключается в употреблении - и надо сказать, что это единственный случай, когда вообще может быть допустимо употребление, - вставных предложений.
Четвертый прием, как вы уже догадались, не правда ли, проницательный читатель? - это обращение к слушателям с неожиданным вопросом.
Перейдем к пятому приему, после которого останутся еще только два; из них последний, седьмой - самый интересный. Пятый прием есть очень завлекательный, но вместе с тем и... Впрочем, в настоящую минуту мне кажется удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании; шестой прием основан на одной из наиболее распространенных и чувствительных слабостей человека; нет сомнения, что, задумавшись хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его; я даже не знаю, стоит ли прямо вызывать эту уловку, когда читатель уже издалека заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и поддразнить его любопытство, чтобы обеспечить себе его внимание.
Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль; и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к не договоренному ранее.
Седьмой прием, как видели читатели, заключается в том, чтобы заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии.
Правило "детали"
Любопытная деталь не только привлекает внимание, но и вырастает до сильного довода, подтверждающего отстаиваемый тезис.
Известный российский историк В. О. Ключевский (1841-1911), читавший в Московском университете лекции по "биографии" России, был непревзойденным оратором. Необходимый исторический фон и особое настроение слушателей создавались им буквально в мгновения. Например, он говорил: "Императрица Екатерина была не очень грамотным человеком - в слове "еще" она делала четыре шибки: "исчо". Весь его курс был пересыпан подобными деталями.
Документальность
Всякий раз, сталкиваясь с документальными подтверждениями, мы ощущаем усиление доверия к материалу в целом.
Такие "документальные вкрапления" обеспечили громкую популярность многих художественных проведений. В сериале "Семнадцать мгновений весны" "точное время" действия, показываемого на экране, "письменные характеристики" главных действующих лиц, зачитывание "секретных документов".
В фильме "Белое солнце пустыни" - "письма" главного героя своей супруге Катерине Матвеевне. В повести В. О. Богомолова "В августе сорок четвертого" - тексты шифровок.
Нет нужды говорить, что каждое из этих произведений горячо нами любимо и уже много лет вызывает повышенный интерес публики.
Средства пантомимики
Жесты оживляют речь и делают ее более выразительной. Телодвижения могут способствовать и привлечению внимания. Резкое движение руки, выразительный наклон головы, шаг вперед, движения плеч, несомненно, вызывают непроизвольное внимание собеседников.
Психологические паузы
Их назначение - раскрытие движения мысли и чувства. Пауза акцентирует внимание на том, что говорится в данный момент. Обычно пауза указывает на нарастание психологического напряжения и потому часто встречается в тех местах речи, где описывается резкая смена событий, где есть антитеза, контраст, неожиданность. Например, во фразе: "Геологи искали воду, а нашли... золото" - психологическая пауза отражает противопоставление "вода - золото". То есть нечто обычное противопоставляется необычному или важному. В предложении: "Он долго работал над изобретением и наконец изобрел... велосипед" - психологическая пауза подготавливает неожиданную развязку.
Психологическая пауза связана с подтекстом речи, она свидетельствует о том, что за фразой - жизнь. Сущность психологической паузы становится яснее, если сравнить ее с паузой логической. "Вот в чем она заключается: в то время как логическая пауза помогает выяснить смысл, психологическая пауза дает жизнь этой мысли, стараясь передать подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна... Логическая пауза служит уму, психологическая - чувству" (К. С. Станиславский).
Психологическую паузу нельзя чрезмерно затягивать, иначе может исчезнуть то содержание, которое она призвана нести, и пауза превратится в остановку, тем более неоправданную, что психологическая пауза редко совпадает с концом высказывания. Длительность психологических пауз определяется интуицией говорящего, чувством контакта с собеседниками.
Особенности общения с молодежью
Чтобы добиться аттракции в разговоре с молодыми людьми, говорящий, особенно человек старшего возраста, должен более всего избегать менторского, поучительного тона, не "напирать" на свой житейский опыт, памятуя высказывания кого-то из великих: "Опыт - это ум глупцов". Ведь молодые считают, что у них все будет не так, как "у предков". Молодежь любит посмеяться. Чтобы ей развеселиться нужно совсем немного. О том, что юмор прокладывает дорогу аттракции, мы уже говорили. Но нужно быть готовым к репликам, которые не всегда отличаются корректностью. Вы наберете дополнительные очки, и остроумно их парируете.
Очень важно показать знания молодежного жаргона и проблем.
* * *
Итак, мы познакомились с основными приемами, позволяющими читателю повысить уровень аттракции к себе. Это полезно в любом общении. А для скрытого управления другими - совершенно необходимо.
Что препятствует аттракции
Любое проявление невнимания и неуважения к собеседнику полностью разрушит надежды на возникновение аттракции. Но есть обстоятельства, которые отрицательно действуют на партнера по общению на подсознательном уровне. Этому посвящены заключительные пять сюжетов этой главы.
Звуки и чувства
Каждому звуку соответствует свое значение, как цветку - запах. Эксперименты показали, что любой из нас чувствует, что звук "а" - горячий. Мало того, мы даже готовы сравнивать звуки и сопоставлять: "о" для нас больше, чем "и", "р" быстрее, чем "щ", а "д" лучше, чем "ф". Наши звуки, оказывается, кусаются, рычат, бывают узкими, кислыми и даже с колючками. Психолингвисты давно составили таблицы, где о каждой букве зафиксировали все, что мы о ней думаем. Так родилось целое научное направление - фоносемантика, в которой с помощью формул и расчетов были сделаны интересные открытия.
Например, при помощи звуков нами можно манипулировать, навязывая образы. Представьте, что ваши друзья были в ресторане "Чоффер", и теперь ответьте на вопрос: что они там ели? Наверняка вам видятся шашлыки, жаркое или плов, потому что слово "чоффер" составлено из "горячих" звуков.
Или нарисуйте озеро с называнием Зиппег. Вы ни за что не изобразите его ровным, как блин, - только с изрезанными обрывистыми берегами. Мало того, психолингвисты выявили закономерности влияния звуков на людей в зависимости от их возраста, профессии и даже пола. На женщин, например, особенно действуют слова, в которых концентрируются звуки "м" и "п", а большая частотность звука "и" способна возбудить мужчину лучше любого эротического журнала. (Выходит, не случайно "о всем известном слове из трех букв, нередко "украшающем" заборы, одна из них - "й"?)
Как появилась "Лада"
Профессиональные торговцы знают особенности воздействия названий на вызываемые чувства. По этой причине европейские дилеры ВАЗа потребовали заменить название "Жигули" на другое. Так появилась "Лада".
Для нас Жигули - красивейшие места на Волге. У европейцев не было этих зрительных ассоциаций, и звучание отталкивало.
Звуки и характер
В частоте употребления определенных звуков в каждом языке заложены и национальные особенности. Китайцы опутаны волнами звука "ц" и потому так внимательны к категориям целостности и непоколебимости. Московское "аканье" пробуждает активность, так что предприимчивость москвичей отражена и фонетически.
"Оканье" Поволжья выработало тесную связь с родиной и неохоту к перемене мест. Французское картавое "рь" говорит о пристрастиях к ветреным амурам. Горцам не дает остыть преобладание в их языке звуков "г", "к", "х". A вот звука "ф" нет у тех народов, которые еще слиты с природой, как, например, полинезийцы.
Звук "р" провоцирует разрушительную активность. Ученые исследовали речи партийных вождей, и оказалось, что больше всех "рыкали" Ленин и Троцкий. Не отставал от них и Гитлер.
Послушайте команды строевых: офицеров: "Р-ро-та, стр-р-ройся!" Напирание на "р" в речи военных отражает желание проявить твердость характера, столь необходимую в ратном деле.
Почему женщина не любит это слово
Многим женщинам очень не нравится слово "женщина". Будучи натурами чувствительными, они ощущают в звучании его некую темную, устрашающую, низменную, злую силу.
А поскольку таковыми себя не считают, то и предпочитают любые заменители: сударыня, мадам, пани и т.п. Так что желание зваться "девушками" до седых волос - не только отражение желания не замечать свой возраст.
Между прочим, женская интуиция не подводит их в этом вопросе. В прошлые времена женское начало считалось средоточением зла. Отражением этого явилось_ понятие "ведьма".
Из патриархата пришло: мужское - главное, женское - вторичное. Христианская религия утверждает, что Бог создал мужчину Адама, а женщину Еву - из ребра его. У мусульман женщина считается нечестивым созданием. Например, при трапезе мужчин женщина не может сидеть вместе с ними, а является лишь прислугой.
Так что неблагозвучие слова "женщина" есть действительно отражение предрассудков, пришедших к нам из глубины веков.
Пленники звуков
Не мы, посовещавшись, даем названия предметам, а сами свойства вещей и звуков навязывают нам выбор слова. И баобаб у нас никак не получилось бы назвать лилией или добряка обозвать хрычом. Потому что каждый звук в слове можно расшифровать, и тогда полученная информация укажет на свойства названного предмета: краб - "быстрый - шероховатый - угловатый", паук - "темный - страшный - тихий", а дурак - он и есть дурак. В связи с этим возникает вопрос о кличках, которые дают, например, подростки при общении друг с другом.
Школьные сокращения фамилий приживаются лишь тогда, когда отвечают каким-то свойствам характера носителя фамилии.
Иные "кликухи", не связанные с фамилией, прилипают накрепко. Рождаются они спонтанно, и это лишь подчеркивает глубинную связь звуков с подсознанием.
"Что в имени тебе моем?"
Каждый звук дает волновой импульс, воздействующий на определенный ген. А поскольку у человека более ста качеств характера обусловлены генетически, то люди с одинаковыми именами часто имеют много общих черт. Замечено, что в семьях проявляются различные предпочтения в выборе имен детей. Одни дают мягко звучащие имена - Василий, Людмила, Виталий. Другие - твердые: Александр, Тамара, Виктор.
Одних и тех же мужчину или женщину окружающие зовут по-разному. "Виктора" могут звать - и так, и "Витя". Если в первом прямо просматривается заложенный в нем смысл - "победитель", то во втором этого не чувствуется. Автору хорошо знакомы случаи, когда Виктора Павловича недавно узнавшие его люди пытаются называть Владимиром Павловичем. По-видимому, внешний облик его более ассоциируется со вторым именем.
Некий мужчина по имени Павел был женат дважды. Первая жена звала его Павлик, вторая - Паша. Первая его любила до конца жизни. У второй он был под железным каблуком. Вот вам и звук "ш".
|
|