СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ

(Психология манипулирования)

Шейнов Виктор Павлович

 

ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СКРЫТОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Истинная мудрость приходит к каждому из нас тогда,

когда мы сознаем, как мало понимаем в жизни,

в самих себе, в мире вокруг нас.

 

Сократ

2.1. Слабости, присущие каждому

2.2. Слабости, присущие некоторым

 

Лишь чужими глазами можно видеть свои недостатки.

 

Китайская пословица

 

 

 

Назад в библиотеку

 

Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СЛАБОСТЕЙ

 

Видя себя в других, не только любишь себя, но и ненавидишь.

 

Г. Лихтенберг

 

2.1. СЛАБОСТИ, ПРИСУЩИЕ КАЖДОМУ

 

Наши слабости

Нет таких наших слабостей, которые бы не использовались для скрытого управления людьми. Здесь мы перечислим только те, что встречаются наиболее часто. Использование их для скрытого управления мы проиллюстрируем соответствующими примерами из жизни.

Вот перечень слабостей, обсуждаемых в этой главе: любопытство, неуверенность в себе, глупость, медлительность, жалостливость, азартность, любовь к подношениям и к лести, приниженность, суеверность, внушаемость, подверженность влиянию установок, хвастливость, невежество, неразвитость речи, слабохарактерность, жадность и тщеславие, отсутствие "морального стержня, зависть.

Далее в этой главе мы рассмотрим слабости, присущие (в той или иной степени) всем, затем - слабости, характерные далеко не для всех.

 

Любопытство

Мы все любопытны, одни - меньше, другие - больше. Известно женское любопытство, особенно в отношении того, у кого с кем какие отношения... Не принимать во внимание такое человеческое качество, как любопытство, может привести к курьезам.

Чтобы привлечь больше посетителей, владелец ночного ресторана в Колумбии, административном центре штата Южная Каролина, пригласил женскую танцевальную группу, выступавшую на сцене в чем мать родила. От клиентов отбоя не было. Но нашлись двое прилежных полицейских, которые подали в суд на владельца злачного места и исполнительниц.

Чтобы показать перед судебными заседателями, сколь аморальным выглядит весь спектакль, полисмены прямо в зале повторили представление: кривлялись, вертели бедрами, имитировали любовные сцены, при этом страстно вздыхали и издавали другие соблазняющие звуки. Однако судебные заседатели, просмотрев всю "программу" до конца, зааплодировали полицейским, отметив, что все это очень интересно и сегодня же вечером они отправятся посмотреть на настоящее представление. Обвинение же сочли недоказанным.

Возбудив любопытство, высоконравственные блюстители порядка пали его жертвой.

Любопытство в манипуляциях используется для привлечения и удержания внимания. Во всех пособиях по ораторскому искусству рекомендуется начинать выступление с какой-нибудь истории, возбуждающей любопытство. А во время выступления - вставлять обещания рассказать чуть позже о чем-то, вызывающем интерес. (Подробнее об этом можно прочесть в нашей книге [34].)

Очередная серия в сериалах прерывается, как правило, на самом интересном месте. Любопытство (а что там дальше?) обеспечивает явку зрителей и на просмотр следующей серии.

Красавица Шахразада три года рассказывала сказки грозному повелителю Шахрияру. С помощью скрытого управления, возбуждая любопытство тирана, она спасала от смерти и себя, и тысячу самых красивых девушек своей страны.

 

Несовершенство психических механизмов

Мы не можем с моментальной эффективностью делать два дела одновременно. Переключив внимание с одного объекта на другой, мы теряем на какое-то время контроль над первым объектом.

Это обстоятельство роднит нас с представителями животного мира.

И. А. Крылов в знаменитой басне "Ворона и Лисица" продемонстрировал, как можно манипулировать, используя переключение внимания объекта, чтобы сделать его жертвой манипуляции. Демонстрируя свои вокальные способности, Ворона совсем упустила из виду (а следовательно, и из клюва) вожделенный сыр.

Этот прием используют мошенники, "заговаривая зубы" жертве. Так же поступают и некоторые подчиненные, подсовывая начальнику на подпись бумагу и отвлекая его разговорами, чтобы помешать вчитаться в документ.

 

Внушаемость

Внушению в той или иной мере подвержены практически все. Но, безусловно, в разной степени. Более внушаемы люди, не уверенные в себе, а также дети и люди пожилого возраста. Женщины в среднем подвержены внушению больше, нежели мужчины. Образование понижает внушаемость: образованный человек больше доверяет рассудку, а следовательно, фактам и аргументам.

На внушаемости базируется известный "эффект плацебо": больному дают вместо обещанного лекарства нейтральное средство (например, обычную воду или таблетку-пустышку), утверждая, что оно обязательно поможет. И действительно, многим помогает!

Но нередко внушение может приносить огромный вред. Это, как и силу внушения, проиллюстрируем двумя историями.

Женщина обратилась к сравнительно молодому, но уже знаменитому профессору. Он установил у нее декомпенсированный порок сердца. Среди лиц с указанным пороком имеются даже известные спортсмены. Чтобы ободрить пациентку, профессор шутя сказал: "Вы, можете вообще не беспокоиться о своем сердце - раньше меня не умрете, а если умрем, то вместе". Случилось так, что на следующий день профессор скоропостижно скончался. Узнав об этом, женщина впала в состояние крайнего волнения. Вызванному на дом участковому врачу сказала: "Я знаю, что должна умереть". Через несколько часов работа ее сердца резко пошла на убыль, и вскоре она умерла.

А вот другой случай. Произошел он в Париже и стал известен благодаря громкому судебному делу. Надзиратель лицея своими придирками вызвал ненависть студентов, и они решили отомстить ему. Схватив надзирателя, привели его в полуподвальное помещение и в масках устроили над ним суд. Выступил "прокурор", который от имени всех студентов обвинил его в "злодеяниях", перечислив все его "преступления". "Суд" приговорил его к обезглавливанию. Принесли плаху и топор и объявили осужденному, что ему осталось только три минуты на то, чтобы приготовиться к смерти. По прошествии этого срока его поставили на колени и положили голову на плаху. Один участник этой жестокой забавы, занес топор, а второй ударил полотенцем по шее. После этого студенты, с хохотом предложили ему подняться. Однако тот оставался недвижим. С ужасом проказники обнаружили, что надзиратель мертв.

Успеху внушающего способствует излучаемая им уверенность. По отзывам участников баталий на первенство мира по шахматам, в годы стремительного взлета Роберта Фишера, он источал такую уверенность, что у соперников возникало ощущение невозможности победы над ним.

Влияние внушения на ожидания человека было подтверждено научным опытом. Приведем, например, результаты эксперимента, проведенного Е.В. Мосейко (Замробовский) под руководством проф. Г.М.Андреевой и Я. Яношека.

В круг, образованный десятью сидящими людьми (испытуемыми), поочередно вводились наблюдатели, получившие инструкцию запомнить как можно большее число присутствующих. Каждому наблюдателю предоставлялась возможность смотреть на каждого испытуемого в течение 2-3 секунд, после чего первый удалялся в соседнее помещение и отчитывался о своих впечатлениях. Начальная фаза эксперимента состояла из таких экспозиций десяти наблюдателей и их последующих отчетов. Затем объявлялся перерыв, во время которого для каждого испытуемого путем опроса 10 наблюдателей устанавливалось, сколько из них его запомнили. Затем производилась дезинформация. Если число запомнившихся было ниже 5, то испытуемому сообщалось, что его запомнили 9 наблюдателей, если этот уровень превышал 5,- 1 наблюдатель. После перерыва, длившегося 20-30 минут, проводилась вторая фаза, в точности дублировавшая первую. В какой мере такая дезинформация вела к формированию у испытуемых новых ожиданий относительно своей "запоминаемости", выяснялось с помощью вопроса, задававшегося после эксперимента. Было выявлено, что ожидаемая запоминаемостъ испытуемых, получивших в перерыве "понижающую" дезинформацию, значимо снизилась, а у испытуемых, получивших "повышающую" дезинформацию во второй фазе, ощутимо возросла; "запоминаемостъ" же испытуемых контрольной группы не претерпела значимых изменений.

Подобные исследования подтверждают мнение, что внушаемость - действительно присущее нам свойство.

Внушаемость возрастает во время стрессовых состояний. Весь весенний период является для нашего организма стрессом, поэтому весной люди более внушаемы. Это используют манипуляторы всех мастей. С весенним солнышком высыпают на улицу цыгане с предложениями погадать.

Помня о весенней внушаемости, не поддавайтесь сразу на призывы рекламы типа: "Пришло время обновления - обновите что-нибудь у себя и вы!" или "Природа расцветает - расцветайте и вы!". Многим торговцам миф о весне как "поре пробуждения" просто выгоден.

Внушаемость - источник дохода также и всевозможных магов, колдунов, гадалок. Каждого клиента они стараются зацепить на крючок, чтобы он приходил к ним еще и еще: "Надо обязательно посмотреть, что у нас с вами получилось... Надо разрядить ваши часы, а то ваша аура начнет разрушаться". Человека запугивают, заставляют поверить, что без мага он теперь ни туда и ни сюда. А за каждый визит приходится платить. Это может длиться бесконечно, как "мыльная опера".

Спрос рождает предложение. На пляжах, где уйма свободного времени и есть желание пофлиртовать, родился новый вид гадания.

На зарубежных курортах популярностью пользуется гадание по обнаженному телу. "Вещуньи" охотно помогут быстренько сориентироваться одиноким отдыхающим, на кого лучше (и эффективнее!) положить око, жаждущее любви и удовольствий. Эти дамы, как правило, - неплохие психологи и не без оснований утверждают, что формы тела, не обремененные лишней одеждой, весьма красноречиво свидетельствуют о характере самого объекта.

По бюсту, например, они берутся судить о романтических возможностях и способностях к авантюрам, а бедра точно укажут на степень сексуальности, о которой, возможно, не подозревает даже владелец (владелица) оных.

Гадалки не рекомендуют флирт между худыми партнерами - слишком велик риск конфликта. А вот гармония чаще всего, по их наблюдениям, возникает между мужчинами атлетического сложения и симпатичными толстушками... Важно отметить, что никакой ответственности за свои прогнозы гадалки не несут.

И в заключение - здравый взгляд на этих кудесников.

Беседуют два друга:

- Послушай, - спрашивает один, - ты веришь гадалкам?

- Верил до той поры, пока не пошел посоветоваться с одной ясновидящей и не постучал к ней в дверь. И знаешь, что она сказала?

- Нет.

- Она спросила: "Кто там?"

 

Подверженность влиянию установок

Для каждого из нас любое наблюдаемое явление видится таким, как мы его восприняли.
Например, если человеку показалось, что на него кричали (так бывает, в частности при ссорах), то как бы он ни был неправ и как бы окружающие не убеждали, что никто на него не кричал, он останется при своем мнении: он "слышал это своими ушами".

Но на наше восприятие огромное влияние оказывают установки: мы слышали то, что ожидали услышать. Для иллюстрации приведем следующий случай.

В одно и то же время должны были состояться два выступления: в одном месте - лекция известного академика, в другом - встреча со знаменитым клоуном.

Но организаторы выступлений все перепутали. Академика привезли к любителям цирка - туда, где ждали клоуна. А клоуна - к тем, кто готовился услышать научную лекцию.

Что произошло дальше? Как ни старался клоун рассмешить аудиторию, никто не улыбнулся, а некоторые даже что-то конспектировали. Зато на лекции академика слушатели покатывались со смеху, и бедный ученый никак не мог взять в толк, что же смешного в его исследованиях.

Влияние установки на восприятие и понимание отражено в следующей юмореске:

- Вы на следующей сходите?

- Нет, я уже дома сходил.

- У вас, наверное, в голове-то ничего нет?

- Мойтесь почаще, и у вас ничего не будет!

Или еще:

- Вы назвали моего друга вонючим клопом. Он вызвал вас на дуэль. Какое оружие выбираете?

- Дихлофос.

Установка влияет не только на восприятие, но и на все поведение человека. Воспроизведем небольшой отрывок из новеллы "Двойник Бонапарта" (Сандлер А. Из записок репрессированного).

Маленький, кругленький, с точеным римским носом и огромными черными глазами, начальник лагпункта казался двойником Бонапарта. Наполеоновидный начальник отличался поразительной, анекдотичной тупостью. Особое удовольствие ему доставляли вечера "вопросов и ответов". Как-то один из заключенных, бывший академик Чекан, сказал начальнику об его сходстве с Бонапартом. Через неделю на утренней поверке я заметил, что из-за борта шинели начальника торчит книга. Подобравшись поближе, я прочел: "Тарле. Наполеон".

Подверженность человека установкам можно применять и с пользой, и во вред ему. Начнем с плохого.

В известной французской шутке говорится: для женщины существует два мнения: 1) ее собственное; 2) неправильное. Автору эта шутка вспоминалась всякий раз, когда он навещал одну чету своих родственников. Ибо всегда слышал одно и то же - жена, обращаясь к "ученому гостю" (каким он ей представлялся): "Скажи ему, - при этом указывала на своего супруга, - что он всегда неправ!" Желая авторитетного подтверждения собственной установки, хозяйка не замечала вопиющую нелепость своего утверждения. Излишне говорить, как нелегок был мужу ее психологический прессинг. Установка на собственную правоту - источник многих конфликтов в семьях, на работе, в сфере обслуживания.

Установка некоторых руководителей на то, что их подчиненные ленивы и не хотят работать, действительно отбивает у последних желание работать.

Если вам показалось: проигран бой, -

Значит, так оно, в общем, и есть.

Если кто не уверен в самом себе,

Синяков ему не перечесть.

С удовольствием приведем примеры положительного воздействия установок.

Великий педагог А. С. Макаренко, работая с трудным человеческим материалом - беспризорниками, ворами и грабителями, добился выдающихся успехов. Стержнем его воспитательной работы была следующая установка: "Общаясь с людьми, ставьте перед собой задачу постоянно прямо или косвенно убеждать их в больших личных возможностях, наличии у них творческих способностей, потенций для решения больших задач, стремитесь сформировать потребность в действии".

В. Франкл [24] говорит: "Мы, врачи, сталкиваемся с "самоосуществляющимся пророчеством" ежедневно и ежечасно (в приемные часы). Например, мы измерили пациенту кровяное давление и установили, что оно равно 160. Если на вопрос пациента о его давлении мы скажем "160", то это уже не будет правдой, поскольку давление у пациента в ответ на это сообщение мгновенно поднимется до 180. Если же, напротив, мы скажем ему, что давление практически нормальное, то мы не солжем. Со вздохом облегчения он сознается, что у него был страх паралича, но, по-видимому, этот страх паралича оказался совершенно безосновательным. Если мы теперь снова измерим у него давление, то убедимся, что оно действительно тем временем упало до нормального уровня".

Это показывает, сколь благотворно действие в соответствии с принципом Гиппократа "не навреди". Оно дает больному установку победить недуг. Наоборот, шарлатаны от медицины, маги, колдуны заинтересованы поддерживать у клиента установку на невозможность решить свои проблемы без помощи "целителя".

 

Несовершенство речи

Мы нередко попадаем в затруднительное положение из-за недостаточно точных высказываний.

Фермер рассказывает соседу:

- У меня на ферме есть чудо природы - двуногий баран!

- А! - отвечает второй фермер. - Это тот самый, что ухаживает за моей дочерью?

Есть старая притча "Почему крокодилы плачут?" Крокодил украл у женщины ребенка. В ответ на мольбы несчастной матери обещал ей отпустить дитя, если она "скажет правду". На что женщина возразила: "Но ты ведь не отдашь его!" И тогда крокодил задумался. Если он отдаст чадо, то получится, что услышанная им фраза лжива, а ложь - по условию - не влечет выдачу ребенка. Но если он не захочет отдать малыша, то тогда - в силу логики уговора и слов матери - ему, крокодилу, придется возвратить младенца. Трудная ситуация. Из глаз аллигатора потекли слезы.

Говорят, что с тех пор все крокодилы впадают в плач, вспоминая ту давнюю несуразность.

Хотя неточности в речи более свойственны людям необразованным, но и самые просвещенные могут задавать глупые вопросы.

Президент Гарвардского университета Элиот как-то рассказал Гансу Селье (тому самому, что ввел понятие стресса) такую историю. Войдя в переполненный ресторан, он отдал шляпу гардеробщику. При выходе Элиот с удивлением увидел, что тот безошибочно выбрал именно его шляпу из сотен других. В изумлении он спросил: "Как вы узнали, что это моя шляпа?" - "Да не знал я, что она ваша!" - был ответ. "Почему же тогда вы дали мне ее?" - спросил Элиот. На что гардеробщик очень вежливо ответил: "Потому что вы, как вошли, отдали ее мне".

Шутники не могли упустить шанса посмеяться над несовершенством нашей речи. Вот несколько обращений народного юмора на тему многозначности употребляемых слов.

 

* * *

Женщина пригласила к себе в гости мужчину. Накрыла на стол, напоила коньяком и говорит ему, наконец, на ушко:

- Ну все, теперь ты мой.

- Ага, разбежалась! Сама мой!!!

 

* * *

Сидят студенты, ждут своего товарища, приговаривая:

- Хоть бы сдал на пять, хоть бы сдал на пять!.. Через час, наконец, товарищ прибегает радостный.

- Ну, сдал? Сколько?

- Сдал, 4.80 - одна битой оказалась.

 

* * *

- Лейтенант Петров!

- Я, товарищ полковник!

- Хотите получить старшего лейтенанта?

- Так точно!

- Тогда вот вам сопроводительная, идите и получите старшего лейтенанта Сидоренко из вытрезвителя!

 

* * *

Мужик звонит в пожарную часть:

- Караул! Мой дом горит! Приезжайте быстрее!

Диспетчер:

- Как к вам доехать?

Мужик:

- Вы что, совсем обалдели?! На большой красной машине!

 

Любовь к "халяве"

В рекламном агентстве "Барнетт" существует незамысловатая традиция, обеспечивающая тем не менее успех компании. Всем работникам каждый день просто дарят по яблоку. Столь примитивный на первый взгляд способ, как ни странно, привел к тому, что компания по существу не знает, что такое текучесть кадров.

Устное народное творчество на любовь к подаркам отреагировало, в частности, такой историей.

 

* * *

Наш человек летит в самолете иностранной компании. От предлагаемой стюардессой (и входящей в стоимость билета) выпивки наотрез отказывается. Причину не объясняет, так как не знает ни одного иностранного языка.

Обеспокоенная стюардесса обращается к старшему стюарду - клиент, похоже, чем-то недоволен. Профессионально оценив ситуацию, тот подходит к пассажиру с подносом:

- Халява, сэр!

- Что же она сразу не сказала! Тащи все, включая добавку!

 

* * *

Идет презентация нового банка. Пригласили английских партнеров, которые были очень удивлены тем, что многие из присутствующих пили шампанское бутылками, закусывали при этом селедкой, затем пили коньяк и виски, водку и пиво. Кто-то уже явно переел и перепил, кто-то пустился в пляс, кто-то уединился с девочками.

К англичанину, смотрящему на все это с ужасом, подошел "новый русский" и спросил:

- А ты что же ничего не ешь?

- Да я не хочу.

- Слушай, да это же халява! Бесплатно! Ешь!

- Я ем только тогда, когда голоден.

- Ну ты прямо, как животное!

 

Яндекс цитирования


Hosted by uCoz