Содержание


Древние египтяне не принадлежали к африканским племенам. Исторические данные доказывают, что их должно причислить к кавказской расе; вероятно, предки их перекочевали чрез Аравию и Баб-Эль-Мандебский пролив сперва в Нубию, а потом уже переселились в Египет. Они всегда были в сношениях с жителями Нубии и других стран по берегам Нила, и народы, жившие там в древности, были родственны им по происхождению. Неизвестно, в какой степени были образованы эти переселенцы, когда поселились в Египте. Вероятно, они, ведя прежде кочевую жизнь, занимались звероловством и скотоводством и шли в Египет под предводительством начальников; поселясь же оседло в плодородной цветущей стране, занялись земледелием. Власть начальников, приобретая в среде оседлого народа все более и более значение и влияние, - положила первое основание гражданского устройства египтян.

Сперва переселенцы эти завладели только Верхним Египтом, но уже во времена Авраама, т. е. за 2000 лет до Р. X., Нижний Египет не только был заселен, но и успел достигнуть цветущей цивилизации.

Переселенцы, поселившиеся в такой прелестной стране, на берегах такой реки, как Нил, не могли не почувствовать, как благодетельна здесь природа, и плодом этого живого чувства была религия.

Как и у всех древних народов, религия египтян была языческая. В начале она была очень проста. Египтяне поклонялись одному невидимому высшему существу; многочисленные боги, обожаемые ими, были ни что иное, как только олицетворения, или символы различных свойств этого высшего существа. Таким образом, религия их имела по преимуществу символический характер. Так, бык апис, рождавшейся с особенным знаком, олицетворял плодотворные силы земли. Кошка, обезьяна, ястреб, жук, птица ибис, крокодил, змеи разных пород, даже многие растения, имели символическое значение и считались священными, как в силу этого значения и пользы приносимой ими, так и потому, что египтяне верили в переселение душ. Египетские жрецы одни только понимали истинный смысл религии, масса же непросвещенного народа, не понимавшая символического значения священных животных и растеши, поклонялась им, как божествам. И таким образом, религия египтян исказилась до того, что стала настоящим идолопоклонством. Жрецы египетские, составлявшие сильное, почетнейшее и самое образованное сословие в Египте, умышленно скрывали от народа истину и распространяли в нем суеверие, чтобы держать его в своих руках.

Особенно было распространено поклонение Озирису и Изиде, которых считали то солнцем и луной, то солнцем и природой, то олицетворением оплодотворяющей воды Нила и земли. Богослужение египтян отличалось торжественностью, у них часто бывали религиозные праздники и процессий; храмов же в Египте было много и они строились обыкновенно таких громадных размеров, что сооружение их поглощало всю деятельность и силу трудящегося египетского населения.

С религией египтян был тесно связан обычай бальзамировать трупы, т. е. разными химическими средствами предохранять их от порчи. Некоторые ученые полагают, что обычай этот установили жрецы для предотвращения заразительных болезней, могущих произойти от разложения трупов, а чтобы обычай этот сильнее укоренился, они придали ему религиозное значение.

В подтверждение этого мнения приводят, что чума, начинающаяся всегда в Египте, стала там появляться и прежде VI века, когда впервые перестали бальзамировать тела. Но, едва ли это предположение справедливо, так как можно было хоронить мертвых в пустыне, где трупы высыхали бы. Скорее можно допустить, что обычай этот возник под влиянием верования в возвращение души в прежнее тело.

Способы бальзамирования были различны; богатых бальзамировали тщательнее, бедных же гораздо проще. Набальзамированные тела или мумии ставились в склепах, бедные - в общественных, а богатые имели особые склепы, которые отделывались так тщательно и с такою роскошью, как будто назначались для жилых помещений. Богатые склепы давно уже ограблены арабами, но и до сих пор еще находят в склепах мумий. Так как в Египте нет ни лесов, ни каменноугольных копей, и он беден топливом, то в Верхнем Египте арабы топят мумиями печки, в которых приготовляют себе пищу. У египтян существовал обычай, доказывающий, как народ этот часто думал о смерти и как серьезно смотрел на жизнь. На каком ни будь пире, в самом разгаре его, проносили мимо пирующих деревянное изображение мумии иди настоящую мумию, для напоминания пирующим об умеренности и о высших целях жизни.

Когда переселенцы основались в Египте и построили селения и города, то, кроме земледелия, стали заниматься разными ремеслами, необходимыми в более или менее цивилизованном быту, и народ, смотря по роду своих занятий, сам собою разделился на сословия. Впоследствии переход из одного сословия в другое был запрещен законом, так что все ремесла и занятия в Египте стали наследственными. Сын купца, например, не мог быть воином, а должен был наследовать ремесло своего отца и на оборот - сын воина не мог быть купцом и т. д.

Самым почетным и самым могущественным сословием или кастой была каста жрецов. Главнейший источник могущества этой касты заключался в образованности ее членов. Жрецы обладали тайнами религии и познаниями в науках и в искусствах. Они занимали все высшие должности, по всем отраслям управления и, таким образом, имели большое влияние на ход дел в государстве и на общественную жизнь. Главою касты был первосвященник; после царя, он был самым важным лицом. Царской Верховный Совет состоял также из жрецов, и сам царь, вступая на престол, делался членом жреческой касты. Жрецы были очень богаты, они владели землями, освобожденными от налогов и составлявшими, как говорят, целую треть плодородного пространства Египта. Богатство это делало их независимыми и упрочивало таким образом их власть и силу.

Они делились на много разрядов и значение их зависело от того разряда, к которому они принадлежали. Но достигших высших степеней посвященные в тайны религии всегда было очень не много.

После жреческой касты следовала каста воинов. Так как по соседству с Египтом, страною богатой и плодородной, жили грубые, невежественные и бедные племена, всегда готовые к, нападению, то военное сословие пользовалось в Египта большим значением, нежели каким обыкновенно пользуется оно в тех государствах, где преобладает ,влияние духовенства.

Каста воинов считалась также почетной и нередко даже боролась со жреческой.

Воины в Египте также владели землями, освобожденными от налогов и, кроме того, во время войны получали еще особое жалованье.

Полководцами были члены царской фамилии, а на войне главнокомандующим был сам царь.

Купцы и весь трудящийся класс народа, составляли несшие сословия, платившие подати. Из этих второстепенных сословий самым почетным считались земледельцы, а самым последним - пастухи и, в особенности, свинопасы, которые были у всех в презрении.

Главою государства был царь; до вступления на престол, он принадлежал к касте воинов, но воцарившись, становился членом жреческой касты. Престол был наследствен, Невидимому, царь пользовался неограниченной властью, но на деле было очень стеснен древними законами и обычаями страны, установленными жрецами и потому считавшимися у народа священными. Первыми сановниками, окружавшими царя, были также жрецы, и он до того был связан, что даже не мог провести ни одного дня так, как бы ему хотелось, а должен был жить так, как предписывал обычай, распределяющий по часам, когда и что ему следовало делать.

Впрочем, не всегда и не каждый государь подчинялся влиянию жрецов. Цари, одаренные твердостью воли, всегда находили возможность освободиться, из под этого влияния. Так как военная каста подчинялась не жрецам, а прямо царю, то последнему не трудно было приобрести расположение войска, особенно во время какого либо неудачного похода, и, опираясь на это сословие, пересилить жрецов и царствовать по своему личному усмотрению.

Весь Египет был разделен на области или номы, которыми, заведовали областные начальники, называвшееся номархами; области же, в свою очередь, делились на другие меньшие округи, управлявшиеся таким же образом.

Законы существовали в Египте с глубочайшей древности. Они не изменялись, но почти при каждом царствовании дополнялись новыми статьями. Главное основание египетского законодательства состояло в том, чтобы лишать преступника возможности повторить свое преступление; так, например, кто делал фальшивую монету, тому отрезали руки; кто выдавал государственную тайну, тому отрезывали язык; за обвешивание и обмеривание при продаже, за подделку печатей и т. п. также рубили руку. Другим основным правилом было стремление к предупреждению преступлений. В силу этого свидетель убийства, не попытавшийся воспрепятствовать убийце, наказывался наравне с ним. Каждому вменялось в обязанность доносить о всяком преступлении, которого он был свидетелем, не исполнившего же этого наказывали телесно и лишали пищи в продолжении трех суток.


Стр. 2 из 45 СодержаниеНазадВперед

Hosted by uCoz