Содержание


За убийство раба наказывали смертью. Закон этот доказывает человеколюбие египтян, так как вообще у древних народов к рабам относились презрительно и жестоко, и в Риме например, жизнь раба зависала совершенно от произвола его господина. В глазах гордых и бесчеловечных вельмож римских она имела так мало значения, что они часто, даже без всякого проступка со стороны раба, а просто по одной своей прихоти, лишали его жизни.

Но основной чертою египетского законодательства было то, что по смерти каждого гражданина, современники имели право творить над ним суд, и если находили его в чем либо виновным, то лишали права на погребение, что считалось в Египте величайшим бесчестьем.

Цари, как и последние из подданных, подчинялись этому закону, и по смерти царя вокруг его мумии собирались народные толпы, чтобы произнести над умершим свой приговор.

Вместе с благоустройством быта в Египте, возникло мало помалу и просвещение. Следует заметить, - что Египет, по своему географическому положению, составляет страну, отдельную от других стран. С севера, его берега омываются Средиземным морем, с востока и с запада раскидываются негостеприимные песчаные пустыни, с юга он также отделен от остального мира, так как Нил течет там также посреди пустынь и перестает быть судоходным, в следствии водопадов, порогов и слишком быстрого течения. В древности средства сообщения были крайне неудобны; никому не могли тогда даже и во сне присниться наши железные дороги и пароходы, и сношения с другими городами были для египтян чрезвычайно затруднительны. редко представлялась египтянину возможность побывать в чужих странах, посмотреть на то, что там делается и перенять хорошее. Да и перенимать-то было не у кого, потому что в те времена только Китай, Индия и некоторые другие страны в Азии, отдаленные от Египта, были благоустроенными и до известной степени цивилизованными странами. Следовательно, всем, что придумали египтяне для улучшения своего быта, всеми научными открытиями и изобретениями, были они обязаны самим себе. Вся их цивилизация возникла самобытно, помимо постороннего влияния.

Вследствие разделения народа на касты, занятые науками были предоставлены исключительно жрецам. Неоседлые еще народы древности, ведя пастушескую жизнь, т. е. кочуя со своими стадами из одного места в другое, часто имели случаи, в теплом, южном климате проводить ночи под открытым небом. Свойственная людям любознательность заставляла их обращать внимание на звезды и луну, поражающие на юге своим ярким блеском, наблюдать за их течением и за изменениями луны, и эти-то простые наблюдения породили науку, древнейшую из всех, - астрономию.

В благоустроенном быту египтян, наука эта является тесно связанной с религиозными догматами и уже на такой степени развитая, что руководясь ею, жрецы-астрономы с точностью возвещали народу, от имени божества, время наступления разлива Нила, дни затмений, изменения в фазисах луны и прочее. Измерение времени годами, месяцами, днями и часами изобретено также египетскими жрецами и от них европейские народы заимствовали знаки зодиака и научились первым правилам летосчисления.

Но умственное развитие всякого народа идет одинаковым путем, и люди неизбежно впадают в одни и те же ошибки, повторяющаяся на всех концах земного шара. Так и египетские жрецы, относительно астрономии, впали в заблуждение, которого не миновали в древности и другие народы, как например, индийцы, китайцы, персы, халдеи и прочие.

Египетские астрономы верили, что небесные светила имеют большое влияние на судьбу людей, и это заблуждение создало новую, лживую и пустую науку, астрологию, "безумную дочь умной матери", как называл ее Кеплер. Как бы то ни было, народ египетский, весьма суеверный, вследствие своей умственной неразвитости, глубоко уважал астрологию и астрологов. Жрецы, при рождении человека, составляли гороскоп его, т. е. предсказывая о его характере, наклонностях, о событиях его жизни и роди смерти. Сами цари так слепо верили в астрологию, что не предпринимали ничего, без предварительного совещания с придворными астрологами, и звание жреца гороскопа было одним из самых почетных в государстве.

Египет считается также колыбелью химии. Познания жрецов в этой науке достойны удивления, как опередивших свой век: они умели добывать креозот, которым бальзамировали мумии, знали составы прочных красок, употреблявшихся для окрашивания тканей и для живописи, составь окисей, разнообразные металлические сплавы, и есть повод думать, что им был известен фосфор.

Кроме химии, жрецы занимались еще алхимией, т. е. мнимой наукой превращать в серебро и золото другие металлы. Впоследствии, в средние века, за эту же науку с жаром - хватались все ученые, отыскивавшие философский камень, т. е. могущий деятель, способный превратить всякие металлы в золото. Мы знаем, что средневековые ученые не достигли своей цели, но их опыты были полезны им, что породили много открытий в химии, и египетские жрецы, благодаря своим изысканиям, узнали свойства многих химических тел и составов. Они облекали свои занятия алхимией таинственностью. Алхимия и астрология считались священными науками, также как и магия, т. е. чародейство или искусство делать разные чудеса, которыми жрецы морочили народ. Все эти чудеса, производившиеся просто по законам химии, физики, механики, были только плодом познаний жрецов в этих науках. Разного рода гаданья и искусство толковать сны играли важную роль в древнем Египте и были в большом уважении; жрецы же были истолкователями.

Вообще, они злоупотребляли своими знаниями с той целью, чтобы народ, видя в них чудодеев, владевших будто бы сверхъестественным могуществом, боялся их и слепо повиновался им. У них бывали таинственные собрания, известные под названием таинств. Знаменитейшие таинства были в честь Озириса и Изиды. Об этих таинствах много писали и рассуждали новейшие ученые, но все-таки цель их неизвестна. Можно почти с достоверностью предположить, что в этих таинственных собраниях жрецы занимались теми фокусами, которыми потом, под названием чудес, при первом удобном случае, удивляли невежественный народ. Чревовещатели делал опыты, как отвечать на вопросы, Задаваемые оракулу; химики и пиротехники готовили гром и молнию, механики делали идолов, которые кивали головами и поводили глазами и т. п.

Писали египтяне иероглифами, но система их иероглифического письма была очень развита. Иероглифические надписи на древнеегипетских памятниках долго оставались тайною для новейших народов; наконец, французский ученый, Шампольон младший, умерший в 1832 году, оказал великую услугу археологии, разобрав по догадкам надписи на древнем камне, найденном в городе Розетте, и составив иероглифическую азбуку. Материалом для письма египтян служил папирус, - тростник, который и теперь растет на берегах, Нила. Ствол его разрезывали на мелкие пластинки, которые склеивали вместе.

В Египте было много густо населенных городов. Примечательнейший из них был Фивы, столица Верхнего Египта, который назывался прежде Фиваидой, Эморантина и Филе, построенные на островах Нила, Мемфис, столица Среднего Египта, и Гелиополис в Нижнем Египте.

В городах этих было много храмов, дворцов и других зданий, развалины которых поражают нынешних путешественников громадностью своих размеров и доказывают сведение египтян в строительном искусстве. В Фаюмской долине, в некотором расстоянии от города Медина - Эльфаюм, находятся громадные массы камней, которые считают остатками древнего лабиринта. Здание это считалось одним из чудес древности. Это был громадный дворец, или скорее, собрание двенадцати дворцов, построенных для собраний правителей областей или номов и депутатов от четырех народных каст: жрецов, воинов, пахарей и купцов. Греческий путешественник и историк, Геродот, отзывается об этом знаменитом здании с удивлением, и говорит, что оно превосходить все, созданное греками. Говорят, что дворцы, составленный лабиринт, заключали в себе 3000 комнат. Вообще, комнат, портиков и ходов было такое множество, что без проводника легко можно было заблудиться, отчего дворец и получил название лабиринта.

Пирамиды, построенные в пустынях и служившие царскими гробницами, считаются громаднейшими сооружениями на всем земном шаре.

В особенности же отличались египтяне искусством передвигать с места на место огромные каменные глыбы.

Так, они перевозили из-за нескольких десятков миль и ставили на места громадные обелиски, сфинксы и статуи.

Впрочем, о строительном искусств древних египтян, равно как и о живописи будет подробнее рассказано в предлагаемой книге.

Так как от орошения полей зависит весьма важный для египтян вопрос об урожае или голоде, то древние жители этой страны обращали на эту статью особое внимание. Недостаточный, как и слишком обильный, разлив Нила равно бедственны для полей, и для предотвращения этих бедствий, древние египтяне, при царе Аменемесе (что значит: любимец солнца), вырыли знаменитое озеро, названное Меридовым.


Стр. 3 из 45 СодержаниеНазадВперед

Hosted by uCoz