Просто осел припрыгивает,
всадник подскакивает на нем, а
хозяин покалывает его
остроконечной палкой. Бедное
животное мчится, куда глаза глядят,
и ревет таким гнусливым горловым
голосом, что его рев невозможно
передать ни на каком языке. Он
похож на звук Х безо всякой гласной,
и который тянется до бесконечности.
Все прохожие составляли для нас
ходячие загадки, которые Ахмет
пояснял нам: тут были копты или
феллахи - христиане, египтяне из
Нижнего Египта, туземцы из Сайда,
берберы или нубийцы, абиссинцы,
бедуины из пустыни, настоящие
негры и представители
всевозможных помесей. всех этих
различных рас; кроме того, - евреи и
турки; последние, то бледные, худые
и в лохмотьях, то. в блестящих
галунах, так как между здешними
турецкими колонистами, не смотря
на то, что число их очень
ограниченно, встречаются
представители различных сословий,
начиная от пашей и до жандармов.
Всадников на лошадях было мало, что
меня очень удивило. Вообще, здесь
меньше лошадей, чем я думал. В
фиакры здесь запрягают
разношерстных исхудалых кляч;
хорошие упряжные лошади здесь все
на перечет; их привозят из Лондона
или из Парижа. Мужчины здесь вообще
стройнее и красивее, чем у нас. На
лево от меня, солдат в мундир
лениво вязал синий чулок. Подальше,
дети качались в четырехугольных
ящиках, размалеванные желтой и
красной красками и заменяющих
здесь наши ярмарочные лошадки и
лодочки. Мимо нас взад и вперед
проходили женщины, закутанные с
ног до головы в длинные черные или
синие покрывала; между ними шли
почтенные матроны, разодетые в
грязные костюмы всевозможных
ярких цветов; они тяжело ступали,
выпятив живот и переваливаясь с
боку на бок. Встретились два друга,
торопливо подали друг другу руки и
также торопливо, отдернули их,
точно будто оба боялись заразы.
- Они оба равного звания, - сказал
нам Ахмет; - в таком случае, один
берет другого за руку и делает вид,
будто хочет поцеловать ее, а другой
скромно отнимает руку, чтоб
избавиться от такой чести.
В эту минуту какой-то бедняк
подошел к чиновнику и нагнулся,
чтобы поцеловать край его
стамбулины. Стамбулиной
называется род сюртука, который
ввел в употребление в
Константинополе султан Махмуд.
Слово Стамбул (Стамбулом называют
Константинополь) имеет здесь в
себе нечто волшебное; это
восточный Париж; самый лучший
табак носит название Стамбула. Все,
что хорошо, красиво, модно, -
называется стамбульским.
Трое мусульман, одетых в такие
стамбулины, прогуливались рядом.
- Отгадайте, сказал Ахмет, который
из них самый значительный?
- Как? Разве не все трое равны?
спросили мы.
- Нет. Тот, который идет по правую
руку, - начальник среднего, а
средний - начальник того, который
идет по левую руку; для нас, здешних
жителей, это очевидно.
Пока он говорил, четвертый
мусульманин подошел к трем
прогуливающимся и, казалось, ждал
от них поклона. Все они дотронулись
средним пальцем до своих тарбушей;
подошедший низко поклонился,
дотронулся правой рукой до земли,
затем приложил ее к сердцу, ко рту и
ко лбу, поели чего торжественно и
медленно опустил ее.
- Поняли ли вы, что это значить? -
спросил Ахмет. Тот, который подошел
к ним, всех их ниже по своему
общественному положению; он
дожидался, чтоб они удостоили
обратить внимание на его поклон;
что же касается жестов, то я думаю,
вы тотчас же поняли их смысл.
- Мне кажется, сказал Шарль, что
жесты эти означают: я поднял с
земли горсть пыли, натер себе ею
живот, набил полный рот и у меня
осталось ее еще для того, чтоб
потереть лоб.
- Не совсем так, возразил Ахмет;
вот, как следует понимать эти жесты:
мое почтение, мое сердце, мои слова
и моя мысль - все принадлежит вам.
- Вот как, это красноречивее, чем я
думал, в особенности смысл жестов
утонченнее.
- Мы можем служить образцами
вежливости, отвечал, Ахмет
улыбнувшись.
- Ах, какой славный экипаж! сказал
Эмиль.
- А зачем в десяти шагах перед
коляской бежит какой-то усталый,
измученный верзила? спросил я.
- Зачем? - повторил Ахмет. -
Спросите у него самого, у его
господина, его госпожи, у всех
каирцев, у всех египтян, у всех
мусульман, наконец, зачем перед
экипажем знатных людей всегда
бежит саис. Ручаюсь, что никто в
мире не ответит вам
удовлетворительно на этот вопрос.
Заставлять существо, одаренное
разумом, бежать, как собаку, перед
экипажем, - значить оскорблять
самую природу.
- Однако, вы наносите природе и
более чувствительные оскорбления,
- заметил Шарль.
- Лучше не говорите об этом. Я и
сам это слишком хорошо знаю.
Старинные варварские обычаи не
совсем еще вывелись у нас. Здесь,
например, в обычае, чтоб господин
звал слугу, хлопая в ладоши, и по
этому, у нас, в богатых домах, у
дверей стоить праздный слуга, чтоб
быть на готовь, когда его позовут.
Обычай требует, когда выезжают в
экипаже, чтоб впереди бежал саис.
Если главная дверь не запирается,
или запирается, да плохо, поперек
нее ложится боаб, или привратник,
таков обычай. Наемные ослы часто
бывают упрямы или ленивы, и у нас,
нанимая осла, обыкновенно уводят и
его хозяина. Сочтите-ка теперь,
сколько праздных людей толкается в
каждом зажиточном доме; а между тем,
жалуются на недостаток рабочих рук.
Вот что я сказал бы моим
соотечественникам: "друзья мои,
когда вы мчитесь в экипажах, и не
хотите давить прохожих,
привязывайте на шею вашим лошадям
колокольчики. Если вы хотите, чтоб
слуги являлись по вашему зову,
заведите звонки в доме. Чтоб
сберечь сон и здоровье вашего
несчастного боаба, устройте ваши
двери так, чтоб они запирались!"
Мы слушали с живейшим
любопытством, что говорил Ахмет, но
в тоже время смотрели во все глаза
на оживленную картину, которая
беспрестанно менялась перед нами.
Какой-то богатый мальчик - турок, с
бледным, одутловатым лицом,
поддерживаемый тремя слугами,
важничал, как индюк, на
великолепном геджадском осле,
покрытом богатой шелковой, золотой
попоной. Ряд тощих верблюдов,
нагруженных песчаником, выступал
шагом по дороге, вероятно, к какому
ни будь складу строительных
материалов. Беспрерывно мелькали
мимо нас нищие и в числе их -
множество слепых.
- Глазные болезни у нас - сущая
напасть, - сказал Ахмет. - Из четырех
египтян один непременно слеп,
другой крив, у третьего воспаление
в глазах и только у четвертого
глаза также здоровы, как у меня.
Его глаза сияли, как два солнца;
никогда в жизни не видывал я глаз
прекраснее.
- Такое множество глазных
болезней, - продолжал Ахмет, -
происходить не от яркости солнца, а
частью от пыли, и в особенности, от
недостатка ухода за детьми. Тот,
кто научил бы гигиене потомков
фараонов, удвоил бы в двадцать лет
число рабочих людей в Египте, а
следовательно, - и его богатство.
- Не хотите ли, господа,
посмотреть фокусы? - спросил нас
какой-то уличный мальчик, с живыми
глазами и бойкой физиономией, и, не
дожидаясь ответа, принялся за дело.
У него не было ни помощника, ни
переносного театра, ни стола, ни
ковра; на нем была такая же синяя
рубашка, как и на всех феллахах, а
между тем, он в несколько минут
показал нам такие штуки, каких
никогда не показывают лучшие
парижские фокусники. Он клал
мускатный орешек в правое ухо, а
вынимал из левого, но это был еще
самый простой из фокусов. Мальчик
выплевывал изо рта украшенного
двумя рядами здоровых, белых зубов,
булавки, финиковые косточки,
свинцовые пули, мотки
разноцветного шелка и горящую
паклю; из яйца, которое он держал
под мышкой, вылупился голубь; он
брал себя за уши, встряхивал всем
телом и оно звенело, как мешок с
золотом, хотя, конечно, у
мальчугана не было в кармане
золота. Ему бросили несколько
монет, он понюхал их на ладони и они
в ту же минуту исчезли, как будто он
хотел этим намекнуть на
скоротечность земных благ.
Между тем, время летело так
быстро, что мы и не заметили, как
провели несколько часов в Эмбье,
любуясь оригинальной картиной
восточного быта. Ахмет еще по утру
пригласил нас отобедать у него, и
только вопрос, в котором часу
желаем мы обедать, напомнил нам,
что мы давно уже проголодались.
- Так как мы у вас в гостях, то мне
кажется, что час обеда зависит от
вас, мой милый Ахмет, отвечал я.
- О, нет! Вы скоро убедитесь, что мы,
мусульмане, обедаем не в
назначенный час, у нас даже нет
столовых. Мусульманин ест тогда,
когда голоден, и все равно, в каком
бы ни было месте. Но когда гость
делает ему честь - обедает у него, -
то все зависит от гостя.
- В таком случае, мы желали бы
обедать тотчас же по окончании
рамазана.
- Т. е. сейчас, - отвечал Ахмет, - так
как слышите, - пушечный выстрел,
возвещающий окончание поста на
сегодняшний день. А вот, и нищий
закуривает длинную трубку; сядемте
же в экипаж и живо - в Старый Каир!
|