Глава седьмая - Долина царей


I

После недавней песочной бури прозрачность воздуха изумительна. Все предметы кажутся отдаленнее, краски нежнее, звуки мелодичнее. Ливийский горный хребет, как опаловое ожерелье, переливает семью цветами радуги. Молочная дымка тумана окутала уступы обрыва и шарообразные вершины; по ним ползут легкие тени, тонко очерчивая изгибы и впадины. Темная лента зелени опоясывает подножие гор. Прибрежный песок мелкими волнами разбегается в разные стороны.

За линией руин, остатков царских мавзолеев, начинается золотисто-желтая пустыня, преддверие дикого ущелья, глубоко врезавшегося в самое сердце Ливийских гор. Вот оно грозно надвигается на нас. Дорога из желто-бурой становится совершенно белою, как будто ее усыпали тонким слоем мела; это пыль от известковых скал, которые с обеих сторон все ближе подходят одна к другой. Ущелье постепенно суживается. Впереди отвесная, каменная стена растет с каждым шагом наших лошадей. Кругом ни былинки, ни намека на зелень; будто жизнь навсегда исчезла из мрачного царства голых скал и камней.

Солнце жжет немилосердно; раскаленный ветер, врываясь в теснины, с размаху ударяется об упругую грудь горного кряжа и, высоко взметая серебристую пыль, мечется в сухих объятиях утесов.

Мы останавливаемся у подножия каменной стены; в недрах ее высечены обширные склепы, места вечного упокоения фараонов XVIII, XIX и XX династий. Эти склепы получили название "сирингов", от греческого слова "syrinx", по сходству их длинных, подземных ходов с тростниковою флейтою эллинских пастухов.

Все сиринги выстроены по одному плану и отличаются одна от другой лишь размерами, да степенью художественного совершенства цветных барельефов, которыми сплошь покрыты их подземные залы, коридоры и ниши. Повсюду изображены фараоны, приносящие жертву различным божествам загробного мира, или совершающие путешествие в ладье Амона в царстве теней. Ни одной черты из жизни покойного, ни намека на даяния его не найдете вы в этих усыпальницах, где все полно вечного и небесного, где нет места для прославления ни земной доблести, ни даже добрых дел.

Большинство гробниц давно разграблено, а то, что уцелело в виде художественных украшений, в значительной степени попорчено феллахами; они выламывали целые куски фресок с наиболее характерными изображениями и продавали их туристам. Тем не менее внимания заслуживают цветные рельефы, отчасти уцелевшие в усыпальниц Сети I-го; они принадлежать к лучшей эпохе египетского искусства, отличаются совершенством рисунка и тонкостью выполнения; от лица фараона трудно оторваться; столько красоты, мужества и мягкости соединено в этих, будто точеных из слоновой кости, правильных чертах, столько благородства и величия в позе Наиболее, однако, интересною следует признать усыпальницу Аменготепа II, хотя в художественном отношении она стоит неизмеримо ниже многих других. Дело в том, что грабителям не удалось проникнуть в нее, и все здесь осталось, как было тысячелетия назад; даже мумия фараона находится на своем первоначальном месте. Крутая лестница ведет к входу в сирингу, откуда начинается грубо высеченная в скале, лишенная всяких украшений, длинная галерея, которая по своему виду, не может навести на мысль, что за нею скрывается в глубоких недрах горы роскошный склеп фараона. Это одна из предосторожностей, принятых покойным, чтобы ввести в заблуждение грабителей; следующая уловка - глубокий колодец, - в конец упомянутой галереи: не видя продолжение хода, заделанного по ту сторону колодца каменною стеною, всякий посторонний должен был предположить, что сиринга осталась недоконченною; да, наконец, и провалиться в колодец было вещью не трудною; в настоящее время через него перекинуть деревянный мостик. После ряда обнаженных комнат мы входим в обширный зал; шесть колонн поддерживают выкрашенный в синюю краску с золотыми звездами, низкий потолок; всю длину колонн занимают фигуры, во весь рост, фараона, совершающего жертвоприношение различным божествам загробного мира. В глубине зала, ниже поверхности пола, высечена обширная крипта, и посреди нее, в расписном гробу, почиет вечным сном Аменготеп II. Электричество, проведенное сквозь всю усыпальницу, тускло освещает погребальную комнату. Лампочки, помещенные внизу у изголовья мумии, бросают на нее полосы света, которые, чередуясь с тенями, производят впечатление чего-то феерического. Черты лица сохранились в совершенстве, точно владыка Египта почил не в 1425 г. до Р.Х., а лишь насколько десятков лет тому назад. Даже царская мантия удержала свои складки, а цветы все еще роскошною гирляндою обвивают почерневшую мумию.

В одной из боковых комнат, примыкающих к залу, было найдено около десятка царских мумий, - в том числе сына и внука Аменготепа II, фараонов Тутмеса IV и Аменготепа III-го, Менептаха и других. Хотя все эти фараоны имели собственные, роскошные усыпальницы в "Долине царей", тем не менее жрецы Амона, не будучи в силах бороться с грабителями могил, тайно перенесли сюда, как в более надежное убежище, приблизительно за 1000 лет до Р.Х., Те из царских мумий, которые оставались в сирингах; большинство же их было, еще ранее, схоронено в тайник, по ту сторону горного кряжа, вблизи Деир-Эль-Бахари.
  

II

Двадцать пять лет тому назад члену Египетского археологического общества, Бругш-бею, удалось при следующих обстоятельствах обнаружить местонахождение многочисленных мумий, величайших из египетских царей: еще в конце 70-х годов, на рынке стали появляться различные предметы, принадлежность которых к погребальной обстановка и мумиям фараонов не подлежала сомнению. Кто нибудь, очевидно, отыскал доступ в подземный склеп, в течении тысячелетий хранивших эти сокровища. После долгих и безуспешных поисков, археологическое общество напало, наконец, на след похитителей, но прошло несколько лет прежде, чем хитрые феллахи, под угрозою смертной казни и за хорошее вознаграждение, согласились указать Бругш-бею, где именно скрывается столь прибыльная для них находка. В 1881 году был открыть глубокий подземный ход в одном из ущелий Ливийских гор, и здесь на первых же шагах лица, производившие раскопки, наткнулись на множество царских мумий в роскошных, расписных гробах; один над другим они громоздились в полном беспорядке, едва оставляя место для прохода; последующие залы оказались также полны гробами; всего найдено было 42 мумии; в числ их Рамзеса II, Сети I, Тутмесов II и III, царицы Нефертари. Открытая усыпальница принадлежала первосвященнику Амона, Хер-Хору, родоначальнику XXI династии; беспорядке, в котором находились гробы, указывал, с какою поспешностью они были доставлены сюда в эпоху великих смут в государстве. Жрецы, спасавшие бренные останки славных фараонов, не имели времени позаботиться о приличном размещении мумий; они торопились заделать вход в тайник и замести следы, дабы никто из смертных не имел доступа к народной святынь.

Бругш-бею предстояло доставить ценную находку в Каир. Между тем по всей стране разнеслась с быстротою молнии весть, что вниз по Нилу следует погребальная флотилия с прахом былых властителей Египта. Население высыпало на берег; женщины с распущенными волосами, мужчины с посыпанною пеплом главою, старики, юноши и дети, стоя на возвышенных местах, по случаю разлива, часами ожидали появления на горизонте траурных фелуг. В сердце феллаха пробудилась веками спавшая любовь к его славным фараонам, и, как 3000 лет тому назад, сопровождаемые плачем и стенаниями облеченного в траур населения, плыли по священной рек мумий былых властелинов Египта к их новому "вечному жилищу".
  

III

В  Каирском музее находятся в настоящее время мумии: первого из фараонов-завоевателей, Тутмеса III, бессмертного строителя Абидосского святилища, Сети I, победителя над гиттитами, Рамзеса II и многих других, покрывших неувядаемою славою свои имена; между ними, - современника Моисея, фараона Менептаха; мумия его была освобождена от погребальных пелен и окончательно опознана лишь в минувшем году. С нетерпением ожидал весь образованный мир результатов научной экспертизы, долженствовавшей бесспорно установить принадлежность означенной мумии Менептаху и подтвердить или опровергнуть факт пребывания трупа более или менее продолжительное время в воде. Присутствовавшими на экспертизе подтверждено, что Менептах скончался в преклонном возрасте, около 80 лет; лицом он походил на отца своего, Рамзеса II, а телосложением на деда, Сети I-го. Мумия его подверглась ограблению тысячелетия тому назад, при чем пострадала грудная клетка; правая рука была сломана между кистью и локтем и нижняя часть живота вдавлена во внутрь; что же касается пребывания трупа, хотя бы самое короткое время, в воде, то об этом не могло быть речи. Вывод отсюда был ясен: Менептах не погиб в водах Черного моря, преследуя евреев, как о том говорится в Библии, но Моисей, - вполне основательно замечает проф. Масперо, - не называет по имени фараона, преследовавшего израильтян при оставлении ими Египта; эта их роль приписывается Менептаху не священным преданием, а более или менее точными исчисленьями. В царствование первых Птоломеев, когда Александрийские евреи впервые вошли в общение с египетскими учеными, они принялись за тщательное изучение всего, что относилось к их народной истории, в летописях Мемфиса и Фив. Книги "Бытия", "Исход" и другие содержат упоминания о различных фараонах, не называя их по имени. Оставался единственный способ пополнить этот пробел в священном писании, а именно: вычислив, сколько лет протекло со времен Авраама и Иосифа до Моисея, определить, кто из фараонов занимал египетский престол в это время? Но так как хронология еврейской истории не могла быть установлена с достаточною точностью, то исследователи приходили к различным выводам: одни приурочивали исход к царствованию Ахмеса, изгнавшего гиксосов, которых они смешивали с израильтянами; другие отождествляли фараона времен Моисея с каким-то Вокорисом, о котором вовсе не упоминается на египетских памятниках, третьи признавали его за Аменготепа Ш, четвертые, наконец, - за Менептаха. Мнение последних восторжествовало, и действительно оно до сих пор является наиболее правдоподобным, но тем не менее далеко не бесспорным. Его отвергают некоторые из современных исследователей библейской истории, считающие за фараона "Исхода" одни - Аменготепа III-го, а другие – Сети II-го. Не следует чрезмерно удивляться такой неопределенности: исход евреев из Египта, которому мы, по причинам религиозным, придаем огромное значение, явился в свое время происшествием маловажным. Орда чужеземных рабов покинула Дельту, разбила высланную вслед за нею погоню и скрылась в Синайской пустыне. Что значил этот пограничный инцидент в сравнении с опасностью, которая грозила Египту со стороны ливийцев или же вторжениями сирийцев, чуть не разрушивших к тому времени монархию Менептаха? Современники едва обратили внимание на бегство Израиля, а последующее поколение; вероятно, вовсе позабыло о нем".
  

IV

В  позапрошлом году, при производстве раскопок в "Долине царей", американцу-любителю, Т. Девису, посчастливилось обнаружить, вблизи сиринги Аменготепа II-го, избежавшую разграбления усыпальницу царицы Ли, любимой супруги Аменготепа III-го. Всецело владея умом фараона, царица Тии оказывала влияние на ход государственных дел и сумела воспитать сына своего, наследника престола, в любви и уважении к родителям, так что, когда Аменготеп IV, по смерти отца, принял бразды правления, значение царицы-матери не только не ослабло, но возросло. Некоторые историки не без основания полагают, что лишь под давлением со стороны умной и честолюбивой Тии молодой фараон решился вступить в борьбу с могущественными жрецами Амона и не задумался перед религиозным переворотом ради усиления царской власти.

Когда Девис и его сотрудники проникли в склеп и ввели туда электрический ток из соседних царских сирингов, глазам их представилось поразительное зрелище: все подземелье озарилось отблеском золота. На полу, по стенам, по потолку, повсюду сияло золото, яркое и чистое, - едва потускневшее от тонкого слоя пыли, оно переливало тысячами огоньков то красных, то оранжевых, то желтых, будто драгоценный металл всей земли фараонов вспыхнул ярким пламенем по темным закоулкам обширного тайника. Среди этой сказочной роскоши, в одном из углов усыпальницы, покоился на золотых похоронных санях великолепный гроб, тоже золотой, сверкавши драгоценными камнями и цветной эмалью. На крышке его изображена была царица Тии. Но гроб, как оказалось, опрокинулся на сторону, одна из боковых стенок его выпала, и мумия лежала рядом на песке.

Не долго продолжалось очарование. - Золото, которое так ослепительно сияло, оказалось тонкими золотыми листами, едва державшимися на месте посредством какого-то клейкого вещества; драгоценные каменья и эмаль были простыми цветными стеклами, или дешевыми камешками. Словом, вся роскошная обстановка не представляла никакой рыночной ценности. Едва струя свежего воздуха проникла во внутрь усыпальницы, как ее золоченая обшивка начала понемногу спадать, как струпья с заживающей раны, и вскоре обратилась в мелкую пыль. От волшебной сказки 1001-й ночи не осталось следа. Да и сама мумия, не взирая на все внешние указания, согласно дальнейшему исследованию, не принадлежала царице Тии, а молодому человеку лет 25-26.

Что же все это означало? По мнению профессора Масперо, знаменитая царица была первоначально погребена в собственном склепе, близ Тел-эль-Амарны, где находилась столица сына ее Аменготепа IV. Во время кровавой реакции, наступившей вскоре после смерти фараона-еретика, когда усыпальницы начали подвергаться осквернению, прах царицы был, по всему, вероятно, тайно вывезен на ее собственных похоронных санях вместе с кое-какими предметами культа, спешно доставлен в "долину царей" и наскоро замурован в чужой сиринге. Этим обстоятельством объясняется чрезвычайная скудость погребальных предметов роскоши найденных в случайной усыпальнице Тии. Весьма правдоподобно, что впопыхах ошиблись мумией и вместо царицы привезли в Фивы одного из членов царской семьи, может быть, зятя покойного фараона. Во всяком случае, египтяне, совершавшее погребете, были твердо уверены, что бренные останки принадлежать царице Тии, как это видно из надписей и фигурных изображений на санях, по женской прически мумии и принадлежностям ее туалета.
  

V

Осмотр царских усыпальниц отнял не мало времени. Наступил вечер, когда мы, наконец, тронулись в обратный путь. Алый сверкающий диск уже опустился за Ливийскую цепь. Фиолетовый сумрак наполнил ущелье, и легкая дрожь пронеслась над пустынею. На том месте, где угасло светило, небо приняло бледно-желтый оттенок, и сразу наступила ночь... Но вот лучи желтого сияния стали сгущаться в ярко-золотую завесу с красноватым отливом, сквозь которую лучезарный лик Амон-Ра преобразился высоко в небесах. Завеса постепенно растаяла в бледной лазури; высоко над нею образовалось фиолетовое сияние; быстро расплываясь, оно заполнило весь свод небесный, начавший было бледнеть пред мраком, надвигавшимся с востока. За далекою Аравийскою цепью показалось кровавое зарево; не успели мы доехать до берега Нила, как огромный шар полной луны вынырнул нам навстречу и, вырастая с каждым мгновением, плавно поднялся над розоватыми вершинами. На тысячи металлических блесток раздробилась поверхность воды; на противоположном берегу замигали огни Луксорской набережной, и от колоннады храма Амона гигантская тень легла на высокой берег, пересекла широкую реку и протянулась вглубь Фиванской равнины...


Стр. 8 из 18 Книжная полкаНазадВперед
  

Hosted by uCoz