Глава шестая - Карнак


I

В  20-ти минутах езды от Луксора находятся развалины храма Амон-Ра в Карнаке. Не посетив его, нельзя составить себе даже приблизительного понятия о размерах этой совокупности огромнейших в мире сооружений. В Карнаке насчитывается до 16 различных храмов в развалинах, из которых каждый в свое время был соединен с соседним длинною аллеею гранитных баранов и сфинксов колоссальных размеров; между тем здесь в древности быль расположен лишь один из кварталов священной части стовратых Фив. Нужно признать, что египтяне умели чтить своего бога. Святилище Амон-Ра дает нам, насколько это возможно в пределах земных понятий, наиболее разительное представление о мощи и вечности Творца Вселенной. Если и теперь нас еще давит громада развалин, какое величественное зрелище, невиданное ни до, ни после него, должен был представлять из себя этот город храмов украшенных богатым орнаментом из полированного гранита, лапис-лазури, малахита и оникса?

Роскошь внутренних украшений не знала предела. Двери были из кедрового дерева, или бронзовые, покрытия листами чистого золота; пол устлан серебряными плитами; стены украшены отелями с инкрустацией из золота и драгоценных камней.

Фивы были посвящены Гелиополитанской Троице, и каждое из лиц ее имело свои святилища с особым штатом священнослужителей. Но надо всем царил Амон-Ра, Вседержитель, Творец видимых и невидимых миров. Издалека видны были его пилоны и обелиски, а слава его гремела далеко за пределами Египта.

Храм не есть создание одного лица, или даже одного поколения. Он сооружался столетиями, разрастаясь во все стороны, и целые династии фараонов соревновали одна с другою в красоте, разнообразии и величии воздвигаемых ими алтарей. Таким образом стремились они увековечить память о подвигах своих в лучах бессмертного Амона, начертав на каменных скрижалях длинную летопись одержанных ими побед и принесенных в дар богу сокровищ. В течение тысячелетий верно хранил гранит повествования о давно минувших великих делах, и по сие время еще ярко горят причудливые иероглифы в лучах полуденного солнца.

Вот в бурном натиске несется боевая колесница Сети I-го. В ужасе бегут от него толпы хананеян, или смиренно молят о пощаде. Вот триумфальное шествие победителя по завоеванной Палестине среди уничиженных князей ее, а дальше - возвращение фараона с удачного похода в Сирию и посвящение им добычи Амон-Ра. Битвы и снова битвы: Рамзеса II, Тутмеса, Аменготепа и других; снова пленные и жертвоприношения. Все стены храма как внутренние, так и внешние, его пилоны, часовни и обелиски сверху до низу покрыты изображениями многочисленных богов древнего Египта, подвигов и благочестивых деяний царей его, а также бесконечными иероглифическими надписями; цветная масса, которою они когда-то были выложены; давно исчезла, яркие краски рельефов полиняли, сами изображения частью искалечены, частью обрушились, но те, что сохранились, полны неподражаемой свежести, дышат жизнью и страстью, давят исполинскими размерами.
  

II

К  главному пилону ведет, со стороны Нила, аллея гранитных сфинксов и священных баранов, держащих в передних ногах статуэтку Рамзеса II-го. Хотя громадный пилон, постройка которого была начата в эпоху Птоломеев, никогда не был окончен, но дух захватывает взглянуть на вершину его! Сквозь сравнительно узкие ворота вступаешь в открытый двор; здесь - груды всевозможных обломков колонн, карнизов, испещренных иероглифами гранитных глыб. С восточной стороны двора находился перед 2-м пилоном монументальный киоск эфиопского фараона Тахарка; из колонн его уцелела всего одна, достойная гигантского храма – высотою в 21 метр. На юг и на север от двора расположено по приделу - целые, вполне законченные храмы Рамзеса III-го и Сети I, из которых первый реставрирован, имеет свой собственный открытый двор с рядом колоссов фараона, гипостильный зал и погруженное во мраке святая святых; храм же Сети I-го лежит до сих пор в развалинах.

Второй пилон, сооруженный Ливийскою династией фараонов, с прилежащим к нему двором Бубастисов, представляет из себя целый водопад рушащихся камней, и только на южной стене его сохранился исполинский барельеф, изображающий принесение в жертву Амону 156 пленных евреев, из которых каждый означает какой-нибудь город Палестины, взятый фараоном Шесхонгом, покорителем Иерусалима. За вторым пилоном начинается знаменитый гипостильный зал, исполинский лес 134 колонн, расположенных в 16 рядов, из которых средние 12 не меньших размеров, нежели колонны Вандомская, или Троянова. Колонны папирусообразной формы поддерживают часть каменного потолка, сохранившего местами старинную окраску. Густые тени ложатся на каменные плиты пола, а горячее солнце льет потоки лучей сквозь отверстия 2-го яруса над боковыми рядами меньших колонн.
  

III

Созерцая эти почти сверхчеловеческие сооружения, задаешь себе вопрос, каким образом древние египтяне, при их незнакомстве с усовершенствованными машинами, оказались в состоянии воздвигать подобные гигантские колонны? Способ построек их, оказывается, был весьма несложен, но за то остроумен и практичен.

Строительный материал в виде каменных глыб подвозился из Сиэны водою, так как все без исключения храмы стояли на берегу Нила. На место постройки глыбы доставлялись на веревках по смазанным маслом стволам финиковых пальм, которые с этою целью клались параллельно на землю. Как только камни, служившие пьедесталом были установлены, зал засыпался землею до уровня воздвигавшихся колонн. На созданный, таким образом, искусственный холм подымали новые глыбы; разместив их по предназначенным местам, зал снова засыпали землею. Этот способ применяли до тех пор, пока не достигали вершины здания.

Таким образом, в момент окончания работ зал находился под землею; когда же его очищали, то все колонны оказывались стоящими на местах, стройные, как пальмовый лес исполинских размеров.

За следующим, третьим пилоном Аменготепа III, на открытом дворе, возвышается обелиск Тутмеса III, один из четырех сохранившихся; разбитые глыбы других загромоздили часть бывшей колоннады. Отсюда по направлению к югу тянется в виде огромного придала целый ряд дворов и пилонов, более или менее разрушенных, соединявших когда-то храм Амона с храмом богини Мут.

За четвертым пилоном высоко подымает в синеву неба свою заостренную вершину обелиск из розового сиэнскаго гранита, сооруженный царицею Хатасу, - самый высокий из обелисков в Египте, - а потом идут многочисленные комнаты всевозможных размеров, где помещались жрецы, целый лабиринт коридоров, часовни, на половину заваленные камнями, остатки алтарей, обрывки стен, покрытые рельефными изображениями тончайшей работы. Еще далее расположен обширный двор Аменготепа II, затмивший более старинные постройки времен XII династии царствовавшей за 2000 лет до Рождества Христова. От этого двора ничто не уцелело, кроме разбросанных в хаотическом беспорядке каменных масс, лишенных всякой формы, но именно тем и привлекательных, что они кажутся ниспровергнутыми какой ни будь катастрофой в доисторические времена.

С восточной стороны ко двору Аменготепа примыкают многочисленный пристройки, возведенные Тутмесом III в виде целого ряда колоннад, зал для пиршеств и таинственных алтарей; здесь же скрывается, среди полсотни различных комнат, небольшое св. святых, куда скудно проникают лучи великого Амон-Ра. Одна из этих комнат была посвящена культу предков, и в ней недавно обнаружены статуи фараона, искусно скрытая на дне глубокого колодца, по всей вероятности, на случай нашествия неприятеля.
  

IV

В  этом храме-гиганте не перечесть всех составных частей, всех изумительных подробностей каждой из них. То, что в ином месте привлекало бы общее внимание, часто остается здесь не замеченным, - так велико в Карнаке число нигде не виданных сооружений, которые на каждом шагу приводят в изумление даже бывалого путешественника. Куда ни оглянешься, повсюду пилоны, дворы и залы, колонны всех размеров и стилей, колоссы стоячие, сидячие, вполне сохранившиеся, или без головы, а то и без всего туловища, тонкой или грубой работы, из красно-серого или черного гранита, мумие-образные Озирисы, обломки статуй богов. Грандиозное наследие бесчисленного множества людских поколений!

Способность восхищаться, наконец, притупляется, глубокая беспричинная грусть овладевает вами, даже солнечный свет кажется здесь печальным, благодаря избытку силы и яркости. Не знаешь, в каких словах передать впечатление, производимое Карнакским храмом? Для этого нужно вместо, пера владеть лезвием резца одного из неизвестных художников во множестве трудившихся, во время оно, над украшением святилища, нужно, прежде всего, войти в душу его, полную бесконечного благоговения и трепета перед всемогуществом Амон-Ра и земных сынов его - фараонов...


Стр. 7 из 18 Книжная полкаНазадВперед
  

Hosted by uCoz