Египетский аукцион
Если действует вор,
укрыватель краденого не
голодает.
Арабская
пословица
|
юнь,
17, 1978 г. в лондонском аэропорту
Хитроу таможня задержала багаж
каирского зубного врача доктора
Мухаммеда эль-Мат-були. В двух
больших чемоданах и в
косметическом наборе госпожи
Матбули чиновники обнаружили
предметы древнеегипетского
искусства. Супружеская чета не
смогла предъявить разрешение на их
вывоз. Багаж конфисковали, но
супругов не задержали, так как они
путешествовали с настоящими
кувейтскими паспортами.
Египетское посольство,
извещенное британской таможней,
привело в действие каирскую
полицию и Службу древностей. В доме
доктора Эль-Матбули, расположенном
в каирском квартале Маади,
обнаружили целый склад незаконно
приобретенных памятников старины,
стоимость которых невозможно было
даже определить. Эксперты
установили, что предметы имеют
различную датировку, начиная
примерно с 2800 г. до н.э. и кончая Х в.
н.э. Все было конфисковано.
Этот зубной врач был знаком
Службе древностей. В 1977 г. он как
археолог-любитель подал
ходатайство о предоставлении ему
лицензии на раскопки в Дашуре -
поселении близ знаменитой
пирамиды и царских погребений
Древнего и Среднего царства. К
счастью, лицензии ему не дали.
Доктор Салех из Египетского музея
в Каире рассказал мне, что
найденная в чемоданах Матбули
доска с рельефом доставлена в
музей совершенно разрушенной,
причем нет сомнения, что рельеф был
ранее в полной сохранности,
поскольку таким он отпечатался на
лежавшем сверху куске пенопласта.
Когда была повреждена доска,
выяснить не удалось.
Находятся ли супруги Эль-Матбули
в Англии или уже снова в Каире, кто
знает?
2 июля 1979 г. в печати промелькнуло
следующее сообщение: "Каир.
Египетская полиция обнаружила у
одной супружеской пары в Каире
памятники культуры времен
фараонов и Ислама стоимостью в
четыре миллиона западногерманских
марок. Они должны поступить на
распродажу".
* * *
Методы хищений произведений
искусства, история которых
насчитывает 5000 лет, менялись, но
неизменна была притягательность
наживы для воровского мира Египта.
С самого начала стремление к
легкой жизни привело к зловещему
союзу вора и укрывателя краденого.
Древние египтяне почитали своих
владык, но благоговение перед
умершими никогда не было столь
велико, чтобы они оставили в покое
их гробницы. Алчность пересиливала
страх мести божеств, которые
охраняли мертвых. Ни две
смертоносные тысячи ударов
плеткой из пальмовых листьев, ни
смерть от удушья в обрушившейся
погребальной камере, ни самые
хитроумные предосторожности не
смогли удержать грабителей.
Дело начиналось тайно, и вор
вначале действовал в одиночку. Но с
успехом приходило благополучие,
которое не удавалось скрыть от
окружающих. Завистливые братья,
любопытные соседи узнавали о
тайных источниках достатка и
раскрывали плутни гробокопателя; в
итоге он был вынужден принять
соглядатая себе в компаньоны. Так
учреждался союз, "оправдывавший"
себя в любую эпоху вплоть до нашей.
Во времена Древнего царства (начиная
с III и кончая VII династией, т. е. во
второй половине III тыс. до н.э.)
укрыватель, как правило, был
незначительным партнером. Он
получал взятку за осведомленность,
и его молчание ценилось так же, как
те медные инструменты, которые он
изготовлял. Однако, начав со
вспомогательных ролей, укрыватель
мало-помалу вырастал в независимую
"личность", добивался влияния
и становился главной фигурой. Вор
же остался простым исполнителем.
Поначалу члены сельских управ,
главы стекольных мастерских в
Фивах или влиятельные горожане
извлекали выгоду из
сотрудничества с миром грабителей
гробниц; эти видные особы
заботились о безопасности
воровского мероприятия и об
установлении связей с
покупателями. Сеть продажных
помощников расширялась и
становилась все прочнее. В нее
входили чиновники и предводители
маджаев - отряда ливийских
наемников, которых не заботила
вера египтян в наказание богов за
нарушение покоя умерших. "Акционерное
общество" гробокопателей росло,
делалось все более организованным,
приобретало купеческую
респектабельность.
Теряющие власть фараоны, начиная
с Рамсеса IV и кончая Рамсесом XI (т. е.
до падения Нового царства, 1554-1080 гг.
до н.э.), храмовые чиновники и жрецы
все чаще стали сами осуществлять
злодеяния по отношению к
обожествленным мертвым и
попуститель-стврвать
преступлениям. В XIX в. на смену им
пришли почтенные люди, состоявшие
на консульской службе; в наше время
это древнее "сотрудничество"
продолжают значительные персоны,
влиятельные благодаря своему
положению или принадлежности к
респектабельной семье. Таким
образом, в нелегальной
международной торговле
произведениями искусства ничто не
меняется.
Как в давние времена грабитель
тащил свою золотую добычу к
укрывателю, который в надежном
месте переплавлял драгоценности в
бесформенные слитки, как в прошлом
веке крестьяне, занимавшиеся
раскопками, несли найденные в
Файюме папирусы знатоку, так и
сегодня "ночные старатели" из
Амарны - работники хлопковых
плантаций Бени-Суэйфа - несут свои
клады солидному торговцу.
Вороватый нильский паромщик,
изготовляющий замшу кожевник,
живущий впроголодь кочевник - все
они могут быть сообщниками
влиятельных укрывателей краденого,
которые содержат их на доходы со
своего ремесла.
Вор знает, что его постоянно
обманывают, но он вынужден терпеть.
Некоторое время тому назад один
каирский торговец произведениями
искусства заплатил служителю
музея 15 египетских фунтов за
украденную фигуру из обожженной
глины, находившуюся среди
погребальных приношений.
Похититель лишился места в музее, а
торговец, потомок старинного
купеческого рода, и сегодня
располагает лицензией.
Неукоснительно соблюдается закон
воровского мира: мелкую рыбешку
преследуют, а крупным хищникам
дают возможность скрыться.
У нас нет достоверных сведений о
торговле украденными сокровищами
в дохристианский период и об
участии в ней египтян. В результате
известных в истории вторжений
чужеземцев Египет сделался
значительно беднее произведениями
искусства. Персы, греки, римляне
тащили понравившиеся им древности.
Когда персидский царь Артаксеркс II
(конец XXX династии, около 340 г. до н.э.)
вторгся в Египет, его войска
громили все вокруг. Ослепленный
алчностью, он приказал отправить в
Персию все сокровища, какие только
можно бьшо разыскать. Август,
первый римский император (27 г. до н.э.
- 14 г. н.э.), приказал перевезти из
Египта, житницы своих владений, в
Рим и другие города Римской
империи разные редкости и даже
обелиски, но в этих грабительских
деяниях ни один египтянин не
участвовал. Возможно, какой-нибудь
сельский житель, боясь пыток,
постарался умилостивить
персидских захватчиков, отдав им
унесенную из царских гробниц
вещицу; возможно, некий
благородный фиванец и передал
несколько слитков золота Гаю
Корнелию Галлу (69-26 гг. до н.э.),
римскому наместнику захваченного
Египта, чтобы пощадили его жизнь и
дом; но в дохристианском Египте
черного рынка не было.
Начало профессиональной
торговли произведениями
египетского искусства относится к
XV в. и связано с возобновлением
интереса к античному миру. Так,
например, правитель Флоренции
Козимо Медичи (1389-1464) собирал у себя
во дворце сокровища дальних,
таинственных стран, а юристы и
клирики позднего средневековья
хранили в своих коллекциях
редкостей свитки папирусов,
которые не могли прочесть, а также
статуэтки с не поддающимися
расшифровке надписями.
* * *
Издавна существует два вида
торговли произведениями искусства.
В одном случае каждый уважающий
себя торговец настоятельно
требует, чтобы для продажи
законным образом поставлялись
вещи известного происхождения и в
первозданном виде. В другом случае
речь идет только о наживе.
Безразлично, откуда поступила вещь
- об этом предусмотрительно не
спрашивают: она будет продана по
частям. Если даже вор повредил
произведение искусства, его все
равно купят - вид "товара"
особого значения не имеет.
Однажды, по-видимому, во времена
XVIII династии (1552-1306 гг. до н.э.),
гробокопатели во время
стремительного налета разбили
стеклянную вазу, и осколки "драгоценного
искусственного камня" пропали.
Однако через несколько лет они
были проданы как стеклянные
вставки, вынутые из золоченого
саркофага, начальнику стекольных
мастерских фиванского некрополя, а
затем сбыты под видом ляпис-лазури,
благородного полудрагоценного
камня, какому-то ювелиру. Именно
тогда мошенник почувствовал себя
независимым и из простого
укрывателя краденого сделался
солидным торговцем произведениями
искусства.
Около 400 лет (с 30 г. до н.э. по 395 г. н.э.)
Египет был римской провинцией.
Морские поездки через Средиземное
море положили начало туризму и
сопровождающей его торговле "сувенирами".
Плывя под парусами вверх по
величайшей реке мира,
путешественники из Римской
империи по пути восхищались
старинными городами и деревнями,
Долиной царей, поющим "колоссом
Мемнона". О ярких впечатлениях
от такой поездки напоминали в
родном доме или дворце крохотные
таинственные амулеты. То, что
некогда было предано забвению под
горячими песками пустыни,
благодаря спросу сделалось вдруг
ценным. Неустанные поиски богатого
наследия предков привели сначала к
небольшим сделкам с чужеземными
путешественниками. Но затем
раздалось раскатившееся по Нилу
"грабь веселей!". Отныне одни
завоеватели передавали эстафету
другим, отправляя из страны
бесконечные караваны со всем, что
им нравилось. Египтяне не в силах
были помешать императору
Константину I (306-337 г. н.э.),
прозванному за насаждение
христианства "Великим",
вывезти гранитные обелиски
Тутмоса III, которые так и остались
лежать на берегу моря мертвым
грузом. Египтяне не могли
воспрепятствовать и римскому
императору Адриану (117-138гг. н.э.),
который после поездки по стране
привез целый корабль "сувениров".
Египетский народ ничего не мог
предпринять против зловещего
союза вора и укрывателя, ставшего
неофициальной частью его истории.
Взаимная защита, укрывательство
сторон при первой же опасности,
неписаные законы преступного мира
оказались более действенными и
прочными, чем государственные
установления. Вор сегодня, как и
прежде, всего лишь жалкая пешка в
цепких лапах торговцев.
|