Все началось с мумий
ольшая
часть обитателей деревни Саккара,
которая лежит близ означенных
пещерных усыпальниц, промышляет
тем, что раскапывает оные пещеры и
изымает набальзамированные
мертвые тела, понеже бесплодные
земли сего края едва могут
доставить людям пропитание.
Оные мертвые тела
набальзамированы крепким
снадобьем, более же всего -
иудейскою смолою, но не изукрашены
никоими египетскими символами.
Из "Обстоятельного и
достоверного Африки описания, года
1668" доктора Олферта Даппера;
первый немецкий перевод 1670 г.
Двор Людовика XIV (1643-1715) - "Короля-солнца"
Франции - был неравнодушен к
подношениям. Толки об этом дошли до
самого персидского шахиншаха
Фатхали. Когда в конце XVII в. он
отправил в Париж своего дипломата
Солимана Бахтиари, его снабдили
ящичком розового дерева, который
был передан "Королю-солнцу" в
Версальском дворце.
В шкатулке Людовик XIV обнаружил
серебряный флакончик; в нем
находилась густая масса, которая
таинственно именовалась мумиё; она
незадолго до того произвела в
Европе сенсацию и считалась
чудодейственным лекарством. Хотя
этот эликсир уже несколько веков
занимал достойное место в комодах
ближневосточных фармацевтов,
Людовик не знал, что делать с
подобным медицинским снадобьем, и
поместил его в витрину курьезов - к
великому сожалению своего врача и
аптекаря Савари, который с
удовольствием испробовал бы это
вещество.
Слово "мум", заимствованное
из персидского, в арабском
превратилось в "мумиё": так
называлась земляная, вернее,
минеральная смола, известная под
греческим наименованием "асфальт".
Ее очень ценили как лечебное
средство от разного рода телесных
недугов.
Арабский медик ибн-Бетар, умерший
в 646 г. н.э., цитировал одного из
своих греческих коллег, который
еще в I в. н.э. подробно описывал
лекарственные средства, среди
которых, в частности, было и мумиё,
вещество, добываемое в стране под
названием Аполлония (т. е. Иллирия):
"Вода, что бежит со сверкающих
гор, вымывает его и выносит на
берег, здесь оно затвердевает и
становится пахучим, как смола".
Сабеи - народ, обитавший в юго-западной
части Аравийского полуострова, -
знали толк в торговле. Их караваны,
помимо различных специй, везли
через пустыню к побережью Красного
моря и минеральную смолу - ценное
фармацевтическое средство,
которое попадало ко двору
египетских фараонов, где врачи
постоянно занимались поисками
новых лекарственных растений и
минералов. Они внимательно изучили
это черное вещество и стали
применять его при лечении рубленых
ран и тяжелых контузий. Египтяне
делали также пасту против сыпи на
коже и, добавляя к смоле другие
неведомые составы, в конце концов
составили микстуру против любых
форм телесных недугов.
Хотя позже античным
путешественникам и удавалось
вывозить мумиё из этих краев,
редкостного сырья было явно
недостаточно. Пришлось обратиться
к равноценным заменителям. Ловкие
экспериментаторы не затрудняли
себя поисками.
* * *
Мумиё напоминает тот густой
черный состав, которым египтяне с
начала III тыс. до н.э.
бальзамировали тела умерших.
Поскольку спрос на это средство
был очень велик, затвердевшую
массу в поздние времена стали
счищать с черепов и остатков
костей, выскабливать из полостей
тела и перерабатывать. При остром
дефиците не стоило быть
щепетильным: таинственное
бальзамирующее средство
размазывалось вместе с высохшими
волокнами мышц и остатками скелета.
Мумиё, полученное таким способом,
можно было поставлять в большом
количестве.
Этим промыслом мумиё начался
чудовищный грабеж египетских
усыпальниц. Сначала речь шла об
универсальном лечебном средстве,
потом началась сущая чертовщина.
Согласно сообщению лекаря Абд-эль-Лятифа,
датируемому примерно 1200 г., мумиё,
полученное из трех человеческих
черепов, продавалось за полдирхема
(дирхем - серебряная монета весом 297
грамма). Добывавшийся из мумий
экстракт был недешев. Абд-эль-Лятиф
говорит о свойствах земляной смолы,
а также о том, что из тел мертвецов
в Египте делают заменитель этого
минерала, который так трудно
добывать. "Он может служить в
качестве заменителя!" - замечает
врач.
Спрос вызвал громадное оживление
торговли этим "весьма целебным
снадобьем". Предприимчивые
купцы Каира и Александрии
позаботились о том, чтобы мумиё
сделалось важной статьей экспорта
в Европу. Они нанимали целые толпы
египетских крестьян для раскопок
некрополей. Корпорации торгашей
экспортировали размолотые
человеческие - кости во все концы
света - и неплохо наживались. В XIV-XV
вв. мумиё сделалось обычным
средством, продаваемым в аптеках и
лавках лекарственных трав. Когда
сырья снова стало не хватать,
начали использовать трупы
казненных преступников, тела
умерших в богадельнях или погибших
христиан, высушивая их на солнце.
Так изготовлялись "настоящие
мумии"!
Но поскольку и этот способ
снабжения рынка не покрывал спроса,
методы изготовления мумиё приняли
открыто преступные формы. Шайки
грабителей похищали из могил
только что похороненные тела,
расчленяли их и вываривали в
котлах до тех пор, пока мышцы не
отделялись от костей; маслянистая
жидкость капала из котла и,
разлитая в склянки, сбывалась за
бешеные деньги купцам-франкам.
Согласно документам, в 1420 г.
городской судья Каира приказал
сечь нескольких осквернителей
могил до тех пор, пока они не
признаются, что расчленяли трупы
людей и в своего рода "фармацевтической
салотопке" перерабатывали их в
ходкое лекарственное средство.
В 1564 г. французский врач Ги де ла
фонтен из Наварры на складе одного
из торговцев в Александрии
обнаружил груды тел рабов, которые
предназначались для переработки в
пресловутое снадобье.
Джон Сандерсон, александрийский
агент Турецкой торговой компании,
в 1585 г. получил приказ правления
включиться в торговлю мумиё.
Бравый Джон не только обследовал
подземелья с мумиями в Мемфисе, но
и вызнал все о процветавшей в Каире
и Александрии торговле трупами.
Примерно 600 фунтов
мумифицированной и высушенной
мертвечины отправил он морем в
Англию. В 1557 г. одно из медицинских
изданий того времени, "Hortus Santas",
поместило статью об этом
чудодейственном средстве, а также
обо всем, что связано с
таинственным снадобьем,
применяемом с терапевтической
целью в Аравии, Иудее и Египте.
Египетские власти пытались
положить конец торговле трупами,
издав соответствующий закон.
Однажды раб-христианин сообщил в
Каир о том, что его хозяин-еврей
продает мумиё. Купец попал в тюрьму,
а паша приказал правителям
областей обложить торгующих мумиё
большими налогами. Однако никакие
постановления не смогли обуздать
экспорт мумиё. Прибыль была столь
высока и заманчива, что транспорты
с большими грузами мумиё
продолжали пересекать Средиземное
море и достигать Европы.
Среди распространенных на
Ближнем Востоке лекарственных
средств была отвратительная
микстура, изготовлявшаяся из
битума - смеси лекарственных
углеводородов и еще каких-то
незначительных добавок.
Существовало убеждение в том, что
вывезенные с загадочного Востока
мумии имеют таинственные свойства.
С помощью магии стремились усилить
целебное действие битума.
Шарлатаны и аптекари растворяли
остатки мумий в винном уксусе и
растительных маслах и делали мази,
которые якобы помогали при
воспалении легких и плеврите.
Французский врач Савари
настолько уверовал в целительную
силу этого снадобья, что считал
доказанным утверждение, будто лишь
совершенно черные и приятно
пахнущие мумии оказывают
положительное терапевтическое
воздействие. Многие европейские
естествоиспытатели считали эту
"медицину" тем, чем она была на
самом деле: "шарлатанской
мерзостью". Но короли, князья и
простые горожане продолжали
искать препарат, которому молва
приписывала сказочные свойства. В
1694 г. парижский купец и торговец
аптекарскими товарами Пьер Поме в
своей работе "Всеобщая история
аптекарского дела" предпринял
попытку отбить у людей охоту к
употреблению средств,
изготовляемых из мумий, изобразив
на гравюрах отвратительный способ
переработки трупов. Однако
раскрытие этой адской кухни не
оказало никакого воздействия.
Люди перестали видеть различие
между природным лекарственным
средством античности и той
отвратительной смесью, которая
продавалась на рынке. Мумиё
сделалось синонимом мумий, а сами
мумии вплоть до XIX в. оставались
основой для изготовления лекарств.
Покойники как простого, так и
благородного звания
выволакивались из гробниц,
разодранные на части еще в
погребальных камерах; они
обращались сначала в прах и пепел,
а затем в опечатанных фарфоровых
сосудах отправлялись на
международный рынок.
Так, останки тех, кто жил в эпоху
фараонов, вывозились из Египта в
неограниченном количестве. Они
стали невольными жертвами научных
поисков и связанных с магией
суеверий. Возможно, подобные
суеверия не изжиты и по сей день.
Например, в некоторых американских
аптеках до сих пор можно купить
несколько унций смеси "настоящего"
мумиё.
В 1978 г. в Абу-Сире мне
повстречалась одна крестьянка. В
платке у нее было несколько
комочков похожего на чай вещества.
Она предложила его мне в качестве
мумиё.
Вместе с жителем одной из
деревень я несколько дней бродил
среди многочисленных гробниц Абу-Сира.
Вдруг он нащупал в песке череп,
смахнул с него остатки волос и
истлевшую кожу, которая
рассыпалась в его руке. Крестьянин
поскреб указательным пальцем по
черепу, заполненному песком: "Хочешь
мумиё? Люди говорят, что это стоит
денег!"
В 1975 г. я посетил племя сукума,
обитающее у озера Виктория в
Восточной Африке. На пестром,
кишащем людьми базаре я заметил
некоего медика, торговавшего
кусочками асфальта и костной золой,
выдавая их за желудочное лекарство.
Он называл его чок и утверждал, что
лекарство прибыло издалека.
|