Из почтения к дамам обыск
не производился. Личный досмотр,
если на него вообще отваживался
таможенник, заканчивался всегда
истерическим воплем: "Нет, нет,
сэр!" Руки прочь, сыны Солнца!
* * *
Сегодня, как и прежде, при встрече
со служащими таможни свою роль
играет и сила воображения. Ведь
удалось же в 1897 г. одному
парижанину провезти большую
деревянную статуэтку через
александрийскую таможню. Не имея
разрешения на вывоз, он вспомнил о
присущей Востоку страсти к
сложению сказок. Вкрадчивым, но
страстным голосом француз сообщил
чиновнику, тотчас же обратившемуся
в слух, что он очень суеверен и что
уже сейчас у него дрожат колени при
мысли о плавании в Марсель. Именно
об этом он якобы и размышлял
некоторое время тому назад, когда
незнакомый крестьянин, терпевший,
по-видимому, сильную нужду,
предложил ему эту фигурку. "Я
подумал, - продолжал француз, - не
есть ли то перст судьбы, указующий
помочь бедному человеку, и купил
статуэтку. С тех пор я ни на
мгновение не расстаюсь со своим
талисманом. Без подобного
приносящего счастье предмета
корабль наверняка потонет". При
этом усы парижанина задергались и
взгляд наполнился ужасом. Перед
чиновником стоял убитый горем
человек. Неужто он, рядовой
служащий таможни, должен спорить с
судьбой, похищать детей у их отцов?
Тягаться с морской компанией "Месаджерис
меритаймс"? И таможенник
пропустил француза вместе с его
статуэткой. Agabi' tak mabr? Как
понравился вам Египет? Adieu!
* * *
О том, как уважают законы этого
государства туристы, можно узнать
из первых путеводителей -
бестселлера Cook's Handbook или
появившегося на рынке в 1887 г.
путеводителя по Нижнему Египту.
Как мы уже смогли убедиться,
туристы не обращали никакого
внимания на таможенные правила
страны, гостями которой они
становились.
Итальянец Джованни Даттари (ум. в
1923 г.), опытный сотрудник компании
"Кук и сыновья", с увлечением
собирал древности и был весьма
внимателен к нуждам вверенных ему
путешественников. Однако если уж
такой служащий бюро путешествий,
как Даттари, пренебрегал
указаниями проспектов, то что
говорить о простом туристе?
Удивительные товары заполняли
буквально каждую витрину! В Каире и
Александрии "честные" сделки
заключались в затененных задних
комнатах лавок базара, в квартирах
укрывателей, которые рассылали
связных в переулки и к отелям.
Укромные уголки дорогих гостиниц,
казалось, были созданы для такой
"честной" торговли. С законами,
запрещавшими вывоз древностей, не
считались.
Иногда официальные и частные
скупщики собирались в отеле "Нил",
который в XIX в. служил местом встреч
международных спекулянтов
произведениями искусства,
укрывателей краденого и торговцев.
Это пестрое общество смешивалось
здесь с отдыхающими, среди которых
были и подтянутые лорды и офицеры
из колоний, не терявшие надежду "подстрелить"
в Египте кое-какие древности. А над
отелем разливалось благоухание
Аравии. Каждый думал, что где-то
рядом находится рай...
* * *
В 1867 г. на Всемирной выставке в
Париже был впервые выставлен "гроб
из страны фараонов", обрамленный
тяжелыми драпировками. В мае 1873 г.
на Венской всемирной выставке
красовалась карта путешествий по
Египту, где стрелками в виде
красных шнуров были указаны
телеграфные и железнодорожные
линии. В осенне-зимний сезон 1870 г. в
списках американского консульства
значились имена 300 американцев,
совершивших экскурсию по Нилу.
Путешественников из Европы было
так много, что их уже не брали в
расчет. Вокруг ученых крутились
большие группы любителей
сувениров.
В 1900 г. роскошные гостиницы Каира
оказались переполненными.
Достопочтенный хозяин столь же
почтенного отеля "Пастырь"
Чарльз Бейлер был весьма расстроен,
когда ему впервые пришлось на ночь
устроить приезжих в зале отеля,
окружив мягкие диваны ширмами. Для
жилья приспосабливались даже
отслужившие свой век спальные
вагоны первой железнодорожной
линии Джорджа Стивенсона (1781-1848).
Компания же "Кук и сыновья"
работала без устали: ее корабли
скорыми рейсами доставляли в
Верхний Египет новые и новые
группы англо-американских
путешественников.
Можно легко себе представить:
возникший чудовищный бум привел к
тому, что некоторые предметы
древностей стали быстро иссякать.
Тогда славные потомки Сети I нашли
достойный выход из положения: они
начали изготовлять фальшивые
мумии из ослиных шкур. Страсть к
приобретению подлинных сувениров
не исчезла, а между тем многие
туристы с удовольствием увозили
подделки.
Среди охотников за сувенирами
всегда находились и молодые
любители .древностей. Так, например,
в 1890 г. в Луксоре появился мистер
Альберт Галлантин. Он начал
методично создавать основу своей
превосходной египетской коллекции.
Мистеру Галлантину, родившемуся 8
января 1880 г., к этому времени было
от роду неполных десять лет. Шиллер
был прав, говоря, что "рано
начинает тот, кто желает стать
мастером".
* * *
Ужасны и неизгладимы следы
браконьерской охоты "ценителей"
древнеегипетского искусства. В 1976
г. три немецких туриста промышляли
среди холмов Эль-Махамид, в 85 км.
западнее Луксора. В погребальных
сооружениях времен Среднего и
Нового царств они вырубали
понравившийся им кусок из толщи
камня. Нагрянувшая полиция
хорошенько намяла им бока - для
памятливости.
В феврале 1978 г. сотрудники
полицейской службы задержали
француза по фамилии Жежи.
Бдительные чиновники обнаружили
спрятанную среди белья статуэтку
из песчаника, которую Жежи, видимо,
незаконным образом приобрел в
Западных Фивах, француз не выдал
продавца древностей, так как
намеревался, по всей вероятности,
еще раз побывать в здешних местах.
Статуэтку конфисковали, а
иностранцу позволили уехать в Каир.
Но, как сообщил мне майор полиции
Ауяд, 13 февраля 1978 г. Жежи был
занесен в черный список. Так что
теперь ему следует держать ухо
востро.
Осенью 1978 г. я сам видел, как
торговец Рафе из Дра абу-ль-Негга
предлагал одному бельгийцу
мумифицированную человеческую
ногу за 80 фунтов; торг
происходил во дворе отеля "Марсам".
Цена за высохшую стопу показалась
бельгийцу слишком высокой, а
потому он позволил всучить себе
каменную плиту с рельефом,
размером 24 Х 18 сантиметров. За нее
Рафе запросил и, что самое
интересное, получил 50 фунтов, т. е.
куда больше, чем за грубую подделку
из гипса и шамота Торговец готов
был продать эту подделку любому; я
видел, как он дважды предлагал
сувенир одному и тому же
покупателю. Подобные сделки
доставляют особое удовольствие.
Летом 1978 г. мы невольно сделались
помощниками графиров Службы
древностей. Расположившись на
западном, фиванском, берегу Нила, а
точнее, в Мединет-Абу, где
находится поминальный храм
Рамсеса III - яркий образец
египетской монументальной
архитектуры, наша группа работала
над съемкой фильма. Неожиданно
появились японские туристы. Надо
сказать, что среди туристов разных
национальностей японцы отличаются
особой благовоспитанностью,
дисциплиной и умением
разговаривать негромко. Наши
японцы обошли храм Амона с
выражением почтительности на
лицах. Они тихонько расхаживали по
большому колонному залу
прямоугольного храма, в нескольких
помещениях которого находились
фрагменты рельефов, закрытые
решетками. Перед входом в зал
лежала груда строительного мусора,
оставленная, видимо,
реставраторами. То, что всюду
пренебрежительно считается сором,
в стране на берегах Нила
непременно обращает на себя
внимание иностранцев: а вдруг под
ним скрывается какая-нибудь
древняя вещица? Небольшого роста
дамы и господа сбросили маску
буддистской сосредоточенности... и
начали выбирать из этой груды
мусора один камешек за другим.
Посмеиваясь, мы наблюдали, как
множество ничего не стоящих камней
разной величины исчезали в голубых
нейлоновых мешочках. Это не опасно.
В полуденный час графиры имеют
обыкновение забираться в тень,
чтобы не спеша напиться там чаю.
Таким образом, блюстителей порядка
в храме не было. Один из японцев,
позабыв своих синтоистских богов,
просунул ручку своего желтого
зонтика сквозь решетку и пытался
вытянуть фрагмент рельефа. Боясь,
чтобы кто-нибудь не увидел его, он
обернулся. Мы предостерегающе, но с
улыбкой, покачали головами; зонт
тут же вернулся на свое место.
Смущенные японцы, приняв в свое
сообщество грешника, молча
удалились.
В 1977 г. мой друг адвокат Абузеед
из Луксора рассказал интересную
историю. Но прежде чем изложить ее,
я хотел бы предупредить тех, кто
отпуск собирается провести на
Востоке. На рынке сувениров
встречаются подделки трех сортов:
очень хорошие, умело сделанные и
грубые. Новички пусть утешаются
тем, что даже специалисты в области
международной торговли предметами
искусства попадали впросак на
подделках первого сорта, хотя и
никогда не оставляли их у себя (в
отличие от собирателей). Скрыв
досаду, они выставляли
приобретенную вещь в зеркальной
витрине, сопроводив ее ценником с
четырехзначной цифрой. В конце
концов товар кто-нибудь покупал.
Египетские ремесленники испокон
веков умели хорошо работать... и
шутить.
Герой рассказа адвоката Абузееда
турист из Швейцарии стал жертвой
шутки, а вернее, небольшого
надувательства со стороны
торговца Абдалла из Шейх-Абд-эль-Курны,
неприступной крепости великих
разбойников. Пока швейцарец в
задумчивости обходил ступенчатый
храм царицы Хатшепсут, Абдалл
сумел снискать его полное доверие.
Маленький рельеф, который араб
достал из складок своей галабеи,
был так же фальшив, как и уверения,
будто получен он от доброго друга,
который незадолго до того именно в
этом храме вырубил его из стены.
Швейцарец лишь на мгновенье увидел
рельеф, ибо через минуту он вновь
исчез под одеянием Абдалла. При
этом торговец потянул туриста за
собой, чтобы показать на стене
храма Хатшепсут небольшое пустое
отверстие. Смотрите сами! Вот здесь,
на стене находился недавно рельеф!
У швейцарца мороз прошел по коже,
ведь, пожалуй, он имеет дело с
настоящим грабителем усыпальниц.
Редкостная удача! Торговая
стратегия Абдалла - само
совершенство: у входа гафиры,
немецкий профессор со
студенческой группой, толпа
туристов. "Me Kalabush!" ("Тюрьмы
мне не миновать!"). Швейцарский
подданный решил немедленно купить
столь редкую вещь за 150 египетских
фунтов. Но Абдалл - истинный
хранитель наследия страны на
берегах Нила - потребовал, чтобы
покупка состоялась вечером и через
посредника. Он прекрасно понимал
значение напряженной драматургии
своего фокуса.
Вечером извозчик доставил
покупку в отель "Савой", где
снимала номера группа швейцарских
туристов. Здесь он передал рельеф
дежурному по этажу, который отнес
его нетерпеливо ожидавшему
постояльцу. Сделка совершилась.
Гиды-переводчики, с недавних пор
удачно называемые аниматорами,
также совершают сделки с туристами,
кроме того, они являются отцами-исповедниками
в интимных замыслах своих
доверителей. Хорошо знавшая Египет
переводчица группы скользнула
взглядом по рельефу, когда
соотечественник попросил ее
помочь вывезти эту вещицу. Она
успокоила контрабандиста - правда,
весьма своеобразным образом. На
следующий день она организовала
незапланированную поездку на
западный берег Нила в Эль-Гинейну.
Переводчица не раз бывала на крохотной
фабрике, выпускавшей изделия
из алебастра; но ее
соотечественники и тут буквально
рот разинули.
Это было семейное предприятие,
нечто вроде домашней мастерской.
Представители всех поколений, за
исключением младенцев, работали в
просторном дворе дома. Визжали
сверла. Молодые люди оббивали
молотками камни различных пород.
На группу приезжих
путешественников они не обратили
ни малейшего внимания; возможно,
работа попалась сдельная.
Тут у нашего предприимчивого
швейцарца возникло легкое
подозрение, перешедшее вскоре в
полную уверенность: в тесной
выставочной комнате он увидел
множество рельефов, похожих на
рельеф Абдалла, но имевших одно
существенное различие: в
мастерской, среди бела дня, они
продавались за 15 фунтов! Мастера
золотые руки звали Райат; тонкие
рельефы он вырезал, пользуясь
единственным инструментом - ножом
для обрезания линолеума. Когда
рельеф был готов, он передавал его
своему четырехлетнему брату,
который сухой щеткой наводил на
камень несмываемую патину.
Серийные изделия этой мастерской
относились к разрешенным законами
предметам художественного ремесла.
Швейцарец хотел выяснить, не
знакомы ли работники здешней
мастерской с Абдаллом из Дейр-эль-Бахари.
Нет, его никто не знает. Усердные
кустари продолжали с улыбкой
вырезать свои поделки.
Мой совет новичкам, попавшим на
рынок сувениров: будьте осторожны,
покупая "подлинные вещи"! В
Египте много маленьких
предприятий типа мастерской в Эль-Гинейне
и много Абдаллов, которые
заказывают там сувениры, - они
платят за работу вдесятеро дешевле,
а продают товар вдесятеро дороже.
* * *
Мелкая торговля подделками
древностей процветает; подлинники
попадаются все реже и реже.
Неопытные люди не замечают этого,
чем и пользуются прожженные
спекулянты. Не исчезает вечная как
мир страсть к собиранию древностей;
это и понятно, если есть
возможность вывезти из страны
ценный гостинец. Если вы желаете
блага Египту, пожелайте удачных
сделок торговцам подделками. Пока
их товар находит спрос, от
варварского разграбления
гарантированы хотя бы памятники
архитектуры.
Если в 1870 г. американское
консульство посетило 300
американцев, то в 1970 г. египетские
отели приняли в общей сложности 4
млн. 574 тыс. человек, в том числе тех,
кто останавливался хотя бы на одну
ночь.
В сентябре 1978 г. число
посетителей каирского
Национального музея за один день
составило 18 000. К 1982 г. в Египте
предполагалось создать 6500
гостиничных мест, 19 500 мест для
ночевок на виллах и в палаточных
городках, построить 30 000
меблированных квартир для
отпускников. Невозможно
представить себе, что произойдет,
если каждый из путешествующих
увезет с собой даже самый
незначительный подлинник! Да будут
благословенны фальсификаторы! Да
будет благословенно их искусство,
создающее предметы, трудно
отличимые от подлинников!
В мае 1979 г. один
западногерманский
предприниматель, занимающийся
торговлей произведениями
искусства, с усмешкой рассказал
мне о том, как он представляет себе
будущее: "А знаете, если
увлечение Египтом будет
продолжаться, то у нас снова
появится возможность наживать
капитал на египетских древностях в
стране, из которой они происходят.
Мы сможем очень выгодно сбывать
туда свои товары, так как появится
новое поколение туристов, а каждый
из них - это покупатель. То, о чем я
говорю, это не фантазия, ведь там,
где человек хочет достать какую-нибудь
вещь за любые деньги, цены растут
необыкновенно быстро. Мы снова
получали бы прибыль от своего
ремесла".
Я согласился со своим
собеседником. Ему нельзя отказать
в известной доле логики, хотя мысль
о возвращении египетских
древностей на их родину кажется на
первый взгляд невероятной. Если
предвидения торговца сбудутся,
египетская земля еще больше
пострадает. Однако несмотря ни на
что, здесь действует непреложный
закон: не существует сделки, столь
грязной, чтобы ее нельзя было
заключить. Тут нет ограничений. Non
plus ultra! Ни шага вперед, стой! Египет
был и остается страной открытий - в
любом смысле этого слова.
|