витрине 6
расположены вещицы из пасты,
дорогих камней и других материалов,
служившие амулетами как при жизни,
так, особенно, по смерти. Огромное
количество фигурок глаз самых
разнообразных видов и величин
указывает на распространенность
среди египтян веры в дурной глаз и необходимость
парализовать его действие; вместе с тем
глаз (по-егип. уджа) был символом
благоденствия (по-егип. созвучное
слово) и всякого блага. Солнце и луна
были двумя очами верховного божества.
Амулет в виде столба с четырьмя
перекладинами (№№ 1447-1477) фетиш
Осириса в Бусирисе, мифологически
представлял спинной хребет Осириса, а следовательно,
и покойника, сообщал ему
непоколебимость (опять созвучие в иероглифическом
значении этой фигуры и глагола "быть прочным");
приготовленный по ритуалу, он отверзал
двери преисподней. Амулеты большею
частью из зеленой пасты (№№ 1408-1418),
представляющие колонку из папирусовых
(?) стеблей, сообщали вечную свежесть и юность.
Два пальца из черного камня (№№ 1961-66)
вероятно служили для отверзания
сомкнувшихся уст покойного; угольники
и отвесы (№№ 1523-1534) могли быть
полезны в ином Mиpе для построек,
а может быть сообщали покойному
вечное равновесие. Амулетами служили
также небольшие подобия подставок под
голову (№№ 1099, 1510 и др.), в виде
абидосского фетиша-реликвария (№ 1142),
в виде иероглифа, означающего "сердце"
(№№ 1485-1508), в виде солнца,
выходящего из горы горизонта (№№ 1574-5),
в виде, узла и фетиша Исиды и мн. др..
Все эти амулеты относятся к поздним
эпохам, не раньше конца Нового
царства.
К числу амулетов следует
отнести также круги (витрина № 25)
Саисской эпохи, клавшиеся под голову
покойному, и помещенные в этой же
витрине предметы из слоновой кости
в виде искривленных ножей с магическими
изображениями. Они относятся к Среднему
царству.
|