Главный
фасад Музея Изящных Искусств имени
Императора Александра III в Москве
|
|
ысль
об учреждении "Эстетического Музея"
при Московском Университете, сначала
в области европейского ваяния,
принадлежит княгине Зинаиде
Александровне Волконской, рожденной
княжне Белосельской-Белозерской. В
конце 20-х годов XIX в. Эта
замечательно даровитая и разносторонне
образованная русская аристократка,
живя в Риме, горячо мечтала о создании
для Москвы коллекции образцова
скульптуры и много хлопотала в
правительственных кругах Петербурга
и Москвы об осуществлении своей
идеи, поддерживаемая в этом как
отечественными, так и иностранными
художниками и учеными. Она
составила программу этого Музея,
которая и была напечатана ею в Москве
в 1831 г. (Телескоп, изд. Надеждина
1831, кн. III, стр. 385 и след. Н. Барсуков,
Жизнь и труды М. П. Погодина. Т. III,
стр. 176-182.). И не ее была вина,
что сильные лица России того
времени не помогли Осуществлению
этого женского проекта, для исполнения
которого, в ту пору, не нашлось
ни в Москве, ни в Петербурге
5 000р., при начале дела тогда
требовавшихся (Проф. И. Цветаев,
Памяти Княгини Зинаиды Волконской (Московские
Ведомости, 1898, №№ 82 и 84).
Разочарованная в своих мечтах,
княгиня Волконская должна была
оставить эту, живо ее охватившую,
заботу; но счастливая мысль ее не пропала
даром для профессоров Московскаго
Университета - Погодина, Шевырева,
Буслаева, Леонтьева и Герца, а равно
и для москвича по рождению
литератора Вас. П. Боткина, из
которых каждый или горячим словом или,
как П. М. Леонтьев и К. К. Герц,
деятельной практической работой, а В. П. Боткин
денежным вкладом, способствовал, по мере сил,
заложению первых камней Музею Изящных
Искусств при первом Русском
Университете (И. Цветаев,
Устройство Музея Античного Искусства
Им. Москов. Универс. 1894, стр. 1-8.).
На эту пропаганду мысли о Музее
и на первые шаги ее
осуществления ушли 50 лет, - и в 1889 г.
так называвшийся до тех пор
Кабинет Изящных Искусств нашего
Университета, кроме значительного
собрания монет и небольшого числа
греческих расписных ваз и мелких
древностей, заключал 58 гипсовых
отливов с памятников скульптуры
греческого и римского производства
(В. Аппельрот, Описание памятников
скульптуры Московского Университета.
Москва. 1889. А. Орешников, Описание
древнегреческих монет Московского
Университета. Москва. 1891. А. Шварц,
Краткое описание древнегреческих
глиняных сосудов Московского
Университета. Москва. 1890. Ныне
памятниками скульптуры восточной,
Мира классического и христианского
заняты 22 больших зала, 2 кабинета
и 2 дворика, - количество, до сих пор
небывалое в России).
Новая пора для этого дела
началась в конце 80-х г.г., когда
ясно обозначились искренние
симпатии московского общества к созданию
при здешнем Университете Музея Искусств
- и притом в более серьезных
размерах и по более широкому
плану.
Замечательную черту в росте этого
предприятия представляет особенное
участие здесь русских женщин. Если
первая мысль об "Эстетическом
Музее" для Москвы родилась в голове
княгини Волконской, то первая
значительная денежная жертва на осуществление
этой идеи (150.000 руб.) была
принесена, в 1894 г., В. А. Алексеевой,
москвичкой купеческого круга. По ее предсмертной
просьбе), назван новый Музей именем
безвременно почившего Императора
Александра III, бренные останки
которого, следовавшие из Крыма в Петербург,
находились в Москве в те дни,
когда угасала жизнь этой щедрой
дарительницы Московского
Университета.
Женское участие в судьбе
начавшегося собирания Музея с тех пор
проходит красной нитью до самого конца,
чтобы не сказать до последних
часов этой подготовительной работы.
Ибо как раз теперь, накануне.
открытия Музея, поступает целый ряд
дамских пожертвований памятниками
искусств, изготовлявшимися за границей
и в России. Из Петербурга идет
большая картина древнегреческого
кладбища, написанная академиком А. Я. Головиным,
именитым декоратором Императорского
Мариинского театра, по заказу А. Г. Подгорецкой,
рожд. Захарьиной. Ек. Н. Самарина
на этих днях внесла в кассу Музея
10.000 руб.
В течении 18 лет созидаемый Музей
имел счастье пользоваться
неизменным покровительством Е. И. В. Великой
Княгини Елизаветы Федоровны, особенно
живо принимавшей к сердцу нужды и пользу
Музея в исключительно важные
моменты этого предприятия.
Покровительству Ее Высочества
Музей обязан получением
приобретенной в казну большой
коллекции восточных древностей В. С. Голенищева
на вечное хранение. А это сразу
обратило внимание на еще не открытый
Московский Музей специалистов всего
образованного мира и дало ему
возможность не только получить в число
сотрудников египтолога - профессора Б. А. Тураева,
но и ко дню своего открытия
выступить с началом издания и объяснений
памятников этой именитой коллекции, -
роскошного и ученого издания,
обещающего Музею доброе имя не в одной
России (В настоящее время издание
выходит под заглавием: Памятники
Музея Изящных Искусств имени
Императора Александра III в Москве.
Редакция его принадлежит профессорам
Б. А. Тураеву и В. К. Мальмбергу.
Ко дню открытия Музея появилась
книга текста и два выпуска таблиц,
издаваемых в больших Pol.). Драгоценной
бронзовой группе раб. Якопо Сансовино
известного флорентийского ваятеля XVI в.,
этим даром Ее Высочества и коллекцией
староитальянских картин собрания
нашего дипломата М. С. Щекина
положено основание внесению в новый
Музей подлинников или так называемых
оригинальных произведений искусства.
Вслед за этим даром Музей получил
от Д. А. Хомякова два подлинных
больших мраморных бюста - портреты
последних из фамилии Медичисов,
работы в стиле Бернини.
Женское участие к молодому
Московскому Музею перекинулось и далеко
за пределы России. В течении
многих лет Ее Королевское
Величество Королева Эллинов Ольга
Константиновна дарила Музей знаками
своего внимания, интересуясь ходом
его подготовительных работ и присылая
в дар ему образцы
древнегреческого строительного
искусства на Афинском Акрополе.
Русским женщинам обязан Музей
постройкою больших и величественных
зал, а также дарами значительных
художественных коллекций. Ранее
других увлеклась идеей сооружения
Музея покойная М. А. Цветаева,
рожденная Мейн. Имевши случай
подробно изучать университетские
музеи Англии, Франции и Германии,
она составила первый проект здания,
применительно к королевскому Музею
Скульптуры в Дрездене (Kgl. Albertinum);
она принимала непосредственное
участие в составлении обширной
программы скульптурных коллекций, под чарующим
впечатлением оригиналов, хранящихся в главнейших
музеях Европы; для ознакомления с ходом
каменных работ, М. А., в 1902 году,
ездила на Урал и жила там на ломках
мрамора, производившихся за счет
Музея. Сроднившись в течении многих
лет с задачами предприятия и уносимая
злым недугом далеко от Москвы и России,
она тосковала на чужбине при сознании,
что ей не суждено более увидеть
своего дома и Музея, к тому
времени, по твердой воле строителя
академика архитектуры Р. И. Клейна,
уже поднявшегося на площади
Колымажного двора (Площадь
Колымажного двора, протяжением в 2701 кв.
саж., была последним участком
свободной земли в центральных
частях города. Находясь напротив
Храма Христа Спасителя, она представляет
очень большую материальную ценность.
Тем большей, вечной благодарностью
обязаны Музей и Императорский
Московскй Университет, Московской
Городской Думе за великодушный дар
этого участка под возведенное ныне здесь
здание и разбитый сквер перед ним.
Умирая, она завещала значительную
часть своего достояния на вечное
пополнение библиотеки Музея (И. Цветаев,
Записка о Музее Изящных Искусств
Императора Александра III в Москве,
1908 г., стр. 81-86).
|