В храмовых мастерских
М. Э. Матье
емесленные
мастерские, расположенные вокруг
рынка, невелики. В них работают два-три
человека, и нередко хозяин, который
тут же и живет, так же беден, как и
его помощник.
Но есть в Египте и такие
мастерские, где с утра до ночи
трудятся десятки работников. Они
производят дорогие изделия,
которые приносят большой доход их
хозяевам. Эти мастерские
принадлежат богатым египтянам,
царской казне и храмам.
В таких мастерских работают
прекрасно обученные мастера. Вот,
например, мастерские, где
изготовляют великолепные каменные
вазы. Их делают по большей части из
алебастра и стеатита. Часть
работников занята еще первичной
обработкой кусков камня, которым
они постепенно придают желаемую
форму - чаши, кубка, вазы для цветов,
светильника. Другие мастера уже
приступили к более сложной работе -
высверливанию внутренности сосуда.
Для этого они пользуются
бронзовыми сверлами.
Такое сверло представляет собой
полую вращающуюся трубочку. Чтобы
сверло лучше работало, под его
рабочий конец подсыпают песок, а на
верхний конец навешивают груз.
Сверло высверливает на нужную
глубину в теле сосуда
цилиндрический стержень.
Несколько работников заняты
окончательной обработкой сосудов -
их полировкой. Для этого они
пользуются различными
полировальными камнями. При работе
сосуд все время поливают водой и
посыпают мелким песком.
Некоторые наиболее ценные сосуды
покрывают резьбой, а их отдельные
части украшают золотыми полосками,
которые вырабатывают в соседних
ювелирных мастерских. Золота
привозят сюда очень много. Это один
из древнейших металлов, известных
в Египте. Его месторождения весьма
многочисленны. Золото в большом
количестве добывалось и в Нубии.
Месторождений серебра в Египте
нет, и оно вошло там в употребление
позднее, чем золото; об этом
свидетельствует и египетское
название серебра - "белое золото".
Вплоть до Нового царства серебра в
Египте было мало, и оно даже стоило
вдвое дороже золота.
Из золота и серебра делали
статуэтки богов и царей, сосуды,
зеркала и различные украшения.
Листовым золотом обивали
деревянные предметы - статуи, части
мебели, саркофаги. Золотом
покрывали также верхушки
обелисков, чтобы они горели на
солнце; в некоторых частях храмов
даже пол покрывали золотыми и
серебряными плитками.
Рядом с ювелирными мастерскими
расположены и такие, в которых
вырабатывают вещи из бронзы и меди.
Медь, как и золото, - один из
древнейших известных в Египте
металлов: ее месторождения имеются
на Синапе и в Восточной пустыне.
Бронза также входит в употребление
довольно рано, еще в Древнем
царстве.
В мастерской работает много
мастеров. Большая группа занята
сейчас сложной работой -
изготовлением высоких бронзовых
дверей для новой молельни. Часть
работников трудится около
плавильных печей. Эти печи
невысоки; к каждой из них проведены
воздуходувные тростниковые трубки
с глиняными наконечниками. Один
конец трубки пропущен через стенку
печи, другой входит в мех.
На мехах работают подсобные
работники: каждый из них стоит на
двух мехах, к которым привязано по
веревке. Переступая с ноги на ногу,
мастеровые поочередно нажимают то
на один мех, то на другой,
одновременно расправляя сжатый
мех подергиванием за веревку.
Таким путем, раздувая жаркое пламя,
в печь беспрерывно поступает
свежая струя воздуха. Металл
плавится в глиняных тиглях с
носиком для литья.
Обработка металла (Новое
царство)
Два литейщика поднимают тигли с
огня, а двое других уж? льют металл
в лежащую на земле форму.
До времени Нового царства печи с
меховыми воздуховодами не были
известны, и мастеровые раздували
огонь с помощью трубок силой
своего собственного дыхания.
Кроме работников, занятых литьем
или инкрустированием, мы видим и
других. Вот один греет брусок
металла в горне, другой ждет у
наковальни. Выкованные предметы
значительно тверже, поэтому таким
способом изготовляли оружие,
инструменты, большие сосуды.
Иногда же и отлитые вещи вновь
разогревали и проковывали, чтобы
придать им больше крепости.
Столяры со сверлом (Новое
царство)
Немало работников трудится и в
храмовых деревообделочных
мастерских. Опытные резчики
изготовляют здесь носилки-ладьи
для статуй богов, различную
храмовую утварь, мебель для жилищ
жрецов и служебных помещений храма.
В Египте дерева мало. Местные
породы - акация и сикомора - шли на
изготовление небольших дешевых
вещей. Лес приходилось доставлять
извне. Наиболее дорогими породами
были киликийская сосна и ливанский
кедр. Они шли на постройку судов,
мачт, колонн, крупных изделий. Для
мелких же вещей - статуэток,
предметов туалета - особенно
ценилось южное эбеновое дерево.
Сначала бревно очищали от коры и
веток, а затем распиливали на доски.
При распиловке бревно ставили
вертикально и привязывали к столбу
- тогда его не надо было держать. От
досок по мере надобности отрезали
нужные для работы куски дерева. Так
как дерева было мало, оно ценилось
очень дорого. Его берегли, стараясь
подбирать доски так, чтобы
использовать каждую целиком, без
отходов.
Деревянные части скреплялись
друг с другом или шипами, входящими
в пазы, или деревянными втулками.
Втулки делались из самых твердых
пород дерева, например, из
тамариска.
Дешевые деревянные изделия
грубовато окрашивались, ценные же
предметы тщательно полировались,
иногда покрывались позолотой или
серебром, часто инкрустировались
другими породами деревьев,
слоновой костью, цветными
фаянсовыми и стеклянными пастами.
За людьми, работающими в храмовых
мастерских, постоянно наблюдали
надсмотрщики. Ремесленники
получали на каждый лень
определенные задания, и плохо
приходилось тому, кто не выполнит
задания.
|