Содержание


В архитектуре египетских храмов есть особенность, не встречающаяся у других народов. Здание, чем далее идет в глубину, тем становится ниже, меньше и теснее, словом, во всех направлениях уменьшается спереди на зад. Второй пилон ниже и уже первого, колоннада ниже и уже пилона, святилище уже колоннады. Вместе с тем, по мере того, как понижается кровля, под, наоборот, повышается. От входа во дворе надо взойти по лестнице, лестница же ведет со двора в колоннаду храма, из колоннады - в самый храм и, наконец, последняя - в покое, где стоить статуя бога. При таком архитектурном условии, выходящий из храма, в особенности из самой глубины его, вероятно, живо ощущал, что он выходить, так как пространство все больше и больше расширялось перед ним, а входящий, напротив, живо чувствовал, что входить во внутрь здания. При каждом храме, в котором жили жрецы, были пруды, так как жрецам предписывалось купаться два раза днем и два раза ночью. При меньших храмах жрецы не жили, а потому не было и прудов.

От Карнакского храма уцелело много развалин, производящих поразительное впечатление своею громадностью: колоссальные ворота, испещренные изображениями, остатки колоннады, громадные, полуразрушенные стены, обелиски, сохранившиеся в целости. В особенности много колонн: куда ни посмотришь, - везде колонны и колонны; там и сям встречаются груды камней, обломки сфинксов...

В Луксоре, южной части Фив, на аравийском берегу, находится два ряда древних полуразрушенных зданий. Если идти с юга, - встречались храм и дворец Аменодиса Мемносского, соединенный с Нилом пропилеями, в которых мы насчитали до 44 колонн.

Задняя часть храма соединяется с дворцом; в одной из задних залов была молельня Аменохеса, в которой он везде изображен молящимся. Четыре полуразрушенных портала ведут в зал, поддерживаемый 24 колоннами. Два другие гигантские портала обращены к югу и северу; перед ними находятся четыре колосса, вышиною до десяти метров. Перед одним из них стоить величественный обелиск. Обелиском называется четырехугольный столб, который кверху идет несколько уже и оканчивается маленькой пирамидой. Все более значительные обелиски высечены из красного гранита, гладко отполированы и покрыты со всех сторон высеченными иероглифами. Они стоять на кубе из того же камня, который выдается со всех сторон.

Египтяне обыкновенно ставили обелиски перед храмами и дворцами; иероглифические надписи на них гласят, какой царь построил такой-то дворец, какому богу посвящен храм и т. п. Большая часть обелисков высотою от 50 до 100 футов. Самый высочайший был вывезен из Египта, во время владычества римлян, при Императора Констанцие II, и поставлен в римском цирке. В V столетии по Р. X. он был опрокинут варварами, во время их нашествия на Европу, и лежал разбитый на три куска и покрытый осколками, пока при папе Сиксте V, в 1588 г., Доминико Фонтано не воздвиг его снова. Теперь он стоить в Риме, на площади, перед церковью Иоанна Латранского, и имеет около 179 футов высоты. Каких же громадных трудов и, вместе с тем, искусства требовалось на то, чтобы выломить из скалы такой громадной величины камень, положить на землю, не расколоть его, поворачивать его, отполировать, покрыть сверху до низу высеченными иероглифами, наконец, перевезти, поднять и поставить! Ведь 179 футов. равняются высоте башни; а египтяне умели уже совершать такие подвиги искусства и труда в те времена, когда люди у нас, в Европе, жили еще в пещерах, одевались в звериные шкуры и, вообще, вели жизнь, ближе подходящую к жизни животных, нежели к жизни людей!

А между тем, какая громадная разница между древней цивилизацией и нынешним бытом феллаха, который гнездится в своей хижине, похожей на нору или логовище животного, и не имеет другой одежды, кроме грязного и оборванного синего балахона!

На левом берегу Нила находятся развалины царских дворцов Мериса, Мелафиса, Аменофиса, Сезостриса и Рамзеса III; из развалин этого последнего дворца образовался Мединский холм. Вокруг него множество обломков; везде разбитые колонны, сфинксы, колоссы, обелиски. Два этажа колоссального дворца еще уцелели. Глаз теряется среди бесконечных ходов; везде надписи иероглифами в честь Рамзеса, барельефы и т. п. На переднем дворе лежит еще опрокинутая и разбитая статуя Рамзеса, Высота ее равняется 35 футам и она так колоссальна, что фигуру ее можно рассмотреть только на некотором расстоянии. Ширина ее в плечах достигает 21 фута. Два портала и узкий двор ведут к другому, малому, дворцу, более скромных размеров. Павильон, в три этажа, украшен обелисками, которые поддерживают кариатиды, по пояс вделанные в стены. На внутренних стенах барельефы изображают разные сцены из семейной жизни.

На некотором расстоянии от этого дворца находится дворец Сезостриса, окруженный колоссами и стенами.

Перед ним, в долине, возвышаются две статуи, вышиною до 20 метров. Они были воздвигнуты за 3540 лет, и вероятно, украшали вход в какой-нибудь громадный храм - дворец. Одна из них высечена из цельной массы песчаника, другая состоит из пяти слоев камня, положенных один на другой. Статуи эти ошибочно называют идолами Мемнона. Они изображают царя Аменхотепа III. Отделка их очень старательная и тонкая. На птицах, встречающихся в иероглифах, видна даже тщательная отделка перьев. Солнце, песок и туристы, - этот бич египетских древностей, обезобразили эти статуи так, что едва можно узнать подробности. Один из них, - знаменитая поющая статуя Мемнона. Она славилась тем, что при солнечном восходе издавала звуки. Древние египтяне на это явление смотрели почти как на сверхъестественное; но дело объясняется самым простым образом: камень от солнечного жара расширяется и при этом может издавать звук, подобно тому как трещит иногда раскаленная железная печь. Другие же думают, что в каменной массе, из которой высечена статуя, много трещин, и по этому, когда первые лучи египетского солнца освещали и согревали статую, воздух, находящиеся в трещинах, расширялся и издавал звуки. Теперь же звуков этих не слыхал ни один из новейших наблюдателей.


Стр. 35 из 45 СодержаниеНазадВперед

Hosted by uCoz