Но что же внутри?
Увы... крышка кажется припаянной.
Климат и почва дельты резко
отличаются от долины Нила. Там
необыкновенная сухость - здесь
сырость, проникающая даже в
замурованные гробницы. Металл
окислился, и крышку удалось поднять с
большим трудом лишь через много
времени. И снова ослепляет сверкание
золота.
На голове мумии золотая маска. Как и
маска Шешонка, она выкована из
золотого листа, но в отличие от первой
маски лицо обрамляет царский платок -
клавт, тоже из золота с золотым змеем
на лбу. Трудно определить возраст
этого спокойного волевого лица с
бородой, заплетенной в косичку. Это
специальная "заупокойная" борода,
которую подвешивали фараону после
смерти, чтобы придать сходство с царем
загробного мира - богом Осирисом.
Обычно мумии пеленались широкими
льняными бинтами длиною до 5 км. Сверху
мумии укутывали покрывалом. У
Псусеннеса оно было золотым с
чеканным узором.
Снимали пелену с большими
предосторожностями. И снова золото,
золото, золото - двенадцать браслетов
на левой руке, десять - на правой, около
тридцати колец на пальцах, ожерелья,
ажурные пекторали, шесть золотых
фермуаров, бусы из золота и лазурита,
на ногах золотые браслеты, золотые
сандалии, все двадцать пальцев рук и
ног в золотых колпачках-наконечниках.
За несколько сезонов раскопок
гробница была окончательно расчищена
и оказалась еще большим семейным
склепом, чем усыпальница Осоркона II.
Псусеннес и Шешонк не были
единственными ее хозяевами.
Вначале Псусеннес, по-видимому,
построил ее для своей матери Мут-Неджем
и для себя. Для этого вполне было
достаточно трех небольших камер и
просторного вестибюля.
Но затем в этой же гробнице решили
похоронить царевича Анхефен-Мута и
начальника лучников Унедбауенджеда, и
к усыпальнице, видимо, пришлось
пристроить еще две камеры.
Впрочем, мумия царевича исчезла. Его
саркофаг пуст. Имя его во многих
местах сбито. Кого-то хотели
похоронить вместо Анхефен-Мута. Но
кого? Это остается неясным. На
грабителей не падает подозрение. Они,
конечно, оставили бы мумию на месте и
унесли золото.
Исчезла и мумия царицы Мут-Неджем,
матери Псусеннеса. В ее саркофаге
лежал Аменемопе, второй преемник
Псусеннеса. Как он оказался в
саркофаге своей бабушки?
Совсем рядом сохранилась гробница
самого Аменемопе, в ней были найдены
многочисленные ушебти с его именем и
саркофаг, из которого зачем-то была
вынута мумия.
Кто и зачем это сделал, тоже остается
загадкой.
В последний раз египтяне открыли
склеп Псусеннеса, когда внесли туда
саркофаг фараона Шешонка.
Как, должно быть, оскудела казна
Египта и как обеднели фараоны, некогда
сооружавшие для себя по две-три
пирамиды, а теперь в одной гробнице
устроившие склепы для двух царей и их
родичей. Но и при "скудости" они
могли положить в саркофаги пуды
золотых предметов.
Древний Египет добывал много золота.
Частью его привозили из других стран,
золотые копи были и в самом Египте.
Золота там было значительно больше
серебра, и поэтому серебро ценилось
дороже. Были годы, когда египтяне
добывали до сорока тонн золота.
Впоследствии такого количества
мировая добыча не достигала вплоть до
1840 года.
Золотая маска
Унедбауенджеда
|
В общей сложности в Египте были
обнаружены следы не менее ста
разработок золота. Готовые изделия из
золота украшали драгоценными камнями.
В Египте особенно ценились: лазурит,
сердолик, бирюза, агат, оникс, горный
хрусталь, яшма. Сапфиры, рубины, алмазы
египтянам известны не были.
Египтяне обладали искусством
выбивать по деревянным болванкам
маски из тонких листов золота. Они
умели отливать украшения с помощью
восковых моделей, превосходно
чеканили и гравировали инструментами
из бронзы. Одним из самых удивительных
образцов ювелирного искусства была
так называемая зернь. На поверхность
золотой пластинки припаивали
мельчайшие крупинки золота; способ,
каким это достигалось, неизвестен, ибо
припоем служило, по-видимому, также
золото.
Для позолоты деревянных вещей
египтяне умели приготовлять
тончайшие золотые листики. Иногда они
достигали 0,09-0,01 мм толщины. Фольгу
делали из золотой проволоки.
Воротник в виде коршуна, который
охватывает шею Шешонка, выполнен в
технике, близкой к перегородчатой
эмали (клуазонне), каждое перышко
представляет собой желобок,
заполненный синим лазуритом или
голубой бирюзой.
Ожерелья Псусеннеса (их было шесть)
состоят из нескольких рядов бус либо
из мелких золотых дисков и подвесок.
На одном из ожерелий надпись: "Царь
Псусеннес сделал большое ожерелье из
настоящего лазурита, ни один царь не
делал ничего подобного".
А работы идут своим чередом.
Археологи продолжают вгрызаться в
холм. Особенность некрополя - наличие
множества памятников, плит, даже
саркофагов с именами тех людей,
которые не были похоронены в
гробницах. Даже усыпальница Осоркона
и ее главная камера при тщательном
обследовании оказались построенными
кем-то до него.
Иногда даже трудно сказать, кто
больше разрушал погребения - воры или
фараоны. Даже на гранитном саркофаге
Псусеннеса были обнаружены следы
картуша Мернепты, сына и преемника
Рамсеса II. Как попал сюда саркофаг
этого фараона XIX династии? Ведь все
цари XIX династии, и в том числе
Мернепта, похоронены около Фив в
Долине царей. Едва ли Псусеннес привез
его оттуда. То, что фараоны делали с
саркофагами и гробницами, они делали и
со зданиями. В Тайнее было открыто
несколько храмов. Для их сооружения
использовались камни храмов,
построенных предшественниками
ливийских фараонов. Цари XXI-XXII
династий смотрели на них, как на
каменоломни. Особенно хорош храм с
десятиколонным залом, занимавшим
площадь более 600 м2. Из этих
колонн пальмообразной формы уцелели
только две, остальные в виде множества
обломков из розового гранита
покрывают двор. Полностью разрушены и
стены. На некоторых колоннах можно
разобрать картуши Рамсеса II, но
некоторые картуши стерты, и вместо них
вписано имя Осоркона. Каменные плиты и
блоки с рельефами и картушами Рамсеса
Осоркон использовал как строительный
материал.
Ливийские фараоны без стеснения
присваивали то, что принадлежало их
предшественникам, и сегодня именно
эти многократные "перелицовки"
памятников ставят ученых в тупик.
Картину осложняет то, что
предшественники не были безгрешнее
своих потомков, особенно сам Рамсес II.
Спокойно лежит, вытянув лапы, лев из
черного гранита. Он отдыхает. Гордо
поднята голова с лицом человека -
властного, сурового и величественного.
Это сфинкс - олицетворение
нечеловеческой мощи "владыки
египетской земли до границ ее".
Сфинксы ставились у входа в храм. На
цоколе сфинкса вырезаны иероглифы:
"Царь Верхнего и Нижнего Египта,
Усермара, Сотепенра, сын Ра, Мери-Амон,
Рамсес". Это титул и имена фараона
Рамсеса II, правившего шестьдесят лет
подряд в XII веке до н. э. и совершившего
много победоносных военных походов.
Сфинкс найден в Танисе и известен под
именем Таниеского сфинкса.
Но египтологи не доверяют надписи на
Танисском сфинксе. Слишком уж не
похоже лицо сфинкса на портретные
статуи Рамсеса II.
В парадной одежде сидит на троне
фараон, на голове корона-шлем, как
подобает воинственному царю-полководцу.
Вглядитесь в его лицо- глаза, слегка
прикрытые веками, смотрят вниз, губы
едва заметно тронуты надменной
улыбкой, орлиный нос, тонкий овал
узкого лица и острый чуть въедающийся
подбородок - таков портрет Рамсеса II,
созданный художником в XII веке до н.э.
У Таниеского сфинкса - широкий нос и
выдающиеся скулы. Глубоко сидят глаза,
глядящие куда-то в пространство, под
глазами мешки, сурово сжаты губы, а
резкие складки у рта говорят о
человеке жестоком и волевом. Но самое
главное, это иной художественный
стиль, другая манера обработки камня -
широкими резкими плоскостями, игрой
света и тени, вместо мягких и
сглаженных форм скульптуры времени
Рамсеса II.
Стало быть, это не Рамсес II?
Значит, по приказу фараона стерли
имя человека, изображенного в образе
сфинкса, и заменили его именем и
титулом Рамсеса II? Очевидно, так.
Египтологов это не удивило. Им хорошо
известна слабость Рамсеса II
узурпировать чужие памятники и
помещать свое имя на храмах, рельефах
и статуях, не принадлежащих ему. И не
раз он ставил ученых перед загадкой -
чье имя надо поставить вместо
Усермара, Сотепенра, Мери-Амон,
Рамсеса. Русскому египтологу
Владимиру Семеновичу Голенищеву
удалось разгадать имя Танисского
сфинкса. И теперь мы знаем, что это
Аменем-хет III, царь Среднего царства XII
династии (середина II тысячелетия до н.э.).
Статуи Аменемхета III дошли до нас в
нескольких экземплярах. Они хранятся
во многих музеях, в том числе и в
Ленинграде, в Государственном
Эрмитаже. Но, пожалуй, один из самых
лучших портретов его находится в
Москве, в Государственном музее
изобразительных искусств им. А. С.
Пушкина. Его лицо больше, чем на всех
других портретах, похоже на
Танисского сфинкса, - те же глаза с
мешками под ними, те же жесткие
складки у сжатого рта, те же
выдающиеся острые скулы. И тот же
стиль, тот же язык художника,
характерный для Среднего царства.
И все же некоторые ученые, и в том
числе Пьер Мойте сомневаются в том,
что Танисский сфинкс изображает
Аменемхета. Но и они согласны - нет, это
не Рамсес II.
Разобраться в "слоеном пироге"
истории нелегко. Большое количество
памятников с именем Рамсеса II
свидетельствует о роли Таниса в XII
веке до нашей эры.
О том, какое значение Рамсес
придавал этому городу, можно судить по
одной стеле. Рамсес женился на дочери
хеттского царя. Во время приезда
хеттской царевны выпал снег -
необыкновенное явление в Египте. И
единственное упоминание о снеге в
египетской надписи сочли нужным
сделать именно в Танисе.
Развалины храма, три колосса самого
Рамсеса, обелиски, которые ставили
обычно перед столичными храмами, и,
наконец, бесконечное количество плит
с рельефами - все это заставляло
думать, что здесь действительно была
столица. На одном рельефе изображен
бог Амон и стоящий перед ним Рамсес, -
внизу надпись, в которой царь назван
"великий победами". Этот эпитет
обычно встречается в городах, которые
были основаны Рамсесом.
Находки в Сан-эль-Хагаре позволили
Монте высказать предположение, что
Танис был построен на месте столицы
Рамсеса II - Пер-Рамсес, что значит Дом
Рамсеса. Рамсес же основал столицу на
месте столицы гиксосов Авариса. Монте
считал, что он нашел эти таинственные
города.
Получается последовательный и
вполне логический ряд: Аварис - Пер-Рамсес
- Танис.
В декабре 1952 года неподалеку от
селения Кантир в восточной дельте
один крестьянин работал в поле. Копая
землю, он нашел камень с двумя
пальцами ноги от огромной статуи. Об
этой находке стало известно
археологам, и начались раскопки.
Находка крестьянина оказалась базой
от колоссальной статуи, стоявшей на
ней. На одной из сторон базы, сбоку был
картуш с именем Рамсеса II. Обнаружили
еще несколько частей статуи,
реставрировать ее полностью не
удалось, но можно было вычислить ее
размеры. Выше этого колосса только
статуи Мемнона в Фивах и колосс
Рамсеса II в его заупокойном храме
Рамессеуме. Впоследствии, когда
начались планомерные раскопки, около
базы вскрыли остатки кирпичной кладки,
нашли плиты известняка, служившие
облицовкой стены. Обнаружили много
каменных плит и обломков с картушами
Рамсеса II и его сына Мернепты.
Подобные же камни были найдены в
окрестностях Кантора и в близлежащих
поселках. Судя по всем найденным
материалам, здесь, несомненно, был
храм Рамсеса II, перед которым стоял .его
колосс, и царский дворец. В одном месте
был найден сосуд для вина,
запечатанный глиняной пробкой. На ней
сохранилась надпись "Вино из Пер-Рамсеса".
На основании находок возникла новая
догадка - а не здесь ли был Пер-Рамсес?
Но если допустить, что Пер-Рамсес был
на месте Кантира, то можно
предполагать, что здесь, а не в районе
Сан-эль-Хагара, был и Аварис. Значит,
гипотеза Монте не верна? Ответа на
этот вопрос пока нет. Одни ученые
считают, что Пер-Рамсес был около Сан-эль-Хагара,
другие - около Кантира. В Кантире были
найдены руины дворца. Но Танис еще не
до конца раскопан. У храма в Кантире
стоял один из величайших колоссов
Рамсеса. Но и у храмов в Танисе были
найдены обелиски и царские колоссы,
хотя и меньшего размера. Надпись на
сосуде из Кантира говорит о том, что
вино было из Пер-Рамсеса. Значит ли это,
что Пер-Рамсес был в Каятире? Нет, вино
могли привезти из столицы в
загородный дворец царя.
Загадки Таниса все еще ждут тех, кто
сумеет на них ответить.
|