1929 году археолог Пьер Монте начал
раскопки около селения Сан-эль-Хагар в
восточной дельте Нила.
Он решил искать Аварис - столицу
кочевников гиксосов, в первой
половине второго тысячелетия до н.э.
завоевавших Египет.
Трудно объяснить, почему Монте
выбрал для раскопок Сан-эль-Хагар, где
до него уже работало несколько
крупных экспедиций.
На многих рельефах, каменных блоках
и скульптурах, найденных здесь, стояло
имя фараона Рамсеса II (Новое царство),
на других - Аменемхета - царя Среднего
царства, а на некоторых -имена
правителей Древнего царства. Это
указывало, что город, начиная с самых
отдаленных времен, играл важную роль в
жизни страны.
В Древнем царстве здесь, вероятно,
был центр торговли с Палестиной и
Финикией. В Среднем царстве - отсюда
начинали походы на северо-восток
воинственные фараоны XII династии. В
Новом царстве где-то поблизости
должна была находиться резиденция
знаменитого фараона XIX династии
Рамсеса II. А в первом тысячелетии до н.э.
на этом месте был Танис - столица
Позднего Египта, основанная
правителями XXI династии и XXII,
называемой "Ливийской".
Фараоны XXII династии происходили из
Ливии - страны, расположенной на
побережье Средиземного моря к западу
от дельты Нила.
Во времена расцвета египетского
государства ливийцы служили
наемниками в войсках фараона. Но когда
ослабело могущество Египта, они
захватили царский престол. Ливийские
цари соблюдали все обычаи египтян,
сохранили их закон и почитали
египетских богов.
Материалы раскопок Таниса были
изданы, казалось, что все уже открыто,
все исследовано.
И все-таки Монте остановился на
Танисе. Он упорно и настойчиво копал
сезон 1929, 1930, 1931 годов. Время, удобное
для археологических работ, в Египте
коротко:, несколько месяцев поздней
осени и зимы.
Портал Рамессеума,
заупокойного храма Рамсеса II
|
Сначала Монте не везло. Находок было
мало.
В 1931 году расчищали кирпичные стены
храма. Неожиданно ученым стали
попадаться плиты с заупокойными
надписями, гробничный инвентарь,
ушебти. Ушебти - это маленькие
статуэтки, большей частью в форме
запеленутой мумии. Их клали в могилу
для того, чтобы на райских полях эти
фигурки работали за покойного. Обычно
на таких ушебти писали имя владельца
гробницы и очень часто специальное
заклинание с перечислением всех работ
на том свете. Там, где находят ушебти,
недалеко и погребение.
Ушебти
|
Но это не насторожило археологов,
они продолжали копать, думая, что
очищают фундамент храма.
Вдруг заступы натолкнулись на
перекрытие из каменных плит. К храму
такое перекрытие отношение иметь не
могло. И снова погребальный инвентарь
и ушебти с именем Шешонка, фараона XXII
династии.
В перекрытии не хватало камня. Это
значило, что кто-то проделал здесь
лазейку! Расширили отверстие и вошли в
помещение. Оно оказалось погребальной
камерой. На полу разбросаны сосуды, на
стенах рельефы с изображением
религиозных сцен и много надписей. В
картушах - имя царя XXII династии
Осоркона.
В начале Х века до н.э. начальником
всех ливийских войск в Египте был
Шешонк, умный и предприимчивый
человек. Он породнился с последним
царем XXI династии, женив своего сына на
дочери фараона. После смерти царя
Шешонк, как ближайший родственник,
захватил престол и стал фараоном
Египта. А его сын Осоркон, муж царской
дочери, был уже законным наследником
престола. Второго сына Шешонк
назначил верховным жрецом Амона в
Фивах и тем самым упрочил свое
господство в Верхнем Египте. Шешонк
также выдал свою дочь замуж за царя
Соломона, прозванного Мудрым, и тем
обеспечил союз Египта с Палестиной.
Вторую камеру почти всю заполнял
пустой саркофаг, и вокруг него в
полном беспорядке лежали сосуды и
ушебти.
Здесь побывали воры.
В следующей комнате снова царский
саркофаг.
В нем оказались три мумии
неизвестных людей. Кто они, почему они
лежат в гробнице Осоркона? Это
остается загадкой.
С большим трудом, очищая от песка и
грязи камеру, добрались до третьего
саркофага из гранита. Вокруг него
лежали алебастровые вазы, каноны (цилиндрические
сосуды для вынутых при
бальзамировании внутренностей
покойного), много ушебти.
Крышка этого саркофага оказалась
такой тяжелой, что поднять ее без
специальных приспособлений было
невозможно. На изготовление блоков и
талей, увы, не хватало времени -
кончался сезон раскопок, и работу
пришлось отложить на год.
Крышку саркофага подняли лишь в 1932
году. Первое, что бросилось в глаза, -
блеск золота: покрывало мумии было
украшено золотыми аппликациями, на
ногах и руках - кольца и массивные
золотые браслеты, на пальцах надеты
наконечники из золота.
Надписи позволили установить, что в
саркофаге захоронен Горнахт - сын царя
Осоркона и верховный жрец фиванского
бога Амона. Удивительно только, почему
при таком количестве золота не
сохранились маска мумии и ожерелье.
Они, несомненно, тоже были золотыми,
как и другие украшения, и должны были
находиться в гробу. Разгадку нашли
очень быстро. Сбоку у изголовья
саркофага было небольшое отверстие.
Воры не смогли поднять тяжелую
каменную крышку и просверлили в ней
дыру. Через отверстие крючками
вытащили золотую маску мумии и ее
ожерелье, но больше ничего достать не
удалось.
В течение последующих лет, когда
гробница была полностью открыта, в ней
нашли еще мумию фараона Такелота II (преемника
Осоркона II) и еще одну мумию
неизвестного человека. Вместо царской
гробницы- целый семейный склеп, но
мумии самого Осоркона, для которого
построена гробница, не оказалось. Не
было даже следов, подтверждающих, что
она здесь когда-либо находилась.
Еще одна загадка.
Рядом с гробницей Осоркона, - как бы
ее продолжение, - еще одно перекрытие
из каменных плит, по-видимому, крыша
другого склепа. После двух недель
труда она была очищена. Все плиты
скреплены цементом, нигде ни
отверстия, ни трещины, никаких следов
того, что здесь кто-то побывал после
погребения.
Неужели нетронутая гробница?
Вот убраны четыре тяжелых каменных
блока. Проделанный вход ведет в
колодец. Работа идет медленно. День за
днем приходится очищать колодец от
песка и камней.
Изголовье саркофага
Шешонка - Хекахепера-Ра
|
В глубине - вход в усыпальницу.
Монте первый входит в комнату. Она
невелика - всего четыре метра на два.
На стенах рельефы с именем Псусеннеса.
В XI веке до н.э. Египет опять
разделился на два царства: Верхний и
Нижний Египет. На юге власть была в
руках жрецов Амона, на севере - правили
фараоны. Псусеннес был вторым царем XXI
династии, распространившим свою
власть и на юг страны. Он носил титул
фараона и верховного жреца Амона.
В центре комнаты на невысоком
постаменте сверкает саркофаг из
чистого серебра с изголовьем, в виде
огромной головы сокола. Хочется
скорее открыть саркофаг, но... к нему не
подобраться. Вокруг лежат сосуды из
бронзы, алебастра, гранита, глины. А
уже совсем темно, и приходится
прекращать работу.
Воротник мумии Шешонка
|
С рассветом все снова на местах, и
работа продолжается.
Наконец, бережно вынесены
многочисленные предметы, окружающие
саркофаг, и можно снять крышку.
И вдруг новая неожиданность. Вместо
имени Псусеннеса на золотом чеканном
покрывале мумии четко видно царское
имя Шешонк - Хекахепер-Ра! Опять в
усыпальнице одного фараона похоронен
другой. Хотя очевидно, что в саркофаге
- мумия фараона XXII династии, ибо Шешонк
- не египетское, а ливийское имя, но
такого тронного имени до сих пор не
встречалось ни в одном царском списке.
Это явно не Шешонк I, отец Осоркона!
Когда же правил Шешонк - Хекахепер-Ра
и как он попал в гробницу Псусеннеса?
Ведь их должно разделять не менее 150-200
лет.
Сняли покрывало с мумии, и под ним
оказалась маска с портретом Шешонка,
вычеканенная из одного листа золота.
Это вторая посмертная маска из золота,
найденная учеными (первая была маской
Тутанхамона). Перед нами лицо молодого
человека лет 23-28. Итак, теперь мы знаем
лицо этого фараона, но неизвестно,
когда он правил и чем прославился,
чьим сыном или отцом он был. Золотой
коршун распластал крылья на груди
неизвестного фараона Шешонка, образуя
своеобразный воротник, а под ним
массивная золотая цепь из пекторалей (прямоугольных
пластинок с изображением религиозных
сцен). Золотые кольца и золотые
браслеты на руках, золотые колпачки на
пальцах ног и даже сандалии - из
чистого золота.
Но где же сам Псусеннес? Рельефы и
надписи совершенно определенно
говорят о том, что именно он Построил
гробницу.
Усыпальница Псусеннеса оказалась
здесь же. Вход в нее вел из камеры с
саркофагом Шешонка, но был закрыт
многотонным блоком. Казалось, такую
тяжесть невозможно вдвинуть с места.
Камень с большим трудом обвязали
канатом и, собрав более сотни людей,
попытались вытащить из прохода.
Золотой сосуд из
гробницы Псусеннеса
|
И вдруг он сразу и очень легко сошел
со своего места. Оказывается, древние
египтяне подложили под него маленькие
бронзовые катки, и они сослужили свою
службу через тысячелетия.
Больше половины гробницы Псусеннеса
было занято саркофагом из розового
гранита. Крышка снаружи украшена
скульптурой лежащего во весь рост
фараона, а у изголовья маленькая
фигурка коленопреклоненной богини,
обеими руками словно ласкающей голову
царя.
Вокруг саркофага множество
всевозможных вещей: сосуды из
алебастра, порфира, гранита, четыре
каноны, блюда и тарелки из золота и
серебра.
Золотая маска
Псусеннеса
|
Их медленно выносили из комнаты,
предварительно зарисовывая и
фотографируя на месте и тщательно
записывая каждую в археологический
дневник.
Наконец, добрались до саркофага.
Сняли крышку.
С внутренней стороны на ней
оказалась скульптура богини Нут,
покровительницы умерших. Внутри
саркофага-второй саркофаг из черного
гранита в форме запеленутой мумии с
лицом Псусеннеса. Кажется, будто царь
пристально смотрит на лежащую над ним
богиню. Поднимают вторую крышку, и
открывается третий гроб из серебра,
тоже в форме запеленутой мумии.
Золотой лентой повязана голова,
золотой змей урей на лбу, жезл и плеть
из золота в руках.
|