|
|
Священная
триада
|
Изида, кормящая грудью
младенца Гора - На
ней все солнечные символы: диск,
урей, кобчиковые крылья,
напоминающие и Ра и Гора. Она
часто изображается с коровьей
головой, как и Хатор, так что не
всегда легко отличить одну от
другой
|
Солнце, его супруга и их дитя - юное
Солнце, образовали троицу или триаду,
которая почиталась в каждом почти
большом городе под другими именами, с
более или менее различными обрядами, и
служила предметом множества мифов.
Любимейшая из этих троиц состояла из
бога Озириса, богини Изиды и сына их
Гарпахрада ("Гор-Дитя", имя
которого греки произносили: Гарпократ).
Мифы о них пересказывались так долго и
настолько ладов, что народу, наконец,
стало чудится, что лица эти, хотя
несомненно божественные, однако как-то
были и людьми и царствовали на земле; в
городе Абидосе даже показывали
гробницу Озириса, и там же была его
главная святыня. Миф, в главных чертах,
следующий:
|
Миф об
Озирисе
и Изиде
|
У Озириса был
злой брат, Сет (греки называли его
Тифоном), который постоянно с ним
воевал и наконец умертвил его
предательски, изрубил тело его на
куски, куски же побросал в Нил.
Горпахрад (Гор-младенец)
Восходящее солнце,
поднимающееся из воды, на
которую намекает цветок лотоса.
Косичка на одном боку головы -
знак детства; все молодые
царевичи носят ее. Палец во рту
означает дитя. Греки, не понимая
этого жеста, сделали из молодого
Гора Гарпократа, бога Безмолвия.
Пшент, показывает, что Гор
почитается во всем Египте,
Верхнем и Нижнем
|
Жена Озириса, Изида, и сестра его,
Нефтида, долго разыскивали их и
наконец нашли, собрали и столько
плакали и горевали над телом, что
оживили его, и Озирис встал с
погребального одра. Сын его, юный Гор,
тем временем пошел против Сета, мстить
за отца, победил его, но убить не смог.
И борьба между ними длится вечно, и нет
ей конца. Сам же Озирис сошел в Аменти,
- преисподнее царство, вход в которое
на западе, и там сделался царем и
праведным судьей над умершими. Миф
этот, первоначально несомненно
солнечный, со временем подал повод еще
к другому, не менее остроумному
толкованию: Озирис - Нил (расточитель
всяких благ на земле, как Солнце - на
небе), а злой брат его, Сет -
олицетворение не одной тьмы, но и
пустыни, с ее пагубными ветрами,
сыпучими песками, засухой; - словом,
всякого зла на небе и земле.
|
Аллегори-
ческое
развитие
мифа
|
Эта простая
повесть, разработанная с неимоверным
разнообразием деталей и всяких
приключений, превратилась в роскошный
аллегорический миф (Аллегорией
называют расказ, в котором каждое
действующее лицо изображает какое-нибудь
хорошее или дурное качество, как то:
правду, храбрость, честность, - или
злобу, хитрость, лож и пр., тогда как в
чистом мифе каждое лицо означает
что-нибудь в природе).
Храм Изиды на острове Филэ
Очень поздняя постройка -
почти 200 л. до Р.Х.
Остров почитается великой святыней:
там показывали гробницу
(якобы) Озириса. Другую такую же
показывали в Абидосе
|
|
|
Озирис
В виде царя и судьи
мертвых:
страусовое перо - эмблема
правосудия. Странная
привязанная бородка дается
всем мертвецам и зовется
"озирийской бородой"
|
Озирис и Гор, - Солце, Свет, -
изображают добро, правду, а Сет, - Ночь,
Тьма, - олицетворяет зло во всех его
видах. Борьба между Светом и Тьмою,
между Добром и Злом, это - та борьба,
которая вечно происходит в душе
человека между его добрыми и дурными
наклонностями. Озирис убит: человека
одолевает искушение, и он впадает в
грех - нравственную смерть. Но богини
стерегут его, стоят и плачут над ним, и
он оживает: совесть и покаяние будят,
поднимают павшую душу; старого,
греховного человека нет более; на
месте его Гор, новый человек, "перерожденный",
вступает в борьбу с Сетом, воплощенным
Злом, и побеждает его, но не убивает,
потому что зло всегда будет
существовать на земле, хотя бы для
того, чтобы человек мог почерпать
нравственные силы в борьбе с ним.
|
|
Стр. 15 из
30 |
|
|