арод,
ремесленники и земледельцы, страшился
представителей закона даже самого низкого
ранга. Их появление, как правило, возвещало
о битье палками и о конфискации скромного
имущества. Разумеется, моралисты
советовали представителям власти
проявлять умеренность и милосердие: "Не
ленись при сборе налогов, но и не будь
слишком суров. Если найдешь в списке
большую задолженность бедняка, раздели ее
на три части. Уступи две, чтобы осталась
только одна часть".
Некоторые чиновники напоминают в
надписях на стелах или статуях в храмах или
в своих гробницах, что руководствовались не
менее гуманными принципами. Везир Птахмес
говорит: "Я делал то, что хвалят люди и что
угодно богам. Я давал хлеб голодному. Я
кормил того, кто ничего не имел".
Другой везир, Рехмира, заботливо управлял
царскими владениями. Он наполнил храмы
статуями и построил себе великолепную
гробницу, но он также защищал слабого от
сильного, покровительствовал вдове, у
которой не было родни, а только дети.
Подчиненным Бакенхонсу, верховного жреца
Амона, тоже не приходилось жаловаться на
своего господина, если верить его словам: "Я
был отцом для моих подчиненных, обучал их
юношей, подавал руку несчастным,
обеспечивал жизнь тех, кто впадал в нужду, Я
не угрожал слугам, а был для них отцом... Я
обеспечивал похороны тому, кто не имел
наследника, давал гроб тому, кто не имел
ничего. Я защищал сироту, который взывал ко
мне, я отстаивал интересы вдовы. Я не
прогонял сына с должности отца. Я не отнимал
малых детей у матери... Я открывал свои уши
перед всеми, кто говорил правду. Я удалил
всех, отягощенных пороками".
А вот история бывшего царского писца и
хранителя амбаров Хаемхата. Он "сошел" в
некрополь после того, как был оправдан на
земле. Против него не было выдвинуто
обвинения… когда он явился в большой зал
суда, находящиеся там боги нашли, что все
его поступки не отклоняют стрелки весов. И
сам Тот оправдал его на суде всех богов и
богинь.
Все эти рассказы весьма утешительны.
Однако один властитель, хорошо знавший
людей, предостерегает своего сына от судей: "Знай,
немилостивы они в тот час, когда они
выполняют свои обязанности" ("Поучение
гераклеопольского царя своему сыну
Мерикара"). Старый вояка Хоремхеб, который
вклинился между потомками Эхнатона и
Рамсесом I, не строил никаких иллюзий. Он
знал, что в тревожные годы, последовавшие за
религиозной революцией, писцы, сборщики
налогов и все представители власти, до
самых ничтожных, беспощадно притесняли
простых людей, обкрадывая одновременно
народ и фараона. Судьи без стеснения брали
взятки, за деньги оправдывали преступника и
осуждали невинного, слишком бедного, чтобы
им заплатить. Хремхеб нашел наконец способ
покончить с несправедливостью и покарать
тех, кто злостно нарушал свой долг. Он издал
суровый указ – любой судья, уличенный в
злоупотреблениях своим служебным
положением, подвергался позорной казни: ему
отрезали нос и ссылали в своего рода
каторжный лагерь в Силе, на Суэцком
полуострове.
Менмаатра (Сети I) в своем декрете довольно
сурово обращается к везирам и хранителям
золота к вождям южных и северных племен, к
колесничим и начальникам конюшен, к
носителям зонта, ко всем стражникам
царского дома и ко всем посланникам. Речь
идет о защите от алчных чиновников "Дома
миллионов лет", который он основал в
Абидосе и щедро одарил его имуществом,
людьми и стадами. У фараона есть все
основания думать, что эти чиновники
насильно уводит его пастухов, рыбаков,
земледельцев и ремесленников, что они ловят
рыбу в его прудах и охотятся в его
охотничьих угодьях, что они конфискуют суда,
особенно те, что возвращаются из Нубии с
грузом товаров из южных стран. Каждый
чиновник, который завладеет имуществом
храма, будет наказан по крайней мере сотней
палочных ударов, вернет все захваченное и
заплатит штраф в стократном размере в
возмещение причиненных убытков. В
отдельных случаях наказание будет
равняться двумстам палочным ударам и пяти "ранам".
Особо провинившихся отдавали на
земледельческие работы служителям храма,
предварительно отрезав им нос и уши.
Остается лишь удивляться той ярости, с
какой фараон ополчился на представителей
своей эке администрации, защищая
привилегии жреческого государства в
государстве. Впрочем, чиновники
действительно далеко не всегда
безоговорочно признавали привилегии
жрецов Остается только выяснить, так ли
сурово наказывались притеснители
земледельцев и ремесленников. Вряд ли.
Правда, история поселянина из соляного
оазиса при всей ее фрагментарности все же
свидетельствует, что фараон по крайней мере
старался править по справедливости.
|