|
||||
|
||||
же
несколько раз приходилось упоминать о
постройках Рамсеса Великого. И,
действительно, египетские Фараоны
любили не одни только завоевания, они
любили еще строиться. Так о
Рамсесе предание рассказывает, что,
возвратясь из похода, он начал
воздвигать громадные насыпи, плотины,
копать каналы, строить различные
здания; на многих уцелевших зданиях до
сих пор еще красуется его имя. Для этих
построек нужно было, разумеется,
множество рабочих рук. Откуда же брал
их Рамсес? Геродот говорить, что он
всех военнопленных обратил в рабочих,
заставил их копать землю, насыпать
насыпи, жечь кирпичи.
Работы были тяжелые, пленных угнетали, заставляли их работать до совершенного изнеможения. И не одних только пленных постигала такая участь: Рамсес велел употреблять на работы и иноплеменников, живших в Египте под властью Египтян. К числу таких иноплеменников принадлежали и Евреи. Из Библии, а именно из книги Исход, мы знаем, как тяжело приходилось Евреям. Но прежде, чем обратиться к судьбе Евреев, посмотрим на самые постройки, над которыми приходилось изнурять свои силы пленникам и иноплеменным подданным Рамсеса Великого и его преемников. Кроме насыпей, каналов, озер для сохранения в запас вод Нила, Фараоны воздвигали громадные здания, и эти здания, эти постройки истинно чудесны. Прежнего египетского государства нет, нет прежних египетских царей - Фараонов, почти не осталось потомков прежних Египтян, но от построек Фараонов сохранились такие остатки, которые до сих пор приводят в изумление своим колоссальным величием и составляют вековечные памятники могущества, богатства и искусства древних Египтян. Какие же это памятники?
Первое место между ними занимают искусственные каменные горы - пирамиды, сохранившиеся близ древнего Мемфиса (на так называемом поле Гизехском или поле пирамид под Каиром (См. прилагаемый рисунок). За 450 лет до Р.Х. Египет посветил известный уже вам отец истории Геродот; он осмотрел пирамиды и оставил нам их описание, тем более интересное, что это описание - древнего очевидца. Послушаем же, что рассказывает Геродот. Самую высокую из пирамид (и теперь еще в ней 480 Фут. слишком, т. - е. около 70-ти сажень высоты, между тем как наш Московский храм Спасителя имеет 48 сажень высоты, а Иван Великий только 38 сажень), говорит он, построил царь Хеопс (или - Хуфу), и эта постройка стоила громадных издержек: 1) надобно было ломать камни в Аравийских горах и обтесывать их, 2) перевозить эти громадные камни (в тридцать и более Футов длиною!) на то место, где строились пирамиды. Здесь природным фундаментом для каждой пирамиды служила скала, которая выравнивалась в виде площади. На эту площадь укладывались камни рядами или слоями, один ряд на другой, при чем ряды к верху становились постепенно все уже (в самой высокой из пирамид таких рядов или слоев было 205). Для подъема громадных камней (до 2 ½ футов боковой высоты) - на второй и следующие ряды употреблялись машины. Таким образом, год за годом, постепенно суживаясь от основания к верху, вырастала громадная каменная гора. Бока пирамиды состояли, стало быть, как бы из ступеней, державших одна над другой; промежутки между этими ступенями заравнивались отполированными гранитными, мраморными и другими плитами, который таким образом составляли совершенно гладкую наружную обкладку или облицовку пирамиды. Самую большую из пирамид, говорить Геродот, строили очень долго. Прежде самой пирамиды надобно было построить еще каменную плотину или дорогу в 3000 фут. длиною), по которой из гор доставлялись камни. Одну эту плотину строили в продолжении десяти лет 100 000 человек, а самую пирамиду строили двадцать лет тоже 100 000 человек, сменяясь по третям года. Геродот мог обозреть пирамиду только снаружи; во внутренность его не пустили и не могли пустить, потому что вход был совершенно заложен. Путешественники нашего времени счастливее Геродота: они могут осматривать и внутренность пирамид. Зато, разумеется, пирамиды, и внутри и снаружи, не могли сохраниться до нашего времени в той целости, в какой когда-то мог любоваться ими Геродот: с тех пор их повредили не столько время, сколько рука человека. Слишком за 1000 лет до нашего времени в Египет вторглись Арабы, народ магометанской веры; они нашли доступ во внутренность пирамид и разграбили все, что там находилось. Теперь пирамиды лишены и наружной обкладки, которую жители Каира растаскали на свои постройки (она состояла, как мы видели, из разноцветных каменных плит), верхняя площадка значительно обвалилась, но и теперь еще он своею громадою производят поражающее впечатление. Теперь, когда обкладки нет, боковая поверхность пирамиды представляет ряд высоких ступеней, на которые можно взбираться только с помощью проводников, Арабов (Об этом прочесть подробно можно в уже указанной книге русского путешественника Андреевского: "Египет"). Внутрь пирамиды идет ход очень узки и низкий, так что в нем местами нельзя идти прямо, а приходится пробираться почти ползком; он начинается с 15-й ступени и сначала идет наклонно, потом поднимается вверх и приводит, наконец, в комнату - в самой середине пирамиды, выложенную гранитными плитами. Под главной комнатой находится другая, которую обыкновенно называют "комнатою царицы". В верхней комнате находился саркофаг с мумией царя. Саркофаги, или, вернее, остатки саркофагов сохранились еще и теперь, но мумий в них уже нет: их выбросили или сожгли Арабы, разграбившие все, что они нашли во внутренности пирамид. Вот какая судьба постигла эти величайшие сооружения древних Египтян. Для чего же строились пирамиды? Много было, в свое время, сделано разных догадок на, этот счет. Теперь известно достоверно, что пирамиды исключительно служили для погребения царей, которые еще при жизни начинали строить себе гробницы и не жалили для этой цели ни людей, ни издержек: так заботились они сберечь от разрушения свои мумии, хотя старания эти, как мы видели, и не удались! Геродот прибавляет, что в его время на самой большой из пирамид еще была видна надпись, в которой значилось между прочим, что рабочие, строившие пирамиду, съели одного луку, редьки и чесноку слишком на два миллиона рублей серебром на наши деньги... Правда, за то труд был даровой: Фараон тратил только на прокормление рабочих, да на машины и инструменты (Как вынослив и не прихотлив в своей нищете до сих пор потомок древнего Египтянина свидетельствуют многие путешественники: кусок черствого хлеба, небольшое количество луку и кореньев - и до сих пор составляют весь его ужин после трудового дня). Рядом с высочайшей пирамидой, построенной фараоном Хеопсом или Хуфу (как это имя произносилось по-египетски), стоять две другие пирамиды, пониже, из коих одна выстроена Хефреном (по-египетски Хофра), другая - Микерином (по-египетски Менкера) (Особенная судьба постигла саркофаг царя Менкера. Он был найден в 1837 году (без мумии); его задумали перевезти в Англию, но буря застигла корабль у берегов Испании, - и саркофаг покоится теперь на дне Атлантического океана). Эти пирамиды были построены уже за 3000 лет до Рождества Христова! Остальные (всех пирамид считают до сотни) отличаются уже гораздо меньшими размерами. Между этими меньшими - внимание Геродота остановили особенно две, возвышавшиеся над водами Меридова озера. На каждой из этих двух пирамид помещалось громадной величины изображение царя в сидящем положении. Вообще, Египтяне любили изображать своих богов и царей в огромных размерах. Такие изображения назывались колоссами, и некоторые из них уцелели до нашего времени. Особенно замечательны остатки двух таких колоссов, рядом стоящих неподалеку от древних Фив, на левой стороне Нила. Еще в древности было много разноречивых толков об одном из этих колоссов. Теперь известно, что это изображение одного царя (именно: Аменофиса). Греки назвали эту статую "Колосс Мемнона" (Название Меннон, может быть, произошло из имени фараона Аменофиса (так как этот колосс, есть его изображение) или из Миамуна, т. - е. любимца Амона - прозвища многих фараонов) и сложили об этом Мемноне целый миф: Мемнон, говорили Греки, был сын солнца, и каждое утро его статуя приветствовала восход отца его - светила дня. Поводом к происхождению этого сказания послужили звуки, которые статуя Мемнона будто бы действительно издавала каждый день при восхождении солнца. Эти звуки, которых теперь уже не слыхать, потому что колосс значительно поврежден, объясняют тем, что колосс был сделан из скважистого камня. Ночью, когда воздух охлаждался, камень, из которого состояла статуя, остывал и сжимался; утром же, когда камень нагревался от действия солнечных лучей, воздух, заключенный в скважинах камня, стремился наружу с некоторым шумом, в котором было ничто музыкальное.
Колоссы служили, между прочим, и для украшения храмов. Так как Египтяне были чрезвычайно набожны, то храмы были у них многочисленны и строились в громадных размерах: они очень заботились о том, чтобы жилища богов их были - огромные и величественные. Храмы были двоякого рода: одни строились, как у нас, на поверхности земли; развалины двух таких надземных, особенно замечательных храмов, стоявших в древних Фивах, сохранились близ двух арабских деревень: Луксора и Карнака. Другие храмы были подземные; они высекались в скалах, как например храм Иб-Самбульский (его называют так потому, что его развалины сохранились в Нубии, близ арабского местечка Иб-Самбула) (См. прилагаемый рисунок). У входа этого храма находятся прислоненные к скале четыре колоссальных изображения (в сидящем положении) царя Рамсеса II, построившего этот храм. Высота и все размеры каждой статуи поразительны: высота всей статуи 74 фута, одна только корона в 16, борода - в 6 ½, ухо - в 4, нос – в 3 ½, глаз в 2 1/3 фута, от одного плеча до другого 29 фут. Особенно поразительно то обстоятельство, что при такой громадной величине, египетские художники умели соблюсти с чрезвычайною точностью и правильностью все отношения между отдельными частями лица и тела и не сделать их безобразными. Один из самых замечательных храмов египетских был лабиринт, описанный Геродотом. Геродот рассказывает, что однажды в Египте царствовали двенадцать царей; они жили между собою в мире и согласии и в память этого построили громадный дворец. В этом дворце было двенадцать дворов, окруженных галереями, и три тысячи, покоев: тысяча пятьсот над землею, и столько же под землею. Верхние, надземные покои Геродот видел и обходил сам; но подземную половину жрецы ни за что не согласились ему показать, только сказали, что там хранятся мумии царей, построивших лабиринт, и мумии священных крокодилов. Греки стали впоследствии называть лабиринтом всякое запутанное собрание множества комнат или ходов, где можно заблудиться. Геродот говорит, что это был дворец, но почти нельзя сомневаться, что и это был тоже храм, и притом храм солнца. На это указывает число дворов: двенадцать - по числу месяцев в году, у Египтян число священное; затем 30 (30, число комнат - также священное число: это - число лет, в которое совершалось переселение и очищение души. Самое название "лабиринт" по-египетски значить: "храм у озера". От лабиринта остались в настоящее время одни груды камней, занесенные песком, да и то еще не все ученые согласны, действительно ли это именно его развалины. Гораздо лучше сохранились некоторые другие храмы, как например уже упомянутые: Луксорский и Карнакский. Особенно замечательны Карнакские развалины, которые считают самыми громадными развалинами одного здания в мире: действительно, в одну сторону он имеет более версты длины, в другую с полверсты. Здесь даже не один храм, а целых 11, соединенных вместе; почти каждый царь египетский как бы считал своею священною обязанностью что-нибудь поправить, прибавить, пристроить к святилищу предков: таким-то образом и составилось такое громадное сооружение, потому что над ним потрудилось очень много поколений. Древние египетские храмы обыкновенно бывали обнесены со всех сторон обширной каменной стеной, за которую вели ворота, находившиеся против входа в храм. Стена эта образовала первый наружный или внешний двор, на котором росли пальмы, и находился большой водоем иди пруд с водою (для омовения или купаний, которые жрецы, жившие при храмах, должны были по закону совершать четыре раза в сутки: два раза днем и два раза ночью). Как дорога, ведущая во храм, так и путь от наружных ворот до входа в другой, внутренний двор, не обсаживались деревьями, как это делается иногда у нас; но по оба стороны дороги помещались, иногда в один ряд с каждой стороны, а иногда в несколько рядов, целые сотни каменных, колоссальных размеров, изображений, которых в Карнаке еще и теперь очень много - до тысячи. Это – лежачие львы, но с человеческою головою; иногда их заменяют колоссальные изображения баранов. Так как мы знаем, что Египтяне изображали своих богов в виде животных, то, очевидно, и эти изображения тоже имели какое-нибудь символическое, священное значение. Древние Греки называли эти изображения сфинксами, и так как сфинксы казались им чем-то загадочным, непонятным, то они стали называть этим именем все непонятное, загадочное (От Греков это выражение перешло и к нам; желая сказать: что человек непонятный, загадочный", мы говорим: что какой-то сфинкс, он настоящий сфинкс").
Перед аллеею из сфинксов подходят к входу храма, или, собственно говоря, только ко входу во второй, внутренний двор храма. Вход этот составляют огромные ворота, по сторонам которых возвышаются две пирамидальные башни, скошенные по бокам и с плоской кровлей; эти башни называются пилон, (слово греческое, значит "ворота"). Перед пилоном, по обеим сторонам, ставились обыкновенно обелиски - четвероугольные столбы, высеченные из цельного камня; они суживаются к верху и заканчиваются шлицом; обыкновенно сверху до низу они покрыты изваянными в камне рисунками. Самый шлиц Египтяне покрывали обыкновенно вызолоченною бронзой. Так как египетские памятники всегда поражали внимание и возбуждали удивление Европейцев, и так как обелиски было всего удобнее перевезти, то некоторые столицы Европы украсили обелисками свои главные площади (Слово обелиск по-гречески значит иголочка - так шутливо называли Греки эти памятники, которые мы бы скорее назвали "иглищами". В Александрии стоит до сих пор обелиск, который по имени одной египетской царицы зовут "иглою" Клеопатры.). За воротами следует опять обширный двор, в виде продолговатого четвероугольника, со всех сторон обведенный галереей, опирающейся на длинный ряд колонн. Колонны эти, как и все, что строили Египтяне, поражают своей необыкновенной массивностью. В Карнакском главном дворе (См. прилагаемый ниже рисунок) их считают до 140; некоторые вышиною в 32 аршина, а в окружности имеют 14 аршин, так что нисколько человек едва в состоянии их обхватить. Вообще из всех колонн, помещенных внутри какою-либо здания в мире - Карнакские самые высокие и толстые. Ко двору, наконец, примыкал уже самый храм (или святилище), сравнительно с вышиной надворной колоннады - более низкий и при том мрачный (в храмах не было окон), но и самый этот полумрак придавал египетским храмам что-то таинственное, какое-то особенное, мрачное величие. В самой глубине храма помещался или идол бога, или богини, которым храм был посвящен, или другой какой-нибудь предмета поклонения (например, священная лодка с разными символическими изображениями). В святилище имели доступ только царь и главные жрецы, а толпа народа оставалась во внутреннем дворе; иногда же, в особые дни, святыню с особенным торжеством выносили перед глаза непосвященных, которые встречали ее с величайшим благоговением. Вообще, храмы строились царями, которые, восхваляя богов, не забывали и о своем прославлены: поэтому стены храмов обыкновенно покрыты царскими изображениями и описаниями различных царских подвигов. |
||||
|
||||
Стр. 5 из 8 | ||||