Текст 125-й главы содержит в себе
так называемую "отрицательную
исповедь": покойный перечисляет
длинный ряд грехов, отрицая при этом их
совершение. Этот перечень грехов очень
характерен. Приведем некоторые из них:
"Я не делал зла... Я не лгал никому... Я
не ловил в силки птиц богов... Я не
отводил воды в ее время, я не отводил
течения воды... Я не делал зла... Я не крал...
Я не уменьшал жертв... Я не убивал
священных животных... Я не восставал... Я
не говорил зла против царя... Я не
презирал бога в сердце моем".
Таким образом, для получения
оправдания на суде Осириса никоим
образом нельзя было ни посягать на
храмовые богатства, ни восставать, ни
даже говорить зла против царя. Все это
объявлялось злом с точки зрения
осирической религии. Классовая ее роль
видна здесь особенно отчетливо. Не
менее отчетливо выступает она и в
учении о "вечно блаженном"
пребывании в загробном мире душ,
оправданных на суде Осириса.
Посвященная этому 110-я глава Книги
Мертвых показывает, как души работают
на полях Иару в загробном мире на
своего господина-бога: поля эти
изобилуют водой, злаки вырастают выше
человеческого роста, однако души
трудятся так же, как трудились
египетские земледельцы: душа пашет,
погоняя пару запряженных в плуг быков (см.
средний пояс изображений на рисунке из
папируса Несмина), затем сеет,
жнет, молотит, прогоняя быков по
разбросанным на току колосьям, и
наконец, приносит жертву богу. Как и
повсюду, в древнем Египте картина
потустороннего блаженного пребывания
умерших явилась идеализацией реальной
земной обстановки. Но если обилие воды
и богатство урожая делали
соблазнительной картину райского
житья, то за этим незаметно внедрялась
в сознание идея оправдания и
утверждения земного неравенства
наличием неравенства небесного.
Культ Осириса оказал большое влияние
на христианство, на сложение ряда
обрядов, на создание многих образов
христианской иконографии. Несомненно
влияние осирических мистерий на
пасхальную обрядность, изображений
суда Осириса - на иконографию
христианского страшного суда, учения о
подземном царстве и казнях врагов
Осириса - на христианское учение о
муках грешников в аду, изображений
Исиды с Гором - на создание образа
богоматери, Гора, победителя зла, -на
целый ряд образов святых, победителей
дьявола. Пережитки древнеегипетских
религиозных представлений и в
особенности представлений,
относящихся к культу Осириса, были
сильнее всего, конечно, в самом Египте,
и в искусстве и религии христианского
Египта они прослеживаются особенно
ясно.
|