Исключительно важные сведения
о существовании сказания о битве
солнечного бога с водяной стихией при
сотворении мира сообщает один из
папирусов Государственного Эрмитажа, в
котором имеется следующее описание
мироздания: "Он сотворил небо и землю
для сердца их (людей, - М. М.). Он
уничтожил хаос воды. Он сотворил
дыхание жизни для их ноздрей. Они - его
образ, вышедший из его плоти. Он
восходит на небе для их сердец. Он
сотворил им растения, животных, птиц и
рыб, чтобы их насытить".
Таким образом, мы узнаем, что при
сотворении мира солнечный бог сразился
с водяной стихией и победил ее. Водяная
стихия названа в тексте "сенек эн му"
- "хаос воды". Очень интересно, что
слово "сенек", которым текст
обозначает "хаос", одного корня с
понятиями "мрак", "тьма" и что,
с другой стороны, от того же корня
происходят имена ряда богов и духов
преисподней.
Водяной хаос, крокодилы, гиппопотамы
или змеи. Мага, Ник или Апоп - облики и
имена врагов солнца могут меняться, но
сущность их неизменна: это
олицетворение водяной стихии,
отождествлявшейся древним человеком с
холодом, т. е. смертью, и бывшей, по его
представлениям, исконно враждебной
солнцу.
Чаще всего в качестве противников
солнца выступают все же змеи. В религии
и фольклоре древнего Египта змеиные
культы занимают огромное место, причем
змеи являются носителями двух начал:
доброго и злого. В ряде культов змеи
отчетливо связаны с почитанием земли.
Так, в виде змея почитается египетская
богиня плодородия Рененут.
Рис. 16. Поклонение богине жатвы
Рененут.
В облике кобры охраняет Рененут груды
зерна свежего обмолота, перед ней в том
же образе кобры приносят жертвы на
празднике жатвы и она же изображается в
виде коброголовой женщины,
вскармливающей своим молоком младенца-фараона,
символизирующего новый урожай.
Рис. 17. Богиня Рененут кормит грудью
фараона.
Но не только Рененут связана с
культом земли. Очень примечательно, что
и сам бог земли Геб изображается иногда
с головой змея. Из земли же, согласно
одной из легенд, выходит на бой с
солнечным богом его противник - змей, и
в землю уползает, превращаясь в змея,
побежденный враг солнца - по другому
сказанию.
К этому же кругу представлений
относится и почитание ряда змеиных
божеств, самые имена которых вскрывают
их хтонический характер: таков змей
Сата, что значит "сын земли", таков
и змей Мехента, что значит "окружающий
землю". То же представление о земле-змее
лежит в основе сказания, по которому
последняя часть преисподней заполнена
огромным змеем длиной в 1300 локтей,
через тело которого должна пройти
ладья Ра для того, чтобы, выйдя из него,
утром выплыть на поверхность небесного
Нила.
|