Исключительно важные сведения о существовании сказания о битве солнечного бога с водяной стихией при сотворении мира сообщает один из папирусов Государственного Эрмитажа, в котором имеется следующее описание мироздания: "Он сотворил небо и землю для сердца их (людей, - М. М.). Он уничтожил хаос воды. Он сотворил дыхание жизни для их ноздрей. Они - его образ, вышедший из его плоти. Он восходит на небе для их сердец. Он сотворил им растения, животных, птиц и рыб, чтобы их насытить".

Таким образом, мы узнаем, что при сотворении мира солнечный бог сразился с водяной стихией и победил ее. Водяная стихия названа в тексте "сенек эн му" - "хаос воды". Очень интересно, что слово "сенек", которым текст обозначает "хаос", одного корня с понятиями "мрак", "тьма" и что, с другой стороны, от того же корня происходят имена ряда богов и духов преисподней.

Водяной хаос, крокодилы, гиппопотамы или змеи. Мага, Ник или Апоп - облики и имена врагов солнца могут меняться, но сущность их неизменна: это олицетворение водяной стихии, отождествлявшейся древним человеком с холодом, т. е. смертью, и бывшей, по его представлениям, исконно враждебной солнцу.

Чаще всего в качестве противников солнца выступают все же змеи. В религии и фольклоре древнего Египта змеиные культы занимают огромное место, причем змеи являются носителями двух начал: доброго и злого. В ряде культов змеи отчетливо связаны с почитанием земли. Так, в виде змея почитается египетская богиня плодородия Рененут.


Рис. 16. Поклонение богине жатвы Рененут.

В облике кобры охраняет Рененут груды зерна свежего обмолота, перед ней в том же образе кобры приносят жертвы на празднике жатвы и она же изображается в виде коброголовой женщины, вскармливающей своим молоком младенца-фараона, символизирующего новый урожай.


Рис. 17. Богиня Рененут кормит грудью фараона.

Но не только Рененут связана с культом земли. Очень примечательно, что и сам бог земли Геб изображается иногда с головой змея. Из земли же, согласно одной из легенд, выходит на бой с солнечным богом его противник - змей, и в землю уползает, превращаясь в змея, побежденный враг солнца - по другому сказанию.

К этому же кругу представлений относится и почитание ряда змеиных божеств, самые имена которых вскрывают их хтонический характер: таков змей Сата, что значит "сын земли", таков и змей Мехента, что значит "окружающий землю". То же представление о земле-змее лежит в основе сказания, по которому последняя часть преисподней заполнена огромным змеем длиной в 1300 локтей, через тело которого должна пройти ладья Ра для того, чтобы, выйдя из него, утром выплыть на поверхность небесного Нила.


СодержаниеНазадВперед
 
Яндекс цитирования
Hosted by uCoz