Иногда Мафдет сражается против
змея вместе с богом Ра, помогая ему в
его борьбе:
Поднимается Ра и его
урей на его челе
Против этого змея, вышедшего из
земли...
Отрезает он твою голову этим
ножом,
который был в руке Мафдет.
Назад, идущий, которого
заставляют отступать.
Порождение Апопа!..
Дрожи! Я - Pa! Дрожи! Назад!
Истребляют твой яд,
Ра тебя опрокидывает,
Боги тебя опрокидывают,
Сердце твое вырвано Мафдет,
Ты закован скорпионом.
Рана твоя предписана истиной.
|
Особенно многочисленны, однако,
упоминания текстов о битвах солнечного
бога, происходивших в преисподней во
время его еженощного подземного
путешествия. По видимому, наиболее
распространенным из всей разбираемой
группы сказаний был именно миф о
сражении Ра с великим змеем
преисподней - Апопом, подробное
изложение которого дано ниже.
Постепенно Апоп становится в
египетской религиозной литературе как
бы собирательным образом врагов солнца.
Это он является постоянным объектом
заклятий солярных гимнов и магических
ритуалов, и не случайно как раз миф о
низвержении Апопа сохранился до нас
наиболее полно и в виде текстуальной
записи и в виде многочисленных
иллюстраций.
Из приведенного, далеко не
исчерпывающего перечня сказаний о
битвах и победах солнечных богов
Египта видно, насколько разнообразны и
многочисленны были эти сказания.
Возникнув в отдаленнейшие времена, они
жили в долине Нила до последних веков
существования египетской религии.
Характерно, что именно эта группа мифов
дала тематику для тех обрядов, которые
должны были обеспечивать фараонам
победы над их врагами, внешними и
внутренними. Эти обряды развились
затем в своеобразные религиозные драмы,
исполнявшиеся в храмах. Как мы увидим
ниже, такие драмы получили особое
значение в птолемеевское время, когда
тексты позволяют явно установить их
политическую роль. Понятно поэтому, что
образ солнца - победоносного воина,
сначала пешего, а позднее всадника,
впоследствии в сильнейшей степени
повлиял и мифологически и
иконографически на создание в
христианском Египте многочисленных
культов святых всадников победоносцев:
Сисинния, Фиваммона, Феодора и др.
Повсеместное возникновение и
многовековое существование
разбираемых легенд, естественно,
должно было иметь результатом те
различные оформления единой по
существу темы, которые мы отмечали выше.
Сопоставляя дошедшие до нас полные
записи легенд с солярными гимнами,
отдельными данными других религиозных
текстов и иконографическим материалом,
мы постоянно встречаем неизбежное
разнообразие мест и обстоятельств
сражений, имен и обликов самого солнца
и его врагов.
Исторические условия, повлиявшие в
свое время на возникновение множества
местных космогонических легенд,
отразились и на появлении местных
сказаний о битвах солнечных богов.
Подобно тому, как все основные центры
Египта утверждали, что именно на их
территории родилось солнце и отсюда
начал существовать мир, так же упорно
указывали они у себя и места сражений
солнца с его врагами. Эти сражения
локализуются мифами под священной
сикоморой Гелиополя, в Эдфу, в Фивах, в
Дендера, словом, во множестве городов
по всему течению Нила.
Не могли не наложить своего отпечатка
на солярные мифы и предшествовавшие им
представления. В этом свете становится
понятным и то, что солнечный бог
выступает в разбираемых сказаниях то
сокологоловым воином, то ихневмоном, то
огненнорыжим котом: при ближайшем
рассмотрении этих разнообразных
обликов солнца - победоносца из-под
звериного или птичьего образа ясно
проступают черты древнейших
тотемистических культов.
Столь различные по своему внешнему
оформлению сказания о борьбе солнца с
его врагами имеют в своей основе общее
содержание: это - борьба света и мрака,
солнца и водяной стихии. Каждый
египетский солнечный бог, был ли то Ра,
Шу-Онурис, Гор или Монту, сражался и
побеждал олицетворявших собой воду,
бурю и преисподнюю змей, крокодилов и
гиппопотамов.
О подлинной природе врагов солнца
говорят многие египетские тексты. Так,
Тексты Пирамид, советуя солнцу Ра взять
с собой душу умершего фараона на помощь
для борьбы против врагов, отчетливо
указывают, в чем эта помощь должна
выразиться: "Да возьмешь ты с собой
имя рек, который для тебя прогоняет
непогоду, который для тебя побеждает
тучи, который для тебя разгоняет туман".
Об этом же характере врагов солнца
говорит и один магический текст,
обращенный к первенцу Ра, богу Шу,
охраняющему с копьем в руке ладью
своего отца от нападения врагов: "Ты
прогоняешь непогоду, после того как
осветил ты тучи", причем этот же
текст в качестве одного из имен Шу
называет эпитет "Прогоняющий
непогоду"
|