гипетские
сказания о сотворении мира - это почти
всегда сказания о сотворении солнца. Мы
видели, что даже в тех случаях, когда
миф не ограничивается описанием одного
только этого события, а рассказывает и
о происхождении всей природы, богов и
людей, и тогда первое и главное место в
нем занимает все же появление солнца, и
впоследствии именно солнечный бог
выступает творцом вселенной в основных
космогонических вариантах. В полном
соответствии с этим исключительным
положением солнечного божества в мифах
о сотворении мира солнце является
главным героем целого ряда особых,
солярных сказаний. Борьба солнца с его
вечными врагами - мраком и водной
стихией, смена времен года, предания о
солнечном глазе - его любимой дочери,
могучей защитнице своего отца, - вот
основная тематика этих легенд.
Из них дошли до нас записи "Сказания
о Ра и змее почтенном", "Сказания
об истреблении согрешивших людей",
"Сказания о Горе Бехдетском,
Крылатом Солнце" и "Сказания о
низвержении Апопа". После длительных
и детальных исследований ряда ученых
было в общих чертах восстановлено из
отдельных фрагментов поздних текстов
интереснейшее "Сказание о
возвращении Хатор-Тефнут из Нубии".
Однако все это несомненно только
незначительная часть многочисленных
легенд, о существовании которых, так же
как и о ряде космогонических преданий,
мы знаем только по отрывочным данным.
Из всех солярных сказаний Египта
самую обширную группу составляют
сказания о борьбе солнца с его врагами.
Эти сказания восходят к древнейшим
временам. Упоминания о битве солнца с
его врагом змеем имеются уже в Текстах
Пирамид. Так, в изречении 385 читаем:
Ра восходит против
тебя,
Гор натягивает свои девять луков
Против этого духа, выходящего из
земли,
С отрубленной головой,
С отрезанным хвостом!
О змей Джесер!..
Вернись, низвергнись!..
Шу стоит на твоих кольцах!
Вернись, низвергнись! |
Борьба солнца с его врагами красной
нитью проходит через весь ритуал
солярного культа, и в каждом гимне
солнечному божеству неизменно
восхваляется победа последнего над
чудовищным противником.
Сам солнечный бог и его враги
выступают в этих сказаниях в различных
образах, не менее разнообразны и места
сражений солнца - победоносца. Так, мы
видим солнечного бога Атума, который в
виде ихневмона пожирает своего врага -
змея.
Далее существовало множество
сказаний, повествовавших о солярных
богах, сражавшихся с огромным
крокодилом Мага и пронзавших его
своими копьями. Среди таких богов -
победителей крокодила были Ра, Шу-Онурис,
Монту, Сопду и др.
Тексты сохранили нам упоминания об
этих битвах:
Назад, Мага, сын Сета!
Да не будешь ты управлять своим
хвостом!
Да не будешь ты схватывать своими
руками!
Да не откроешь ты своей пасти!
Станет вода дыханием пламени пред
тобою
И пальцы семьдесят семи богов да
будут в твоем глазу.
Я - Онурис, прекрасный воин, я
- великий, владыка мощи,
Не схватывай, ибо я Монту!
Не приближайся, ибо я Сутех!
Не поднимай твоих рук на меня, ибо
я Сопду!
Не приближайся, ибо я Спаситель!
|
Согласно одной из легенд, Шу-Онурис,
старший сын Ра, неизменно сопровождает
своего отца во время его плавания по
небесному Нилу. С копьем в руке
стоит он на носу солнечной ладьи и
охраняет Ра от нападения гигантского
крокодила:
Слава тебе Шу,
наследник Ра,
Старший сын, вышедший из его тела!..
Поражающий врагов ежедневно!..
Утренняя ладья в ликовании,
Когда они видят Шу, сына Ра,
победителя,
Ибо вонзил он копье свое в злого.
|
|