Таким образом, мы видим, что
параллельные тексты для выражения
одного и того же представления о
зачатии фараона небесной богиней
употребляют то слово "зачать", то
слово "проглотить".
Подобные пережитки древнейших
представлений о том, что зачатие
происходит и в результате
проглатывания, мы находим не только в
Текстах Пирамид или в сказках - они
живут очень долго в религии
исторического Египта, и вплоть до
поздних периодов мы встречаем на
саркофагах изображение небесной
богини, утром рождающей солнце, а
вечером проглатывающей его, чтобы,
вновь зачав, вновь родить его на
рассвете следующего дня.
Мотив зачатия от проглатывания -
мотив, несомненно, матриархальный, и
наличие такого мотива в общей цепи не
только древнейших космогонических
представлений, но и всех религиозных
верований того времени в совокупности
совершенно закономерно. Сказание о
первенствующей роли богини-матери в
сотворении богов и людей нельзя
рассматривать вне общей связи с тем
значением, которое имели женские
божества в религии Египта. Несомненно,
что на более ранних этапах
общественного развития эти божества
играли гораздо большую роль, чем
впоследствии, когда, в силу
отразившихся в религии изменений в
общественных отношениях, богини
утратили свою первенствующую роль и в
мифе и в культе, уступив эту роль богам
и отойдя в ряде случаев на положение
матерей или жен различных богов. Однако
прежние представления не могли
исчезнуть бесследно, и множество
пережитков в религии исторического
Египта свидетельствуют о былом
значении женских божеств.
Так, не случайно, что божествами-покровителями
и Северного и Южного Египта являются
именно богини; змея и самка коршуна.
Рис. 10. Богини - покровительницы
Северного и Южного Египта.
Не случайно далее и то, что божества-покровители
номов в большинстве своем также
женские. В этой же связи приобретают
особый смысл и те, очень редкие и иногда
выпадающие из общего контекста эпизоды
мифов или отдельные строфы гимнов, в
которых древние богини выступают в
своем прежнем облике - всесильными
матерями родоначальницами и
владычицами. Таков эпизод с Нейт в мифе
"Спор Гора с Сетом". Правда она уже
не играет активной роли в самом мифе,
эта древняя "великая
мать всех богов", как ее все же
величает текст мифа, она живет на покое
в своем Саисе, в стороне от страстей и
споров, волнующих младшие поколения
богов, враждующих из-за владычества над
миром. Но тем не менее в критическую
минуту неразрешимой тяжбы, которую не в
силах рассудить сам Ра, именно к ней
направляется за решением посольство
богов.
Подобно этому и Тексты Пирамид,
несмотря на то, что в них
господствующим представлением
является уже единоличное сотворение
мира богом - творцом, все же хранят
строки, следующим образом
прославляющие богиню Нут, некогда
почитавшуюся величайшей матерью и
самого солнца и всей вселенной:
"Могуче сердце твое...
О Великая, ставшая небом...
Наполняешь ты всякое место своею
красотою.
Земля вся лежит пред тобою - ты
охватила ее,
Окружила ты и землю, и все, вещи
своими руками.
* * * *
Взяла ты к себе каждого бога с его
ладьей,
Сделала ты их непреходящими,
подобно светилам,
Не удаляются они от тебя, ибо они
звезды.
* * * *
Нут, ты сияешь, как царица Нижнего
Египта.
И могуча ты над богами,
Души их - твои, и наследие их - твое,
Жертвы их - твои, и имущество их
все - твое". |
В полном и принципиальном
противоречии с приведенными
сказаниями стоит другая группа легенд,
согласно которым создателем мира
является мужское божество. Идеология
восторжествовавшего патриархата не
могла примириться с прежними
сказаниями, и появляются новые,
утверждающие прямо противоположное
положение.
|