Наряду с почитанием животных и
почитание растений наложило, как мы
видели, свой отпечаток на
космогонические сказания Египта,
причем не случайно именно лотос
оказался связанным с рождением солнца.
Душистые цветы его, в изобилии росшие в
древности на Ниле, закрывают на ночь
свои голубые чашечки, утром же при
первых лучах солнца они опять
поднимаются, и тогда повсюду среди
плотных зеленых листьев видны голубые
лотосы. Связать эти два момента -
появление солнца и раскрытие лотосов -
было нетрудно, но, как это бывало часто,
следствие было принято за причину, и
появилось сказание о рождении солнца
из цветка лотоса.
Когда же, с изменением общественных
отношений, в религии первенствующее
место постепенно начинают занимать
культы очеловеченных божеств, тогда и в
сказаниях о мироздании главную роль
получает богиня в образе женщины, а не
коровы, бог в образе мужчины, а не гуся,
сокола или жука, И понятно, что такое
открытие человека, как изобретение им
гончарного круга, бывшее некогда
крупнейшим достижением человеческой
мысли, также находит свое отражение в
космогонических представлениях в виде
сказания о боге, вылепившем весь мир на
гончарном круге.
Сильнейшим образом отразились на
легендах о происхождении мира и
общественные отношения. Вся
многовековая и сложная история
развития рода со всеми его изменениями
вплоть до перехода в классовое
общество, естественно, должна была
оставить и оставила свои следы на
различных мифологических окормлениях
космогонических концепций.
В этой связи из всех сказаний следует
выделить и резко разграничить две,
принципиально различные по своим
представлениям о создании мира группы
легенд. В одну из этих групп входят
сказания, согласно которым
создательницей солнца, а следовательно,
и всего мира является богиня-мать,
рождающая солнечного младенца без
участия какого бы то ни было мужского
начала, во второй же группе легенд
творцом богов является, наоборот, бог-отец,
рождающий первую божественную пару
также самостоятельно, без помощи
начала женского.
Обратимся к рассмотрению первой
группы легенд.
Они дошли до нас, к сожалению, только в
отрывках, которые в результате
длительных исследований удается
обнаружить то в виде отдельных стихов в
сборниках религиозных текстов, то в
виде пережиточных эпизодов в других
мифах, то, наконец, в виде ритуальных
изображений.
Рис. 9. Богиня неба с солнцем во
чреве.
Отца солнечного младенца эти
сказания не знают и говорят только о
его происхождении от матери - небесной
богини: солнце рождает она одна, без
участия бога - мужчины или зверя, то в
образе женщины, то в образе коровы.
Ежедневно утром выходит светлый диск
из ее лона и вечером проглатывает она
его, чтобы, зачав таким образом, утром
вновь родить его.
Отметим момент зачатия от
проглатывания. Подобно другим родовым
обществам, и в доисторическом Египте на
определенном этапе развития не
существовало еще ясного представления
о причине зачатия, и оно приписывалось
различным обстоятельствам, в
особенности же проглатыванию какого-либо
предмета. Пережитки этих представлений
сохранил нам египетский фольклор:
вспомним знаменитую "Сказку о двух
братьях", в которой жена Баты
зачинает от щепки, попавшей ей в рот.
Другое подтверждение существования
некогда таких представлений мы находим
и в египетских религиозных текстах. В
заупокойных ритуалах фараонов
Древнего царства, в так называемых
Текстах Пирамид, умерший фараон
уподобляется солнечному богу и, так же
как и последний, рождается от небесной
богини. Тексты, говоря об этом, дают
очень примечательные разночтения: если
в ритуале, записанном на стенах
пирамиды фараона Пени, мы читаем
следующее обращение к небесной богине:
"Зачала ты его, этого Пепи, подобно
тому как зачала ты сына бога", то в
Пирамидах царей Меренра и Ниусерра
находим нечто другое: "Проглотила ты
Меренра, подобно тому как проглотила ты
твоего божественного сына", "Проглотила
ты Ниусерра, подобно тому как
проглотила ты сына бога".
|