Рис.5. Фараон стоит под защитой небесной коровы.

Различные животные или пресмыкающиеся вообще часто встречаются в космогонических сказаниях в разных ролях. Так, на изображении рождения Ра из лотоса позади небесной коровы можно увидеть обезьян, приветствующих солнечного младенца поднятием рук, а иные тексты рассказывают, что при рождении солнца из лотоса его приветствовали лягушки и змеи. Существовали и мифы, в которых солнце возникало в образе птицы или насекомого. Так, в городе Оне показывали местную святыню - камень "Бенбен" и говорили, что на этом камне некогда впервые явилось солнце в виде птицы, феникса "бену".

 
Рис. 6. Поклонение фениксу.

Среди сохранившихся религиозных текстов встречаются упоминания то о яйце из земли и влаги, которое явилось на первом поднявшемся из первоначального хаоса холме, то о яйце "великого Гоготуна", снесенного на землю. На основании подобных текстов мы можем составить себе в общих чертах представление о сказании, согласно которому на холме, поднявшемся из хаоса, было свито гнездо, в котором из гусиного яйца, из "яйца великого Гоготуна", появилось солнце. К сожалению, отсутствие полной записи мифа о великом Гоготуне не дает нам возможности установить более точно сюжет этого интересного варианта египетских космогонических легенд.

Существовали, далее, рассказы о том, что солнце и луна - это два глаза небесного сокола, и о том, что солнце - это огромный шар, которого катит по небу солнечный жук, подобно тому, как навозные жуки катят свои шарики по земле.


Рис. 7. Скарабей катит солнечный шар.

В других сказаниях создателями мира являются не животные и птицы, а боги и богини. В одной из таких легенд небо мыслится в виде богини - женщины Нут, тело которой изогнуто над землей, а пальцы рук и ног опираются на землю. Нут рождает солнечного младенца, творящего затем богов и людей. По другому сказанию, бог - творец Хнум вылепил весь мир на гончарном круге и таким же способом создал людей и животных. Это представление живет вплоть до позднейших времен, и мы видим изображения Хнума, лепящего на гончарном круге тела и души новорожденных детей. Иное объяснение происхождения вселенной дает нам сказание о боге Птахе, повествующее о том, что весь мир, боги и люди, города и храмы, жизнь и смерть - все это возникало по мысли Птаха, выраженной в его слове.

Наличие столь разнообразных представлений о происхождении мира в приведенных нами сказаниях, далеко еще не исчерпывающих богатейшей сокровищницы египетских космогонических легенд, естественно и неизбежно.

Творимые в различные времена людьми, находившимися на различных ступенях общественного развития, мифы не могли не отразить в себе все эти пройденные ступени.

Древние народы переживали свою доисторическую эпоху в воображении и космогонические мифы древних египтян, меняясь с веками, утрачивая одни черты и приобретая другие, с одной стороны, отражали современные им жизненные условия, а с другой - сохраняли в то же время память и о тех периодах жизни человека в долине Нила, общественные формы которых были уже изжиты.


СодержаниеНазадВперед
 

Hosted by uCoz