Рис.5. Фараон стоит под защитой
небесной коровы.
Различные животные или
пресмыкающиеся вообще часто
встречаются в космогонических
сказаниях в разных ролях. Так, на
изображении рождения Ра из лотоса
позади небесной коровы можно увидеть
обезьян, приветствующих солнечного
младенца поднятием рук, а иные тексты
рассказывают, что при рождении солнца
из лотоса его приветствовали лягушки и
змеи. Существовали и мифы, в которых
солнце возникало в образе птицы или
насекомого. Так, в городе Оне
показывали местную святыню - камень "Бенбен"
и говорили, что на этом камне некогда
впервые явилось солнце в виде птицы,
феникса "бену".
Рис. 6. Поклонение фениксу.
Среди сохранившихся религиозных
текстов встречаются упоминания то о
яйце из земли и влаги, которое явилось
на первом поднявшемся из
первоначального хаоса холме, то о яйце
"великого Гоготуна", снесенного на
землю. На основании подобных текстов мы
можем составить себе в общих чертах
представление о сказании, согласно
которому на холме, поднявшемся из хаоса,
было свито гнездо, в котором из
гусиного яйца, из "яйца великого
Гоготуна", появилось солнце. К
сожалению, отсутствие полной записи
мифа о великом Гоготуне не дает нам
возможности установить более точно
сюжет этого интересного варианта
египетских космогонических легенд.
Существовали, далее, рассказы о том,
что солнце и луна - это два глаза
небесного сокола, и о том, что солнце -
это огромный шар, которого катит по
небу солнечный жук, подобно тому, как
навозные жуки катят свои шарики по
земле.
Рис. 7. Скарабей катит солнечный шар.
В других сказаниях создателями мира
являются не животные и птицы, а боги и
богини. В одной из таких легенд небо
мыслится в виде богини - женщины Нут,
тело которой изогнуто над землей, а
пальцы рук и ног опираются на землю. Нут
рождает солнечного младенца, творящего
затем богов и людей. По другому
сказанию, бог - творец Хнум вылепил весь
мир на гончарном круге и таким же
способом создал людей и животных. Это
представление живет вплоть до
позднейших времен, и мы видим
изображения Хнума, лепящего на
гончарном круге тела и души
новорожденных детей. Иное объяснение
происхождения вселенной дает нам
сказание о боге Птахе, повествующее о
том, что весь мир, боги и люди, города и
храмы, жизнь и смерть - все это
возникало по мысли Птаха, выраженной в
его слове.
Наличие столь разнообразных
представлений о происхождении мира в
приведенных нами сказаниях, далеко еще
не исчерпывающих богатейшей
сокровищницы египетских
космогонических легенд, естественно и
неизбежно.
Творимые в различные времена людьми,
находившимися на различных ступенях
общественного развития, мифы не могли
не отразить в себе все эти пройденные
ступени.
Древние народы переживали свою
доисторическую эпоху в воображении и
космогонические мифы древних египтян,
меняясь с веками, утрачивая одни черты
и приобретая другие, с одной стороны,
отражали современные им жизненные
условия, а с другой - сохраняли в то же
время память и о тех периодах жизни
человека в долине Нила, общественные
формы которых были уже изжиты.
|