Сказания о сотворении мира


реди дошедших до нас древнеегипетских мифов большое место занимают сказания о сотворении мира и людей. Эти сказания на первый взгляд могут поразить читателя своим противоречивым разнообразием.


Рис. 1. Небо в образе коровы.

Творцами богов, людей и вселенной в них выступают то животные, то птицы, то боги, то богини. По одному преданию солнце рождается от небесной коровы, по другому - оно выходит из лотоса, по третьему - из гусиного яйца. Различны и способы творения и творцы. Общим для всех сказаний является, пожалуй, только представление о первобытном хаосе, из которого постепенно возникали те или иные боги и по-разному творили мир.

Большинство сказаний о сотворении мира появилось в долине Нила еще в те отдаленные времена, когда ее обитатели жили в условиях родового строя. Позднее, с развитием общественных отношений и образованием рабовладельческой деспотии, эти сказания, как уже отмечалось во "Введении", изменялись, отражая то новое, что происходило в жизни, а следовательно, и в миропонимании египтян. В итоге легенды о сотворении мира дошли до нас, как и другие мифы, значительно переработанными: то в виде литературных произведений-сказаний и гимнов, то в качестве записей ритуалов. Некоторые же сказания о сотворении мира вообще появились впервые уже в рабовладельческом обществе и целиком отразили обстановку и идеологию этого общества.


Рис. 2. Архаическое святилище богини Нейт.

К сожалению, почти ни один из мифов о сотворении мира не сохранился до нас целиком. Часто мы не только не имеем связного изложения всего сказания, но нам не удается восстановить полностью даже сюжета той или иной легенды. Такие отрывочные сведения о некоторых вариантах египетских космогоний приходится пополнять с помощью других источников, и в ряде случаев мы принуждены восстанавливать сказание по отдельным отрывочным данным, на основании как письменных, так и вещественных памятников.

Тем не менее, несмотря на неполноту материала, при ближайшем рассмотрении всего многообразия дошедших до нас легенд, таких различных и, казалось бы, никак взаимно не связанных, все же оказывается возможным установить ряд черт, позволяющих, с одной стороны, произвести некоторую группировку сказаний, а с другой - выявить те общественные условия, которые отразились в том или ином мифологическом оформлении.

По некоторым мифам происхождение мира связывалось с растением; так, согласно одной из легенд, солнечное дитя, "осветившее землю, пребывавшую во мраке", появилось из распустившегося цветка лотоса, который вырос на поднявшемся из первобытного хаоса холме, из "лотоса, возникшего в начале времен... священного лотоса над великим озером". Эта легенда получила широкое распространение. О лотосе, выросшем на холме у города Шмуну и давшем жизнь юному солнечному богу, говорят древнейшие мифы, а изображения этого лотоса с сидящим в его лепестках младенцем, встречающиеся вплоть до римского времени, показывают, что это предание стало одной из официальных версий позднейших египетских космогоний.


Рис. 3. Рождение солнца из лотоса.

Во многих сказаниях в роли божества, рождающего солнце и творящего мир, выступает животное или птица. Так, сохранились следы предания, по которому считалось, что солнце было рождено в виде золотого теленка небом, которое представлялось огромной коровой с рассыпанными по всему ее телу звездами. Еще Тексты Пирамид говорят о "Ра, золотом теленке, рожденном небом", а позднейшие изображения показывают эту небесную корову с плывущими по ее телу светилами.

Отклики этого сказания, бывшего, повидимому, некогда одним из основных егиетских мифов о происхождении мира, мы находим и в других текстах и на ряде изобразительных памятников, причем иногда миф о небесной корове сохраняется в переработанном виде, а иногда он даже сплетается с другими сказаниями. Так, небесная корова встречается в сценах рождения солнечного младенца из лотоса: на многих ритуальных сосудах видны две небесные коровы, стоящие по сторонам лотоса, на котором сидит новорожденное солнце. Упоминание о небесной корове сохранилось и в тексте, повествующем о том, как непосредственно после своего появления на свет солнечный младенец "сел на спину небесной коровы Мехет-Урт и поплыл по горизонту".

Та же небесная корова встретится нам и в мифе об истреблении согрешивших людей: когда после возмущения людей против состаревшегося солнечного бога последний решает удалиться от управления миром, тогда "превратилась богиня неба Нут в корову, и поместилось величество бога Ра на ее спине". И вплоть до позднего времени фараоны Египта, уподобляясь солнцу Ра, изображают себя сынами небесной коровы то в виде младенца, сосущего ее молоко, то в виде зрелого мужа, стоящего под ее защитой.

По иным преданиям, возникновение мира было связано с другими животными; например, существовал миф, по которому небо представлялось свиньей, а звезды - рожденными ею поросятами.


Рис. 4. Фараон сосет молоко небесной коровы.
  


СодержаниеНазадВперед
 

Hosted by uCoz