ВЕНОК
Начиная со времени Нового царства
умершим и их правителю в подземном
мире, Озирису, дается "венок
оправдания"; этот обычай является
символическим выражением для
обозначения доказанной невиновности
перед судом в потустороннем мире.
Такие венки обвивали диадемы умерших
правителей, а позднее служили вообще
украшением оболочки мумии. В одном из
текстов проводится сравнение с венком
Озириса как знаком триумфа над его
соперником, полученным от пра-бога
Амона. Венки изготавливались большей
частью из листьев оливкового дерева.
ВЕРЕВКА
В картинах и текстах о подземном
царстве веревка часто изображается
как символ судьбы. Даже богов и
демонов тянут веревкой, так же тянут и
их лодку. Иногда веревку заменяет тело
змеи. Определяющие судьбу сущности
часто имели название "землемер" и
носили спирально закрученный канат.
Божественный Онурис, олицетворение
царского егеря, ловит веревкой врага
Гора и убивает его копьем.
ВИНО
Согласно мифу, Изида, отведав гроздь
винограда (космическая лоза - дерево
жизни), забеременела и родила Гора. По
другой версии, подобным
парфеногенезисом был зачат Озирис.
"Хозяином вина" был Озирис ("Тексты
Пирамид", 820); в магическом греческом
папирусе вино рассматривается как
существенная часть бога
растительности. В качестве
сохраняющего жизнь напитка дает
умершему вино бог виноградного пресса
Шесму, грешникам он отрывает головы и
давит их в своем прессе. О Горе
говорится, что он в вине пьет кровь
своего противника.
ВОДА
Усопший
утоляет жажду
водой, бьющей из источника.
Виньетка из "Папируса Небсени"
Идея воды жизни проявляется в
символике очищения, которое никогда
не рассматривалось только как внешнее
воздействие, а должно было также
сообщать божественную благословенную
силу. Вода - это первоэлемент, который
"порождает все живущее". В сказке
о двух братьях сердце Баты
пробуждается путем окунания его в
холодную воду. Вода относится к
символике женского начала. Как
первовода она является оплодотворяющей
и рождающей, мифологически
проявляемая через пару Нун и Наунет,
которые вместе образуют андрогинное
единство. Во время проведения
праздника Озириса в месяц Хатор во
главе процессии несли изображение
фаллоса (Озирис) и вазу с водой (Изида);
оба вместе являются символом
размножения и указывают в
сублимированном смысле на вечность (нескончаемость)
жизни. Как бог растительности Озирис
считался даже хозяином вод Нила, в то
время как Изида проявлялась в
плодородии; такое важное для Египта
половодье было тем самым объединением
обоих полюсов бытия. В культе мертвых
мысль о повторном оживлении была
связана с водой, применяемой при
либации (жертвоприношении). Как "истечение,
которое исходит из Озириса", вода
освобождает от оцепенения смерти.
ВОЗДУХ
Усопший
держит парус,
символ воздуха. Виньетка
из "Папируса Небсени"
Мифологически воздух
олицетворяется в образе Шу, который
своим вмешательством отделяет крепко
переплетенную пару Геб (земля) и Нут (небо).
Воздух становится символом жизни. Так
о Шу говорит текст периода
Гераклеополя: "Жизнь - его имя". О
фиванском боге Амоне говорится: "Он
- дыхание жизни для всех". Без
воздуха нет дыхания, без .дыхания нет
жизни. Из более позднего периода
известна специальная "Книга
дыхания", которая, по преданию,
написана Изидой для своего умершего
супруга Озириса, "чтобы оживить его
душу". Чтобы вдыхать воздух в нижнем
мире, т.е. продолжать жить после смерти,
умерший отождествлялся с Шу, который
гонит воздух небесного моря в светлые
сферы богов. «Его действие
распространяется до границ неба...
Пусть юный бог, пробуждающий,
исцеляющий, освежает воздух".
ВОЛОСЫ
У многих народов волосы считаются
носителями телесной, а часто также и
скрытой силы (вспомните о библейском
Самсоне). Когда египетский царь
побеждает своего противника, то он это
демонстрирует, держа его за волосы.
Захват волос символизирует покорение
всего народа согласно принципу pars pro
toto (часть вместо целого). И когда
скорбящая об Озирисе Изида отрезает
локон, то это также символический жест.
Кстати, письменный знак, указывающий
на траур, состоит из трех локонов.
Остается вопросом, что может
обозначать бритая голова жрецов -
символ ли это подчинения себя
божественной власти? Уже тексты
древнего периода называют ее "лысой".
Геродот находит объяснение этому в
предписаниях о чистоте. Согласно
древнему преданию, мальчики носили
длинную прядь на правой стороне
головы. Иероглиф этой похожей на
косичку пряди означает буквально "ребенок".
В живописных изображениях прядь волос
является особой приметой детей Гора и
царских сыновей. В одном месте "Книги
Мертвых" (гл. 115) локон юношей,
вероятно, должен указывать на вечную
молодость, когда умерший говорит: "Я
же знаю воистину тайну локона, который
украшает лоб божественного мальчика".
ВОСЬМЕРКА
Хух
и Хаухет, Амон и Амаунет.
Остальные пары богов Великой
восьмерки изображались аналогично.
Согласно учению о богах города
Гермополя, перед возникновением мира
правили восемь богов; это
персонифицированные прасилы хаоса:
Нун и его супруга Наунет,
символизирующие сущность воды, Хух и
Хаухет - вечность пространства, Кук и
Каукет - тьму, Амон и Амаунет - мир
невидимый. Как силы, относящиеся к
возникновению мира, они получили
облик хтонических животных: божества
мужского рода были задуманы в виде
лягушек, женского рода - в виде змей.
Иногда восемь прабогов изображаются в
виде обезьян, которые приветствуют
восходящее солнце; восход солнца
должен был здесь символически
означать сотворение мира. Амон в
качестве прабога получил также облик
змеи и имя Кематеф (греческие авторы
называют Кнеф). Восьмерка имела на
западе от Фив свое культовое место в
маленьком храме Мединет Хабу.
ВСПАХИВАНИЕ ЗЕМЛИ
Вспахивание
земли.
Фрагмент виньетки
из "Папируса Анхаи"
Вспахивание земли было у египтян
символическим актом жертвоприношения.
На празднике бога мертвых Сокариса,
который контаминировал с Озирисом,
черные быки тянули плуг, в то время как
мальчик сеял ячмень, лен и траву. В
мифе рассказывается, что при
вспахивании поля богов вблизи
Бузириса Сет и его сторонники (приверженцы)
в образе коз хотели помешать работе,
но разбуженные Озирисом боги убили
коз и удобрили их кровью землю. Ритуал
вспахивания земли означает также
смерть Озириса, который в
символическом образе зерна попадает в
землю. И когда в Бузирисе во время
сбора урожая выгоняли коз на поле,
чтобы утрамбовать зерно, то в этом был
известный намек на тифонические силы.
Ритуал вспахивания земли стал
аллегорическим выражением смерти и
погребения Озириса, а также через
проросшее зерно намеком на его
воскрешение.
|