БА
Ба
возвращается
к своей мумии
Слово "ба" близко, по
Гораполлону, к понятию "душа", но
в нем довольно мало схожего с античным
представлением о душе. Ба означает
духовную силу; в древнейших
религиозных текстах анонимно
выступающие боги назывались просто Ба.
Затем это слово стало синонимом для
формы проявления бога. Так, в Фениксе (Гелиополе)
видят ба бога Солнца Ра, Аписа в
Мемфисе почитают как ба Озириса. Но в
текстах встречаются примеры, когда
одного бога считают формой проявления
другого бога, например, когда Озириса
называют "Душой Ра". В отношении
царя понятие ба означает управляющую,
даже божественную власть. На исходе
Древнего царства понятие ба уже
относят ко всем людям; оно становится
отныне носителем непреходящей вечной
силы. Надгробные рисунки Нового
царства показывают, как ба-душа в
образе птички сидит па дереве у
захоронения. Магически действующие
изречения мертвых должны дать душе
возможность "принять любой образ,
который она пожелает".
БАНТ ЖИЗНИ
Первоначальное значение банта жизни
спорно; возможно, речь идет прежде всего
о магических узелках. Как иероглиф
этот знак означает "жизнь" (анкх),
как символ - указывает на божественное,
т.е. па вечную жизнь. Поэтому он
является всегда атрибутом богов,
которые вручают его царю. Воздух и
вода являются элементами жизни,
поэтому они могут описываться знаком
анкх; так, бог держит бант жизни у носа
царя (словно дыхание жизни) или при
культовом очищении струя воды
изливается на царя в виде банта жизни.
В качестве символа неиссякаемой
жизненной силы знак анкх наносился на
стены храмов, памятники и окружающие
предметы; часто его можно видеть на
фризах утвари и даже вокруг подножия,
откуда, возможно, среди прочего он
перешел на ремни сандалий. Из-за своей
напоминающей крест формы этот знак
вошел в христианско-коптскую
символику.
БАНТ СА
|
В качестве знака магической
защиты бант са является
характерным атрибутом фигуры Беса,
а также почитаемой помощницы при
родах Тоэрис. Защитный знак
становится также самостоятельным
символом на волшебных палочках в
период Среднего царства. |
БАРАН
Изображение
барана,
символа Озириса.
Виньетка из
"Папируса Ани"
Баран считался наряду с быком
символом плодовитости. В Элефантине и
Эсне он почитался как Хнум, в
Гераклеополе как Херишеф, в округе
Летоподя как Херти. Амон также мог
появляться в облике барана. Амон-баран
отличается загнутыми вниз рогами от
других священных баранов, у которых
рога расположены горизонтально и
имеют винтообразную форму. Последний
вид принадлежит к первоначально
одомашненной в Египте породе овец (Ovis
longipes), которая с 12-й династии все
больше вытеснялась курдючными овцами
(Ovis platira) с рогами Амона. Почитаемый в
Мендесе баран, не имеющий особого
названия, был с вымиранием прежней
породы заменен козлом. В надписях
времен Рамессидов его называют Пта,
чтобы он в образе барана Мендеса был
при царице. Уже в Среднем царстве
барана Мендеса называют ба (душа)
Озириса; так как он одновременно
считается также "жизнью Ра, жизнью
Шу и жизнью Геба", он становится
олицетворением космической четверки
и образом бога "с четырьмя головами
на одной шее".
БАСТ
Богиню,
особенно почитаемую в Бубастисе, рано
начали сопоставлять с богинями-львицами
Тефнут и Сахмет. Начиная с Древнего
царства Баст изображалась с головой
львицы. Из надписи Рамзеса IV мы узнаем,
что во время праздника Баст было
запрещено охотиться на львов. Богиня
считается матерью "дикого"
львиного бога Миюзиса, который имел
прозвище "Господин резня (бойня)".
Во времена Среднего царства в
качестве священного животного Баст
выступает кошка; начиная с Нового
царства она сама изображается с
кошачьей головой. Богиня наделяется
всегда дружественными чертами; она
имеет отношение к луне и в мифе
становится глазом Луны. "Яростные"
качества раннего периода передаются
богине Сахмет, которая тем самым
становится отрицательной,
разрушительной половиной Баст.
БЕГЕМОТ
Уже в Древнем царстве в Нижнем
Египте проводился праздник бегемота,
на котором царь убивал белого
бегемота. При этом царя считали Гором,
который убивает
Сета в облике животного. Конечно,
следует указать на изображенные в
настенных росписях Нового царства
сцены охоты на бегемотов (например, в
гробнице Тутанхамона). В храме Эдфу
многие картины показывают, как Гор
копьем колет "презренных в образе
бегемотов". Амбивалентность всех
истинных символов позволяет
представить бегемота в хорошем свете.
В Новом царстве деревянным рамам
постелей для умерших придавали форму
бегемота; здесь толстокожее животное
имело апотрофическое значение. Сверх
этого бегемот считался символом
женской плодовитости и проявлялся в
образе защищающего демона Тоэрис.
Наконец, нужно упомянуть прекрасные
фигурки бегемотов из синего фаянса из
гробниц Среднего царства.
БЕДРО
Подносимое в качестве
жертвоприношения бедро быка служило
знаком-картинкой для обозначения
человеческой руки и было символом
силы. Что "бедро" было уже в
ранние времена знаком, заряженным
силой, свидетельствуют имя и знак
второго нома южной дельты,
обозначаемые этим понятием. Об одном
месте в потустороннем мире говорится:
"Семь локтей длины бедра духовной
сущности, которую здесь видят".
Наряду с голенью бедро также является
мифическим органом для родов, так, о
Хепри говорится: "Он происходит из
бедра своей матери». Имеются
изображения, на которых бог в образе
жука ползет по бедру своей матери Нут (т.е.
по небу), чтобы затем двигать перед
собой солнечный диск.
БЕЛЫЙ ЦВЕТ
В своей чистоте белый цвет стал
выражением полноты неземной власти,
обозначением освященных вещей, как «белые
стены» (т.е. Мемфис), "белая капелла",
"белая мазь". Говорится о белых
сандалиях, использующихся в культовых
отправлениях. Белый цвет был цветом
чистоты и святости. Белый коршун,
символическое животное
верхнеегииетской богини-защитницы
Нехбет, парит над головой фараона.
Белый цвет стал цветом герба Верхнего
Египта, корона которого обозначалась
как "белая", хотя она, собственно,
состояла из зеленого тростника.
Характерно, что египтянин называл
центр глаза, а именно зрачок, "белым",
хотя эта деталь как раз не кажется
белой. Белый цвет считался цветом
радости; так, веселый характер
человека мог характеризоваться
словом "белый".
БЕС
Уродливый Бес со своим карикатурным
лицом считается духом защиты,
отклоняющим зло. Строго говоря, под
его именем следует понимать множество
карликовых демонов, все с уродливыми
ногами и в большинстве случаев с
дурашливым добродушным старческим
лицом, часто с высунутым языком. Первоначально
эти существа носили на спине львиную
шкуру, от которой позже остались
только уши зверя и хвост. Со времени
Нового царства Бес часто носит шкуру
пантеры, точнее, на груди голову и лапы.
Во время 18-й династии были популярны
изображения крылатого Беса.
Важнейшими атрибутами являются бант
са (символ зашиты), нож как средство
обороны и музыкальный инструмент,
звук которого отпугивал злых духов.
Особым видом Беса является Ага, т.е.
борец; своими руками он душит двух
змей или хватает газель,
предназначенную для Сета. Бес должен
отклонять злые силы; его образ
прикреплялся к шлемам и постелям, к
зеркалам и коробочкам для румян (мази
и румяна служили не только заботе о
красоте, но также защитой от злого
взгляда) и особенно к маммизам,
боковым зданиям храмов позднего
периода, в которых ежегодно
праздновалось таинство рождения
божественного сына (как, например, "родильный
дом" в Дендере).
БЛАГОУХАНИЕ
К особенностям богов относится "приятный
запах". Божественное благоухание - с
описанным "ароматом пунт" -
показывает царям приход небесного.
Приятный аромат указывал царице на то,
что Амон приближается к ее ложу. Как
божественное свойство благоухание
должно было нести в себе силу
непреодолимой жизни, тем самым
применение духов и мазей играло роль в
культе сверх их косметического
назначения. В древнем тексте
говорится: "Мои духи - это духи Гора,
мой аромат - это аромат Гора". В
переднем помещении гробницы
Тутанхамона находилось много
закрытых сосудов; когда в 1922 году их
обнаружили и открыли, то оказалось,
что они полны благовониями.
БУКРАНИИ
В доисторическое время царил обычай
украшать посвященные богам строения и
алтари черепами крупных рогатых
животных (или антилоп). Эти букрании
должны были быть средством защиты от
злых сил. В исторические времена черен
жертвенного животного используют для
этого в единичных случаях, здесь можно
привести пример установки на шестах
голов крупного рогатого скота у входа
в гробницу Рамзеса III. Культовый
символ Хатор "Бата с двумя лицами"
имел первоначально вместо
человеческих голов две воловьих
головы; колонна Хатор позволяет
говорить о ней как о фетише.
БУЛАВА
Царский атрибут булава (с круглой
головой) считается местонахождением
сверхъестественной силы ее носителя.
Бог царей Гор - "хозяин булавы, чтобы
ею сразить врага". Символ силы,
булава бога хранилась в святилище.
Булава и лук составляют атрибуты бога
Упуаута. Булава была также метафорой
для "жестокого глаза Гора".
Булавой царь убивает своего врага, как
всегда это изображается на пилонах
храмов. Согласно одной надписи,
Аменхотеп II должен был убить булавой
семь князей, восставших против бога
Амона. Так как булава долгое время
изготовлялась из светлого известняка,
ее изображение служило идеограммой
для белого цвета.
БЫК
Торжествующий
победу царь
в образе быка
Уже в древние времена быку
приписывали особую связь с небом. "Тексты
Пирамид" (470) сообщают о
четырехрогом быке как страже над
небесными путями. Луна и солнце имели
название "бык неба". Бык считался
символом силы и плодовитости.
Ифифаллические боги Мин и Амон
назывались Камутефами, т.е. "быками
своей матери". Цари Нового царства
носили часто эпитет "сильный бык",
в то время как в древние времена
властители на самом деле изображались
в виде быка; на пудренице из Нармера
царь своими рогами ломает стены
города и бросает своими копытами
защитников города на землю.
Символическое значение быка находило
свое выражение в распространенных по
стране культах быка. Три
нижнеегипетских нома имели своим
знаком быка. Священный бык Мневис
считался посредником бога Амона, Апис
- "прекрасной душой" бога Пта. В
Бухисе, почитаемом в Гермонтисе,
видели «живой образ Монта"; его
место погребения было определено
Нектанобисом II.
|