Содержание


     При нервом знакомстве с едва обозримым изобилием символов можно подумать, что символическое изображение произвольно и несет в себе индивидуальные различия. Стоит возразить, что возникновение символов не связано ни с временем, ни с местом и что оно большей частью независимо от законов, устанавливаемых народными традициями или религией. Психология установила, что символы выступают не только как видимые людям вещи, но находятся в глубине их собственной души, в подсознании. Швейцарский психолог Карл Густав Юнг назвал эти первичные образы, которые в настоящее время могут являться отдельным людям во сне или при сумеречном состоянии сознания, архетипами. Архетип может проявиться в сознании в форме символов и мифа. Так, символы кошки и львицы относятся к архетипу "Великой Матери", родительницы и пожирательницы детей, богини земли, из которой выходит все живое и в которую возвращается обратно все живое. Так как первообразы покоятся в душе всех людей, они могут выступать на поверхность сознания у всех народов и во все времена. Известные архетипы из других религий, Magna Mater, бога земли, живой воды, священного ларя или пути в другой мир, находятся также в архетипическом мире представлений и образов.
  
Богиня-змея Уто и
богиня-коршун Нехбет
над гербовыми
цветами своих стран

     Архетип бога на земле находил свое видимое выражение в царской символике. Согласно мифическому преданию, в древние времена страной Нила правили отдельные боги. Особое значение приписывалось Озирису, сыну бога Земли Геба и богини Неба Нут. "Как только он достиг трона, так тотчас он освободил египтян от жизни, полной лишений, и от диких зверей. Он показал им плоды земли, дал им законы и научил их почитать богов" (Георгес Позенер). После смерти Озириса власть над египтянами перешла к его сыну Гору. Вся египетская царская символика строится на двух понятиях: что Озирис - это, в определенных обстоятельствах, умерший бог-царь, а Гор - царь "живущих па троне". Таким образом, простому верующему власть каждого царя должна была казаться властью бога: царь был его подданным, видимым воплощением бога Гора. Как потомок Озириса, который когда-то правил смертными, царь сам станет после своей жизни Озирисом. С пятой династии царь дополнительно назывался сыном бога Солнца Ра или "живым образом отца на Земле". В храме Аменхотепа III в Луксоре показано, как бог Солнца -на этот раз Амон - принимает образ правящего царя и сочетается с царицей; так обеспечивалась преемственность следующих правителей. Последний слабый отзвук этого архетипа находим мы в божественном почитании западных монархов.
     Так как египетский царь был центральной фигурой не только в политической истории, но также и в религиозной жизни, мы хотим еще немного остановиться на нем и на окружающей его символике. Это превосходное дополнение к введению в многослойный мир символов. С каждым новым царем начиналась новая эра, каждое восшествие на трон было повторением трех мифически-исторических событий: введение Озирисом благоденствия и порядка, победа Гора над своим врагом, который хотел взять власть над Египтом и, наконец, объединение Верхнего и Нижнего Египта. В качестве символов-животных обеих стран были приняты коршун верхнеегииетского города Элькаб и змея из Буто в дельте Пила. На роскошном саркофаге Тутанхамона мы видим на лбу умершего в раннем возрасте властителя коршуна и королевскую змею как символы обеих стран. Коршун считался священной птицей богини Нехбет и символизировал белую корону Верхнего Египта, змея указывала на ее госпожу Уто и была символом красной нижнеегипетской короны. Здесь, таким образом, выражается в обоих гербовых животных, в коронах и в двух богинях дуалистическое представление древних египтян о том, что воспринимаемый разумом мир возник путем разделения первоначального единого целого.
     В то время как в греческой мифологии имелись многочисленные примеры перехода из сферы богов в сферу смертных, в египетской религии оба мира были строго разделены. Есть только одно связующее звено, и это звено - царь. Мы до сих пор сознательно избегали понятия "фараон". В Древнем и Среднем царствах "пир-о" означало царский дворец ("большой дом"). С 18-й династии этим словом стали обозначать царскую персону, а с 22-й династии оно служило титулом перед именем царя. Ритуальные действия при восхождении на трон были полны символики. Вначале кандидат на трои очищался водой жизни, "чтобы он был юн, как Ра", который также очищается, прежде чем начинает свой путь но небу. Накануне коронации сооружался так называемый джед, вид колонны - возможно, как ритуал плодородия. Само коронование исполнялось, согласно изображениям на сохранившихся барельефах, - богами. После коронации царь посылал в направлении каждой из сторон света стрелу, тем самым он символически захватывал власть над миром.
     Царь - это гарант как земного, так и космического порядка. Как и боги, он является носителем жизни, символ которой, крест с рукояткой, он держит в руках. Он несет на своей диадеме или на короне золотую налобную змею (урея), символ огненного глаза Солнца, который уничтожает всех врагов света. После длительного времени правления, обычно в течение тридцати лет после своего восшествия на трон, властитель нуждается в обновляющем притоке божественных сил. Этой цели служит празднование юбилея (Хеб-сед). "Накануне показывают статую царя, которая должна быть погребена, причем это действие нужно было правильно истолковывать. Статуя служила, вероятно, для того, чтобы в этих сценах древних юбилейных празднеств представить символически останки умершего ритуальной смертью царя" (Вольфганг Хельк). Ритуальное умерщвление царя проводилось также и у других народов стран Нила, например, в области культуры Мерое, где жрецы до времен Птолемеев определяли время жертвенной смерти. Когда мы обозначаем ритуальную смерть царя как жертвенную смерть, мы полностью осознаем значение этого слова. Народ, который приносит в жертву свое высшее благо, надеется тем самым получить новую жизненную силу. Как из убитого Озириса приходит новая жизнь, так и царь через свою смерть должен обеспечить дальнейшее существование своего народа. В юбилейном празднестве доисторический обычаи убийства царя был превращен в продолжение его жизни. Основанием для того, чтобы юбилей восхождения на трон отмечался именно через тридцать лет, служило время обращения Сатурна вокруг Солнца. В древности в Южной Индии имело место ритуальное умерщвление царя, когда проходило двенадцать лет его правления; здесь определяющим было время обращения планеты Юпитер. То, что положение небесных тел стало основанием для ритуальной смерти, но Фробениусу, свидетельствует о низком культурном уровне народов. В Кордофане гасили все огни до возведения на трон нового царя. Со смертью властителя гибнут право и порядок (символизируемые пламенем). При таком рассуждении церемония "зажигания огня" в египетский праздник Хеб-сед получает особое значение: царь сам раздувает новый огонь и гарантирует тем самым свет и жизнь.


Стр. 3 из 3 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz