Содержание


     Магическая картина мира нашла в стране Нила первое художественное отражение в геометрической орнаментике раннего периода каменного века. Рисунки елочкой из нижнеегипетского места раскопок Меримде или заполненные белой пастой процарапанные линии на черных сосудах верхнеегипетской культуры Таса появляются не только "из-за условий, связанных с материалом и техникой изготовления, но и благодаря человеческой потребности в игре и подражании". Геометрический орнамент додинастической эпохи является скорее "символом и поднимает тему, которую он несет в себе, в более высокую сферу" (Вальтер Вольт).
     В целом египетская культура имеет религиозное происхождение. Астрономия возникла из потребности сохранять необходимое для ритуалов чередование событий (восход Сойдет, Собачьей звезды - египетское название Сириуса; фазы Луны). Старейшие картографические представления основаны на "Географии потустороннего мира", карты на днищах гробов должны были помочь сориентироваться на пути в другой мир. Врачи большей частью принадлежали к сословию жрецов. Для гигиены и предупреждения болезней существовали правила в форме религиозных заповедей. Управление государством было установлено властью бога; служить фараону означало служить богу. Судебные чиновники носили титул "Старший Жрец". Закон устанавливался самим богом-творцом, а исполнялся фараоном. И наконец, изобразительные искусства нужно также понимать исходя всецело из религиозных корней. Египетское искусство в значительно меньшей степени служило эстетическому удовлетворению, нежели многочисленным культовым и магическим целям. Строго говоря, нельзя говорить об искусстве того времени в западноевропейском смысле. Статуи времен пирамид или картины фиванских погребений должны были пониматься не как отображение реальной действительности, не как отражение ее, а как символы.
     Характерной чертой египетского изобразительного искусства является отношение к отображению времени и пространства. Перспективы и теней нет и в помине. Любопытно, что греки Платон и Аристотель называют египетский знаковый способ соответствующим действительности и осуждают перспективу как обманчивую. Задача искусства - победить смерть, поэтому влияние времени на жизненный путь показывается очень редко. Движение и действие должны показывать не отдельный процесс, а выражать символически деятельность как таковую. Египетское искусство стремится вырвать вещи из потока времени и перевести их в нескончаемую форму бытия (отрицая понятие вечности в западном смысле). Поэтому египетское искусство никогда не является личностным в обычном представлении, а всегда выступает отстраненным.
Высший жрец бога-творца Пта имел титул "Старейшина художников". Иероглифы, нацарапанные на глине и камне или нарисованные на дереве, служили для одухотворения художественного произведения; ручная работа ремесленника посредством священных знаков получала ритуальное посвящение.
     Драгоценный камень и цветок лотоса, лягушка и цапля, лодка и пирамида волновали душу египтянина, смотрящего на их внешнюю форму, поскольку он через их вид ощущал встречу с бесконечностью. Однако изобилие символических мотивов затрудняло восприятие египетской религии и искусства. Так как все истинные символы должны указывать людям с ограниченным восприятием бытия на цель бытия, все символические представления разбивались на несколько типических групп символов. Вся символика кристаллизовалась вокруг полюсов бытия: вокруг возникновения и исчезновения, вокруг света и тьмы, вокруг добра и зла. Подлинный символ указывает всегда на Здесь и Теперь; он указывает путь в "другой" мир. Все низшее указывает символически на нечто высшее, каждый фрагмент - на целое, и все преходящее в конечном счете является только рассказом о вечном.
     Часть может указывать на целое (pars pro toto), но она никогда не может его заменить. Также и символ всегда меньше того, на что он должен указывать. Символы не должны объяснять рациональным образом скрытую связность мира, а прямо указывать на иррациональность. Знание об устройстве космоса принадлежит тем, кто охраняет тайны от профанов. Так устанавливается в Древнем царстве часто встречающийся титул "Хранитель тайн". Символ должен указывать на нечто высшее, он как бы заключает его в себе; но у него есть одновременно скрытая от непосвященных функция. Знание о смысле символа не всем доступно. Представим в качестве примера "хранителя тайн царского гардероба": он не только один из немногих, которые знают, как и при каких обстоятельствах должны быть надеты различные части царского облачения, но он знает о роли, закрепленной за каждой отдельной частью одежды и украшения в мифе, да и само одевание является символическим действием (Рудольф Антее).
     Символ многозначен, что не позволяет часто объяснить полностью его происхождение и назначение. Иногда кажется, что символ сам себе противоречит. Да, есть символы, которые обозначают оба полюса бытия - жизнь и смерть, добро и зло. Эту амбивалентность мы часто встречаем в стране Пила. Не только многочисленные символы, но иногда и носители символа характеризуются двойственно. Так, Озирис считается богом подземного мира и богом мертвых, но одновременно и господином неба; он был заходящим вечерним солнцем и восходящим утренним солнцем; он мог быть убитым своим братом Сетом и был-таки бессмертным.
     Особенно поразителен амбивалентный характер у некоторых божеств женского рода. Богиня Баст может выступать как ласковая кошка, которую женщины чествуют танцами и музыкой; ее жрецами были врачи. Но та же богиня под именем Сахмет могла появиться в образе львицы как свирепая пожирательница, как кровавая воительница. 

Стр. 2 из 3 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz