|
|
Магическая
картина мира нашла в стране Нила
первое художественное отражение в
геометрической орнаментике раннего
периода каменного века. Рисунки
елочкой из нижнеегипетского места
раскопок Меримде или заполненные
белой пастой процарапанные линии на
черных сосудах верхнеегипетской
культуры Таса появляются не только
"из-за условий, связанных с
материалом и техникой изготовления,
но и благодаря человеческой потребности в
игре и подражании". Геометрический
орнамент додинастической эпохи
является скорее "символом и поднимает
тему, которую он несет в себе, в более
высокую сферу" (Вальтер Вольт).
В целом египетская культура имеет
религиозное происхождение. Астрономия возникла из потребности
сохранять необходимое для ритуалов чередование событий (восход Сойдет,
Собачьей звезды - египетское название Сириуса; фазы Луны). Старейшие
картографические представления
основаны на "Географии
потустороннего мира", карты на днищах
гробов должны были помочь
сориентироваться на пути в другой мир.
Врачи большей частью принадлежали к
сословию жрецов. Для гигиены и
предупреждения болезней существовали
правила в форме религиозных заповедей.
Управление государством было
установлено властью бога; служить
фараону означало служить богу.
Судебные чиновники носили титул "Старший
Жрец". Закон устанавливался самим
богом-творцом, а исполнялся фараоном.
И наконец, изобразительные искусства
нужно также понимать исходя всецело
из религиозных корней. Египетское
искусство в значительно меньшей
степени служило эстетическому
удовлетворению, нежели
многочисленным культовым и
магическим целям. Строго говоря,
нельзя говорить об искусстве того
времени в западноевропейском смысле.
Статуи времен пирамид или картины фиванских
погребений должны были
пониматься не как отображение
реальной действительности, не как
отражение ее, а как символы.
Характерной чертой египетского
изобразительного искусства является отношение к отображению времени и
пространства. Перспективы и теней нет и в помине. Любопытно, что греки Платон
и Аристотель называют египетский знаковый способ соответствующим
действительности и осуждают
перспективу как обманчивую. Задача
искусства - победить смерть, поэтому
влияние времени на жизненный путь
показывается очень редко. Движение и
действие должны показывать не отдельный процесс, а выражать
символически деятельность как таковую. Египетское искусство
стремится вырвать вещи из потока
времени и перевести их в нескончаемую
форму бытия (отрицая понятие вечности
в западном смысле). Поэтому египетское
искусство никогда не является личностным в обычном представлении, а
всегда выступает отстраненным.
Высший жрец бога-творца Пта имел
титул "Старейшина художников". Иероглифы, нацарапанные на глине и
камне или нарисованные на дереве, служили для одухотворения
художественного произведения; ручная
работа ремесленника посредством
священных знаков получала ритуальное посвящение.
Драгоценный камень и цветок лотоса,
лягушка и цапля, лодка и пирамида волновали душу египтянина, смотрящего
на их внешнюю форму, поскольку он через их вид ощущал встречу с
бесконечностью. Однако изобилие символических мотивов затрудняло
восприятие египетской религии и искусства. Так как все истинные
символы должны указывать людям с ограниченным восприятием бытия на
цель бытия, все символические представления разбивались на
несколько типических групп символов.
Вся символика кристаллизовалась
вокруг полюсов бытия: вокруг
возникновения и исчезновения, вокруг
света и тьмы, вокруг добра и зла.
Подлинный символ указывает всегда на
Здесь и Теперь; он указывает путь в "другой"
мир. Все низшее указывает
символически на нечто высшее, каждый
фрагмент - на целое, и все преходящее
в конечном счете является только
рассказом о вечном.
Часть может указывать на целое (pars pro
toto), но она никогда не может его заменить. Также и символ всегда меньше
того, на что он должен указывать. Символы не должны объяснять
рациональным образом скрытую
связность мира, а прямо указывать на
иррациональность. Знание об
устройстве космоса принадлежит тем,
кто охраняет тайны от профанов. Так
устанавливается в Древнем царстве
часто встречающийся титул "Хранитель
тайн". Символ должен указывать на
нечто высшее, он как бы заключает его в
себе; но у него есть одновременно
скрытая от непосвященных функция.
Знание о смысле символа не всем
доступно. Представим в качестве
примера "хранителя тайн царского
гардероба": он не только один из
немногих, которые знают, как и при каких обстоятельствах должны быть
надеты различные части царского облачения, но он знает о роли,
закрепленной за каждой отдельной
частью одежды и украшения в мифе, да и
само одевание является символическим действием (Рудольф Антее).
Символ многозначен, что не позволяет
часто объяснить полностью его происхождение и назначение. Иногда
кажется, что символ сам себе противоречит. Да, есть символы,
которые обозначают оба полюса бытия - жизнь и смерть, добро и зло. Эту
амбивалентность мы часто встречаем в
стране Пила. Не только многочисленные
символы, но иногда и носители символа характеризуются двойственно. Так,
Озирис считается богом подземного
мира и богом мертвых, но одновременно
и господином неба; он был заходящим вечерним солнцем и восходящим
утренним солнцем; он мог быть убитым своим братом Сетом и был-таки
бессмертным.
Особенно поразителен амбивалентный
характер у некоторых божеств женского
рода. Богиня Баст может выступать как
ласковая кошка, которую женщины
чествуют танцами и музыкой; ее жрецами
были врачи. Но та же богиня под именем
Сахмет могла появиться в образе
львицы как свирепая пожирательница,
как кровавая воительница.
|
|
|