Эдфу и Хор Бехдетский
дфу
(араб., др.-егип. Джеба, или Бехдет; греч.
"Аполлонос полис мегалэ") - город
в Верхнем Египте, на западном берегу
Нила, между Гебель Сильсилой и Фивами.
Здесь, в Эдфу, расположен храм Хора
Бехдетского - жемчужина египетской
архитектуры греко-римского времени.
Он был раскопан О. Мариеттом. Слово "раскопан"
употреблено нами не случайно: храм был
покрыт разного рода отложениями.
Эдфуский храм не живописные руины, а
чудом сохранившийся до нашего времени
храм древности, которого как будто не
коснулись пролетевшие над ним 20 веков.
Посещение храма оставляет
незабываемое впечатление. С верхней
платформы его пилона, куда ведут две
лестницы по 242 ступени с 14 площадками,
открывается чарующий, напоенный
невозмутимым спокойствием пейзаж:
величественные воды Нила, роскошество
пальм и акаций, окружающие деревушки,
изумрудная зелень полей, на горизонте
на фоне вечно голубого египетского
неба темнеет гряда скал Аравийской
пустыни.
Храм Хора Бехдетского воздвигнут на
месте более древнего храма.
Многочисленные тексты, покрывающие
его стены, повествуют о строительстве
храма, которое началось при Птолемее
III Эвергете в 237 г. до н.э. и было
полностью закончено при Птолемее XIII
Неосе Дионисии в 47 г. до н.э. Храм был
открыт в правление Птолемея Х
Александра (107-88 гг. до н.э.). Таким
образом, эдфуский храм - памятник
египетской архитектуры времен
Лагидов. Естественно, что и тексты
религиозного и мифологического
содержания, начертанные на его стенах,
созвучны эпохе.
В тотемистическую эпоху население
ряда номов уже обожествляло сокола.
Это вполне понятно и естественно:
тотем какого-то коллектива не
избирается этим коллективом
сознательно, с особой мыслью иметь
тотем, отличающийся от тотема
соседнего коллектива. Представление о
тотеме и преклонение перед животным
или растением, воплощающим этот тотем,
возникает стихийно, бессознательно.
Материализацией тотема является то
животное или растение, которое
наиболее распространено в данной
местности и особенно импонирует людям.
В Египте такими животными были корова,
крокодил,. кобра, лев, сокол. Именно эти
представители животного мира
являлись тотемами и местными
божествами в ряде номов страны.
Объединяло все эти божества имя Хор (Нг),
что значит "горный", "небесный"
(от слова "hrt" - "небо").
Напомним, что и имя богини Хатхор (Ht - hr)
означает "дом горного", "дом
небесного". Имя Хор, естественно,
более всего подходило соколиному богу.
Итак, Хоров (богов) было много. В
результате теологической
деятельности некоторые из них
расщепились к тому же на ипостаси.
Дифференциация богов Хоров
отразилась например, в мифе об Осирисе
(в передаче Плутарха). Здесь два Хора:
Хор - брат Сетха и Хор - сын Осириса. Хор,
брат Сетха, назывался Хором-старшим (Харур,
греч. Хароерис) в отличие от Хора, сына
Исиды (греч. Харсиес). В мифе о вражде
между Хором и Сетхом в текстах храма
Эдфу "различаются по меньшей мере
три Хора: Хор Бехдетский, Хор, сын
Исиды, и Хор-старший". Существовали
также боги: Хор-мерти (Хор-глаза),
локальный бог города в восточной
Дельте (на месте либо современного
Тель-Небеша, в 14 км к югу от Таниса,
либо современного Ком-эль-Хисна, в 4 км
к западу от современной Танты); Хор-безглазый,
которого отождествляли с богом
вечернего солнца Атумом, местный бог
Летополиса (греческое название города
в восточной Дельте,. др.-егип. Хем,
позже Сехем, современный Аусим); Хор
обоих горизонтов (Харахти), бог света в
Гелиополе, и т. д. Но особо выдающейся,
общеегипетской ипостасью Хора в
исторические времена был уже
упомянутый Хор, сын Исиды, или Хор-дитя
(греч. Харпократ), изображавшийся
иконографически младенцем. Согласно
мифам, этот Хор, возмужав, изничтожил
Сетха и завладел престолом Египта,
став божественным прообразом всех
фараонов, ритуально ему
уподоблявшихся. Следует иметь в виду,
что египтяне нередко смешивали разных
Хоров, отчего возникла мифологическая
путаница.
Имя Хор было обязательным
компонентом официальной пятичленной
титулатуры любого фараона. Вместе с
тем следует подчеркнуть, что нередко в
написании слов "бог" и "божье"
использовались иероглифы,
изображавшие соответственно сокола и
кобру. Таким образом, понятия "бог",
"царь" и "Хор" были теснейшим
образом связаны с соколом.
Одним из Хоров, причем очень важным,
был Хор Бехдетский, в честь которого и
воздвигнут храм в Эдфу. В текстах
храма Хор Бехдетский выделяется среди
других Хоров, но и здесь он
смешивается иногда с Хором, сыном
Исиды.
В египтологической литературе
возникла интересная полемика о
происхождении Хора Бехдетского. Суть
вопроса сводится к следующему.
Древнеегипетский Джеба (т. е. Эдфу)
имел второе название: Бехдет, которое
упоминается в текстах начиная со
времени Среднего царства, тогда как
Джеба уже известен по текстам эпохи
Древнего царства. В текстах храма Эдфу
Хор в ряде случаев назван Хором
Бехдетским. Поэтому долгое время
считалось, что Хор Бехдетский -
местный эдфуский бог. Однако позднее
было установлено, что и в Дельте
существовал город, также
именовавшийся Бехдет, в котором тоже
поклонялись Хору. Бехдет в Дельте в
более позднее время стал называться
Самбехдет, в настоящее время это Тель-эль-Баламун
(менее чем в 5 км. к западу от
Дамиеттского рукава Нила и в 20 км к югу
от берега Средиземного моря). Таким
образом, Хор Бехдетский "родом"
из северо-восточной Дельты. Его культ
по неясным причинам был занесен в Эдфу
еще во времена Древнего царства и
настолько сросся с Эдфу и с Верхним
Египтом, что Хор Бехдетский стал
типично верхнеегипетским божеством.
Миф о Хоре Бехдетском, запечатленный
на стенах эдфуского храма,
представляет собой религиозную драму,
содержание которой сводится к
следующему. Хор Бехдетский в виде
Крылатого Диска (солнца) сопровождает
в Нубии великого бога-царя Ра-Харахти,
возглавляющего бесчисленное войско.
Хор Бехдетский узрел врагов бога, а Ра-Харахти
разрешает ему уничтожить их. Враги
превращаются в крокодилов и
гиппопотамов, пытающихся напасть на
Ра-Харахти, но Хор Бехдетский
преследует и громит их. Уничтожается
предводитель врагов, бог Сетх. Хор, сын
Исиды, присоединяется к Хору
Бехдетскому, и они вместе преследуют
бегущих врагов вплоть до самого моря.
Таким образом, победа Ра-Харахти -
это в основном победа обоих Хоров -
Хора Бехдетского и Хора, сына Исиды.
Хор Бехдетский выступает в мифе как
солнечное божество. Вторая часть мифа
- мистерия, совершающаяся в храме.
Причем главное действующее лицо
названо здесь Хором Бехдетским, образ
которого сливается с Хором, сыном
Исиды. В диалогах участвуют фараон и
Исида, мать Хора, бог Тот, жрец-чтец и
др. Обе части мифа иллюстрируются
рельефами. Мистерия разыгрывалась в
храме ежегодно, на двадцать первый
день второго месяца сезона зимы, 21
мехира, т. е. в первой половине января.
Религиозная драма, представленная
эдфускими текстами, по объему и
литературным достоинствам
превосходит все, что было известно до
сих пор в Египте в этом жанре. Впервые
текст был полностью переведен и
прокомментирован английскими
египтологами А. Блэкманом и X. Фэрманом,
русский перевод дан М. Э. Матье.
Как первая, так и вторая часть мифа
говорят о борьбе Хора Бехдетского с
Сетхом и о победе первого над вторым -
Следует отметить, что египтологи
интерпретировали миф по-разному.
Английский египтолог Ньюберри хотел
видеть в эдфуском мифе о Хоре
Бехдетском мифологизацию
исторических событий времен первых
двух династий, когда, несмотря на
происшедшее объединение, Верхний и
Нижний Египет временами вступали в
ожесточенные, кровавые конфликты.
Одним из аргументов, якобы
подтверждающих его гипотезу, Ньюберри
считал наличие датировки в самом
начале первой части мифа о Хоре
Бехдетском. Там действительно сказано:
"Год 363 царя Верхнего и Нижнего
Египта Ра-Ха-рахти..." Но датировка в
мифе отнюдь не проявление историзма.
Вспомним Туринский папирус со списком
фараонов-богов, царствовавших на
земле до людей. В одном из фрагментов
упоминается Ра, правда без хронологии
царствования. А вот богу Тоту отведено
7726 лет царствования на земле.
С аналогичным явлением мы
сталкиваемся и в мифе о Хоре: 363 года
царствования естественны для
бессмертного бога-царя. Не только
Ньюберри, но и другие ученые, такие,
как К. Зете, X. Холл, проявляли
склонность к подобному историческому
евгемеризму, полагая, что за эпизодами
мифологической борьбы между Хором
Бехдетским и Сетхом скрываются
реминисценции каких-то отдаленных или
более близких исторических событий.
Гриффис даже допускает, что в эдфуском
мифе может быть отражено изгнание
гиксосов. Конечно, всегда возможно
привести какие-либо аргументы в
пользу той или иной гипотезы,
предлагающей «историческое»
объяснение мифа о Хоре Бехдетском. Но
гипотезы такие вряд ли приемлемы.
Обратимся к фактам.
Во-первых, в мифе о Хоре Бехдетском
нет ни единого упоминания о каком-либо
историческом событии или намека на
это. Сюжет - чисто мифологический. Во-вторых,
миф о Хоре Бехдетском не просто миф
сам по себе, он теснейшим образом
связан с другими мифами, и прежде
всего с мифами о верховном боге Ра (или
Ра-Харахти). Как уже отмечалось в главе
о Ра и его эннеаде, важным моментом в
мифах о Ра является борьба этого бога
и окружающих его богов с врагами Ра,
олицетворяющими тьму и зло. Вместе с
тем миф о Хоре Бехдетском связан с
мифом об Осирисе и Исиде, чей сын Хор
бок о бок с Хором Бехдетским сражается
с врагами Ра (или Ра-Харахти),
возглавляемыми Сетхом. В этом мифе
борьба с врагами Ра также является
очень важным, если не самым важным,
моментом. Таким образом, борьба с
врагами Ра - это общий сюжет цикла
мифов о Ра и мифа о Хоре Бехдетском.
Если же учесть, что сам Хор Бехдетский
- одна из форм бога солнца и вместе с
тем сливается с Хором, сыном Исиды,
уничтожающим Сетха, то окажется, что
сюжет мифов о Ра, о Хоре Бехдетском и о
Хоре, сыне Исиды, по сути дела, общий:
боги света и добра (Ра, Ра-Харахти, Хор
Бехдетский, Хор, сын Исиды, и другие,
близкие им боги) сражаются против сил
тьмы и зла (дракона Апопи, а затем
Сетха и его союзников). Иными словами,
генеральная для египетской мифологии
тема борьбы добра со злом и света с
тьмой воплощается в разных
мифологических образах.
И наконец, в мифе о Хоре Бехдетском,
как и в прочих мифах, отражены
вневременные, абсолютные
представления египтян: боги света и
добра - это боги-цари, правящие Египтом
(Ра, Ра-Харахти, Хор); Хор, в частности,
является родоначальником всех
египетских фараонов. Боги и их
преемники фараоны - это блюстители
божественного и вселенского порядка,
их враги - это мятежники, выступающие
против власти богов и фараонов.
Итак, миф о Хоре Бехдетском, как
теологическое и мифологическое
построение эдфуского жречества,
находит объяснение, с одной стороны, в
мифах о Ра, с другой - в мифе об Осирисе
и Исиде. Правда, мифологический
сценарий несколько изменился: из
спутника и защитника солнечного бога
бог Сетх превратился в предводителя
его врагов, но суть мифа осталась
прежней: извечная борьба света и добра
со злом, пронизывающая и заупокойные
тексты. Сначала эта борьба мыслилась
как столкновение двух
противоположных, взаимоисключающих
физических начал; света и тепла с
тьмой и холодом, но постепенно она
была перенесена в духовно-нравственную
сферу, став борьбой добра и зла -
нравственный принцип начал
прокладывать себе путь в гуще
ритуально-магических воззрений.
Мнение ряда ученых о том, что в мифе о
Хоре Бехдетском Сетх воплощает
конкретное зло, олицетворяя всякого
рода внешних врагов Египта,
покушающихся на его независимость,
текстуально доказано быть не может, но
тем не менее такая точка зрения вполне
правомерна: в греко-римские времена
Сетх рассматривался как дьявол или
сатана, покровитель всего чужеземного
и враг египетских богов.
В заключение следует еще раз
подчеркнуть, что Хор Бехдетский -
солнечное божество - Крылатый Диск (солнца).
В поздние времена его изображение
стало всеобщей эмблемой
божественности и высшей святости, оно
имеется при входе во все египетские
храмы. Однако Крылатый Диск - это не
позднее изобретение египетской
мифологии и искусства, оно
встречается уже во времена V династии
со следующими сопроводительными
словами: "Благой бог, владыка Обеих
Земель". Как известно, это обычный
эпитет всякого фараона. Таким образом,
Крылатый Диск - это и божество солнца,
Хор Бехдетский, и обобщенный прообраз
фараона.
В более древние времена I династии,
на гребешке фараона Джета крылатым
изображено не солнце, а небо. Может
быть, это просто фантазия художника,
однако весьма показательная:
представление о небе сближается с
представлением о солнце. К ним,
естественно, примыкает представление
о соколе-Хоре, парящем в поднебесье, а
следовательно, и о фараоне как о
потомке Хора. А. Гардинер разделяет
мнение К. Зете о том, что Крылатый Диск
- нечто вроде священного герба,
символизирующего единый Египет, а
крылья диска - Верхний и Нижний Египет.