Осирис неоднократно упоминается в
"Текстах пирамид". Как уже было
сказано в главе о Гелиополе, "Тексты
пирамид" представляют собой
сборник текстов гетерогенного
характера, возникших к тому же в
разное время, но доминанта в них,
несомненно, гелиопольская: Осирис
входит в гелиопольскую эннеаду,
возглавляемую Ра. Вместе с тем в тех же
текстах (Руr., § 350, 1267) говорится о
враждебности Осириса культу Ра. Таким
образом, налицо две тенденции: первая -
Раи Осирис враждебны, вторая - Осирис -
член гелиопольской эннеады,
возглавляемой Ра. Вторая тенденция
явно более поздняя, ибо она проходит
красной нитью по всем "Текстам
пирамид" и прочно бытует в более
поздние эпохи. К сожалению, нам ничего
не известно о первой, более древней
тенденции и о том, каковы были
представления об Осирисе, но
совершенно ясно, что вторая тенденция,
к которой, несомненно, приложили руку
теологи Гелиополя, преодолела и
подавила вторую. Когда и как это
произошло - неизвестно.
В заупокойных текстах частных лиц
мемфисского некрополя (конец эпохи
Древнего царства) Осирис нередко
назван "владыкой Бусириса". Это,
безусловно, указывает на связь
Осириса как бога умерших с Бусирисом.
Итак, уже во времена Древнего царства
Осирис приобрел эпитет "владыка
Бусириса", разделив судьбу многих
египетских богов, которых почитали
издавна и в Нижнем и в Верхнем Египте.
Решить вопрос, где именно "родина"
Осириса, очень трудно, если вообще
возможно. Но судя по традиционной
иконографии Осириса, бог неизменно
изображается в верхнеегипетской
высокой белой короне, он все же "выходец"
из Верхнего Египта.
Осирис упоминается как в "Текстах
пирамид", так и в надгробиях вельмож
V-VI династий, следовательно, его культ
как божества преисподней начинает
приобретать значение именно в то
время (вернее, происходит письменная
фиксация этого явления). Несомненно,
однако, что возник культ значительно
раньше. В частности, Р. Антее допускает,
что миф об Осирисе сложился
приблизительно на 600 лет раньше, чем
были записаны "Тексты пирамид", -
это уводит нас к рубежу III и IV
тысячелетий до н.э.
В "Текстах пирамид" содержится
и древнейшая известная науке версия
мифа об Осирисе (Руr., § 1008). Здесь нет
его последовательного изложения, но
из многочисленных отрывков он
восстанавливается в следующем виде:
царь Египта Осирис был убит своим
братом Сетхом. Убийство произошло в
местности Недит (или Гехести), близ
Бусириса. Исида вместе с другой
сестрой Осириса, Нефтидой, нашла его
тело. Магическим даром великой
волшебницы Исида временно вернула
жизнь покойному мужу и зачала от него
сына Хора, которого воспитала в
болотах Дельты, в укромном месте. В
Гелиополе под председательством Геба
собрались боги разобрать
преступление Сетха, который отрицал
свою вину. Законным наследником
Осириса на троне Египта боги признали
возмужавшего Хора, сына Осириса. В
мифе имеется вставной эпизод об Оке
Хора: во время битвы между Хором и
Сетхом последний вырвал Око у Хора, но
позже Хор отобрал его у Сетха.
В известном уже "Памятнике [мемфисокой
теологии", о котором шла речь в
главе о Мемфисе и боге Пта, также
содержится версия мифа об Осирисе.
Памятник создан во времена XXV династии
по приказу фараона Шабаки, но, как уже
отмечалось, его текст восходит к
Древнему царству. В этой версии мифа
нет упоминания о насильственной
смерти Осириса. Происходит ссора
между Хором и Сетхом. Геб назначает
Сетха царем Верхнего Египта, а Хора -
царем Нижнего Египта. Но затем Геб
меняет свое решение и отдает во
владение Хору всю страну. Хор таким
образом становится царем всего Египта.
Тонет Осирис, отец Хора. Хор при помощи
Исиды и Нефтиды извлекает тело
утопленника из воды на берег Нила
неподалеку от Мемфиса.
Эта версия мифа, по-видимому, не
получила широкого распространения,
уступив первенство той версии, в
которой Хор, Исида и Нефтида являются
носителями нравственного, а не
ритуального начала: Хор - воплощение
сыновней преданности и мужества,
Исида - самоотверженная жена и мать,
Нефтида - любящая сестра. Именно этот
вариант вошел в мистерии Осириса
времени Среднего царства и был
распространен в более поздние времена.
Как уже говорилось, Осирис начинает
приобретать влияние в египетской
религии в конце эпохи Древнего
царства. До этого времени
гелиопольские представления о
солнечном боге Ра доминировали в
религиозном мышлении египтян. Но уже
во времена Среднего царства Осирис не
только бог загробного мира, но и "властитель
дум". Об этом свидетельствуют
данные о мистериях Осириса в Абидосе,
которыми располагает наука.
Сюжет этих драматических
религиозных представлений составляли
"страсти" Осириса - эпизоды его
жизни, его страдальческая смерть.
Актерами были жрецы. Даже один фараон
XIII династии, по имени Неферхотеп,
принимал как действующее лицо участие
в мистерии Осириса, о чем говорится в
составленной им надписи. Наиболее
раннее упоминание об этих мистериях
содержится в стеле некоего
Ихернефрета, посланного фараоном
Сенусертом III на девятнадцатом году
его царствования (приблизительно 1859 г.
до н.э.) для ревизии абидосского храма
и происходивших там мистерий. "Из
его автобиографии видно, что мистерии
состояли из следующих обрядов. 1) Выход
Вепуата. Идол шакала на шесте
выносился из храма. Он указывал путь
Осирису и был его первым бойцом. 2)
Выезжал сам Осирис на своей барке,
поражая врагов. На корабль нападали
"враги"; верховный жрец и свита
отражали их. 3) Далее следовал
таинственный "великий выход", во
время которого Осирис был убиваем
Сетхом. Следовал плач. 4) Тот перевозил
тело Осириса в барке. 5) Духовенство
приготовляло тело к погребению и
перевозило на барке в местность Пекер,
где его погребали. 6) Совершалась
расправа над "врагами" Осириса на
месте его убиения в местности Недит. 7)
Ликование и перевезение идола
ожившего Осириса в его храм в Абидосе.
- Нередко в абидосских надписях можно
встретить желания покойных видеть "красоты
Вепуата при первом выходе" или "поклониться
Осирису Хентиементиу ("вождю
западных") при его "великом
выходе". Подобные же мистерии
справлялись, конечно, и в Бусирисе, и
вообще во многих храмах, особенно в
поздние времена, когда почти везде, в
Фивах, Дендере, Эдфу и т. п., были
устроены отделения для культа Осириса".
Таким образом, мистерии Осириса
пользовались популярностью и,
несомненно, оказывали идеологическое
воздействие на зрителей.
Но были мистерии и другого типа. "Важнейшим
документом, проливающим яркий свет на
значение религии Осириса-Гора в связи
с культом умершего и живого фараона (этой
проблеме посвящены специальные
разделы книги. - М. К.), является папирус
с текстом коронационных мистерий
Сенусерта I. Наряду с изображениями,
иллюстрирующими все основные моменты
мистерий, папирус содержит текст
речей действующих лиц, подобие
сценических ремарок и перечень
главнейших аксессуаров...
Центральной фигурой мистерий
является молодой фараон, который
выступает в роли Гора и вокруг
которого происходит все действо. В
противоположность Гору, Осирис не
произносит ни звука в течение всех
мистерий, что, наряду с другими
фактами, дает возможность
предположить, что безгласную роль
Осириса выполняет мумия умершего
фараона. Главным моментом мистерий
является коронация молодого фараона -
Гора, заключением же - погребение
Осириса.
Несмотря на то что папирус
датируется XX веком до н.э. (это так
называемый драматический папирус
Рамессеум. - М. К-), записанный на нем
обряд мистерий восходит, несомненно, к
древнейшим временам, на что указывают
анализ и язык текста и самого обряда.
Таким образом, этот папирус
свидетельствует о том, что уже в
глубочайшей древности культ Осириса
был культом умершего царя, равно как
культ Гора - культом царя живого".
Папирус Рамессеум образцово издан и
изучен К. Зете.
Как видно из приведенных фактов,
Осирис в мистериях представляет собой
именно бога-царя, невинно
пострадавшего за людей, но никак не
бога растительности.
Надо обратить внимание и на то, что
"воскрешение" Осириса весьма
условно. Он не возвращается к земной
жизни; на троне Египта его сменяет сын
Хор. Осирис же, "утомленный сердцем"
(wrd ib) в результате гонений и
перенесенных страданий, становится
царем .в потустороннем мире, судьей
умерших. Поэтому называть Осириса "умирающим
и воскресающим" богом более чем
неточно.
Аспект Осириса как бога
растительности проявляется в его
культе и мистериях значительно
позднее, в основном в греко-римское
время. Религиозную практику древних
египтян в поздние, особенно греко-римские,
времена отразил Плутарх в комментарии
об Осирисе как о боге растительности.
Итак, характер мистерий Осириса
меняется, на первый план выступает
растительный аспект бога. Фигура
умершего Осириса сооружается из ила с
предназначенными для прорастания
зернами хлебных злаков, или
деревянные контуры бога заполняются
землей и засеваются (иначе говоря,
изображение мертвого с заложенной в
нем основой для "воскрешения").
Такое изображение Осириса покоилось в
специальном помещении храма. Через
год изображение торжественно
заменялось новым с восклицаниями "Мы
нашли его!", а старое предавалось
погребению. Водружение новой фигуры и
погребение старой были важнейшими
моментами нового типа мистерии. О
внутренней связи культа умершего бога-царя
с растительностью, устанавливаемой на
основании этнографических данных,
преимущественно африканских,
говорилось выше. Неизвестно, однако,
почему сами египтяне осознали и
отразили эту связь лишь в мистериях
позднего типа - не ранее. Мистерии
нового типа приобрели широкую
популярность - они разыгрывались при
широком участии народа.
Очень интересные сведения содержит
стела египтянина Гемнеф-Хор-Бика,
жреца бога Осириса в городе Буто в
Дельте (греко-римское время): в
мистериях Осириса участвовало много
людей, и связаны они были с богом
плодородия Мином. Сведения об участии
египтян в мистериях сообщают Геродот (II,
3, 47-48, 61, 62, 170-171), Плутарх (Об Исиде и
Осирисе, 28, 33, 36, 39), Гелиодор (Эфиопика,
260).
Немалую роль в поздних мистериях
Осириса играли плачи по Осирису Исиды
и Нефтиды. Тексты плачей содержатся в
папирусе Бремнер-Ринд (папирус
Британского музея № 10188) времени
Александра, сына Александра
Македонского, в Берлинском папирусе №
3008 (II в. до н.э.) и в очень позднем
Луврском папирусе "Книги мертвых"
(№ 3079). Тексты плачей различны, но
бросается в глаза их общая
направленность, а также общность
опоэтизированного чувства глубокой
скорби и отчаяния.
Из содержания текстов папирусов
Британского и Берлинского музеев
следует, что это были ритуальные
тексты, исполняемые двумя жрицами, на
плечах у которых были написаны имена
Исиды и Нефтиды.
Ритуальные тексты мистерий Осириса
позднего времени сохранились как. на
стенах храмов, воздвигнутых в греко-римское
время, так и в папирусах. Потому нам
известно, что «произносилось и
совершалось в каждый час дня и ночи у
тела "Благого" (т. е. Осириса. - М. К.},
какие боги охраняли его покой, какие
формулы возглашал херихеб, какие
причитания пели жрицы, какие его
сестры и другие богини - плакальщицы".
Изданием и исследованием этих текстов
наука обязана X. Юнкеру.
Как уже было отмечено выше, характер
мистерий Осириса менялся со времен
Среднего царства до греко-римского
времени включительно, но основное
содержание их осталось прежним:
неутешная скорбь по невинно
пострадавшему богу,
облагодетельствовавшему
человечество и павшему жертвой
зависти своего брата Сетха. Вместе с
тем это было выражением надежды на
светлое будущее, неуклонной веры в то,
что "благой" Осирис, великий бог,
царь преисподней, верховный судья,
обеспечит вечную жизнь и блаженство
любому смертному, не исключая
угнетенных и эксплуатируемых.
Мистерии Осириса разыгрывались в
последнюю декаду последнего месяца
сезона разлива (месяц хойак - по
фиванскому календарю).
Вопрос о причинах (социально-экономических
и исторических) превращения Осириса
из локального бога преисподней в
Абидосе и некоторых других местах во
всеегипетское божество вселенского
значения будет рассмотрен в разделе о
представлении египтян о загробной
жизни.
"Возвышение" Осириса
отразилось и на Исиде. Эта богиня была
"родом", кажется, из местности,
которую египтяне называли Пер-Хеби,
греки и римляне - соответственно
Исайон и Исеум. В настоящее время это
Бехбет-эль-Хаггар, расположенный на
западном берегу Дамиеттского рукава
Нила, в восточной части Дельты,
недалеко от Мансура. Здесь остались
руины храма богини Исиды, который
начал строиться еще до Лагидов и был
завершен Птолемеем II Филадельфом.
Популярность Исиды в эту эпоху
очевидна. Расцвет культа богини
наблюдается в районе первого порога
Нила.
Исида упоминается уже в "Текстах
пирамид" как любящая сестра и
беззаветно преданная жена Осириса,
убитого Сетхом, как заботливая мать
Хора-младенца. Словом, в этих очень
древних текстах она предстает как
носитель высоких нравственных начал
богини-женщины. Это чрезвычайно
важный аспект Исиды, который она
сохраняет на протяжении всей истории
египетской культуры.
Другой ее аспект - "великая
волшебница", владеющая магией
наравне с богом Тотом (Исида временно
оживляет мертвого Осириса и зачинает
от него Хора). Способность Исиды - "великой
волшебницы" оживить умершего
сохраняется в религиозных
представлениях египтян вплоть до
заката египетской культуры.
Сочетание качеств образцовой жены,
матери и "великой волшебницы", а
также положение жены Осириса,
становившегося все более и более
популярным, обеспечило успех и Исиде:
из локальной богини поселения Пер-Хеби
она превращается во всеегипетскую
великую богиню-мать, культ которой
распространяется далеко за пределы
Египта - во многих странах древнего
мира Исида играет роль той же
вселенской богини-матери. Римский
писатель Апулей (II в. н.э.) в своем
знаменитом романе "Золотой осел"
вложил в уста ритора Мадавра (Северная
Римская Африка), посвященного в
таинства Исиды, следующие слова,
обращенные к богине: "Ты также
святая и вечная спасительница
человеческого рода". Кстати сказать,
и сам Апулей, весьма склонный к
мистицизму, был поклонником Осириса и
Исиды. Некоторые вопросы, связанные с
культом Осириса и Исиды вне Египта,
будут нами рассмотрены в разделе о
влиянии египетской религии на религии
других стран древнего мира.
Храмы, в которых разыгрывались
мистерии Осириса времен Среднего
царства, не сохранились. Но в Абидосе
до сих пор привлекает внимание ученых
и туристов прекрасный заупокойный
храм фараона XIX династии Сети I,
достроенный его сыном Рамсесом II. Храм
представляет наилучший образец
египетской архитектуры до греко-римского
времени. Он состоял из семи отделений,
посвященных божествам: Осирису, Исиде,
Хору, Пта, Хармахису, Амоиу и самому
Сети I (Хармахис - греческое название
одной из ипостасей Хора, а именно
большого сфинкса, считавшегося его
изображением). Вблизи храма -
развалины другого храма,
воздвигнутого Рамсесом II также в
честь Осириса. Во времена Среднего и
Нового царств наблюдается расцвет
Абидоса, центра культа Осириса.
Считалось, что в Абидосе погребен
Осирис (часть некрополя, называвшаяся
Пекер), вернее, его голова. Гробницей
Осириса числили гробницу одного из
царей I тинисской династии - фараона
Джера. По окончании эпохи Нового
царства блеск Абидоса тускнеет и
центр культов Осириса и Исиды
перемещается дальше к югу, на острова
близ первого порога Нила - Филэ и Бигэ.
На Филэ был воздвигнут замечательный
храм Исиды, Бигэ стал считаться местом
погребения Осириса (его левой ноги).
В Абидосе же вплоть до IV в. н.э.
сохранился любопытный пережиток
культа Осириса в виде оракула бога
Беса, карликового божества из "свиты"
Осириса, о чем сообщает римский
историк того времени Аммиан Марцеллин.