Магия
се
формы общественного сознания: мораль,
религия, философия и искусство -
проявляются прежде всего через
социальную психологию. Такие
психологические явления, (как
психическое "заражение",
подражание, (внушение, эмоциональное
сопереживание и другие виды
психических контактов, какие
недоступны отдельной личности,
проявляются в социальной психологии.
Эти утверждения справедливы и для
магии. Наряду с тотемизмом магия - одна
из древнейших ступеней религиозного
сознания. Анализ памятников
палеолитического искусства
убедительно показывает, что "стремление
достигнуть успеха в охоте путем
совершения обрядов, в которых желаемое
изображалось как реально
совершившееся, отчетливо
прослеживается во всех памятниках
пещерного искусства".
Эта черта характерна и для магии в
Египте - не только древнейших времен, но
и всего периода существования
египетской культуры.
Итак, что же такое магия вообще и
магия древнеегипетская в частности?
Египетское классовое общество вышло
непосредственно из недр первобытного
доклассового общества и в реальной
земной жизни и в воззрениях носило
неизгладимую печать своего
происхождения. В первобытном
доклассовом обществе существовали две
мыслительные структуры: "Рациональное,
стихийно-материалистическое в
первобытном мышлении выражает
завоевания общественно-исторической
практики человека, а иррациональное -
его поражения в борьбе с природой.
Именно последнее - чувство бессилия -
порождает иллюзорный взгляд на природу,
который в силу господствующего
положения религиозной идеологии
постепенно приобретает
мировоззренческий, концептуальный
характер и тем ориентирует
соответствующим образом мыслительный
процесс". Ошибка
Леви-Брюля в понимании первобытного
мышления заключалась в том, что он
переоценил значение и удельный вес в
нем алогического момента. Если бы дело
обстояло таким образом, первобытное
человечество погибло бы - оно оказалось
бы не в состоянии ни выдержать борьбу с
природой, ни размножаться. Но отсюда не
следует, что в концептуальном мышлении
первобытного общества господствовали
те же мыслительные категории, и в
первую очередь категория каузальности,
которые были осознаны и разработаны
древними греками, в частности в
аристотелевской логике. Магия любой
страны, любого племени, народа зиждется
на трех принципах: действительное или
кажущееся сходство, принцип замещения
("симпатическая" магия) и вера в
чудодейственную силу слова (магия
слова). Категория причинности (или
каузальности) в магии отсутствует.
Незачем разъяснять, что система
верований, взглядов и приемов магии,
имеющей своей целью подчинить человеку
природу и общество, основывается не на
подлинных, хотя бы и очень скудных
эмпирических знаниях, а на бессилии
человека, на его полном незнании
законов внешнего мира, короче говоря,
на его невежестве и попытках
преодолеть это невежество при помощи
воображения. Как показывают результаты
научных исследований исторического и
этнографического порядка, магия играла
значительную роль на определенной
ступени общественного развития всех
народов. Здесь нет необходимости
останавливаться на сложной проблеме
генезиса магии: это отвлекло бы нас от
задач нашего дальнейшего изложения.
Обратимся непосредственно к магии
древнего Египта.
В египетской магии налицо все три
главных принципа - принцип сходства,
принцип замещения целого его частью и
принцип чудодейственной силы слова.
Возникнув в Египте в незапамятные
времена, магия стала одним из
краеугольных камней египетского
религиозного сознания, неотъемлемым и
чрезвычайно важным компонентом
религии. Более того, можно без
преувеличения сказать, что египетская
религия глубоко проникнута магическим
мироощущением, что последнее в ней
превалирует, особенно в воззрениях на
загробную жизнь. Уже в древности
египетские маги обладали репутацией
могущественных колдунов. В Библии, в
книге Исхода (VII, 10-23) описывается
соревнование при дворе фараона между
египетскими магами, Моисеем и Аароном.
В греко-римские времена магия стала
особенно популярной в Египте в самых
разных проявлениях и аспектах.
Здесь необходимо привести слова из
одного дидактического произведения, из
поучения неизвестного царя, адресованного
сыну по имени Мерикара, будущему
фараону IX династии в Гераклеополе,
правившему в XXII (или, может быть, в XXIII) в.
до н.э. Поучение сохранилось в трех
списках более позднего времени - не
ранее конца XVIII династии, - бесспорно,
являющихся копиями с древнего текста.
Один из папирусов хранится в
Ленинграде в Государственном Эрмитаже
(№ 1116А), другой - в московском Музее
изобразительных искусств им. А. С.
Пушкина (№ 4658), третий - в Копенгагене (папирус
Карлсберг, VI-С). Поучение - одно из самых
замечательных произведений египетской
литературы. Это, безусловно, понимали и
сами египтяне, чуть ли не через
тысячелетие переписавшие "Поучение
Мерикара", дошедшее до нас в трех
копиях (не приходится сомневаться в том,
что их было много больше!). В строках 35-36
мы читаем: "Подражай отцам своим и
предкам своим... речи их закреплены в
писаниях: разверни, читай [их], подражай
[им] в знаниях. Становится умельцем [лишь]
обученный". Не менее замечательна
мысль, высказанная в строках 32-33: "Будь
умельцем в речи, [дабы] ты был силен...
сильнее речь, чем любое оружие".
Итак, в те отдаленные времена египтяне
уже отдавали себе отчет в силе
воздействия человеческого слова -
поучение адресовано наследнику
престола. Известный французский
египтолог Позенер, крупнейший знаток
египетской литературы, показал, что
много времени спустя XII египетская
династия умело использовала эту
замечательную мысль я что ряд
литературных произведений времени
Среднего царства был инспирирован с
целью поднять престиж и авторитет
фараонов этой династии.
В этом же замечательном тексте мы
находим весьма интересное замечание об
отношении египтян к магии. Указав в
строках 131-135, что божество (по имени не
названное) сделало для человека небо,
подавило хаос и т. д., автор продолжает в
строках 136-137: "Создало оно (божество. -
М. К.) для них (людей. - М. К..) магию в
качестве оружия, чтобы отвести [от них]
удар происшествия и сновидения их
ночью и днем». Итак, магия создана
божеством для блага людей, она -
откровение божества. До нас дошло
довольно много произведений
магической литературы, ниже будут
названы лишь самые главные. По
содержанию эти тексты можно разделить
на три группы:
1) магические тексты, предназначенные
для использования в земной жизни;
2) магические тексты для обеспечения
умершему безопасной и вечной жизни в
потустороннем мире;
3) магические тексты для установления
контактов живых с умершими и
сверхъестественными существами (богами
и духами).
Само собой понятно, что в первую
группу входят тексты, если так можно
выразиться, лечебного содержания.
Недуги бывали двух родов: такие,
причины которых очевидны, - разного
рода раны, отравление, ожоги и т. п., - и
такие, причины которых скрыты, - недуги,
как бы возникавшие сами по себе. В
исторические времена у египтян была
своя этиология. Однако египетская
медицина исторических времен - прямой
наследник магического мировоззрения
древности - отмечена печатью своего
происхождения. В дошедших до нас
медицинских текстах обнаруживается
сочетание взаимоисключающих принципов:
магических приемов лечения больных и
собственно медицинских, выработанных в
течение веков опытным путем. Египтяне
знали цену знаниям - об этом
свидетельствуют медицинские тексты, но
вместе с тем так и не смогли избавить
свою медицину от тяжелого и ненужного
бремени магических воззрений. Согласно
этим воззрениям, болезнь вызывают
злонамеренные духи умерших или
существа, подобные демонам. Проникая в
организм человека и животного, они
причиняют страдания, и только
могущество магии способно изгнать их
из страждущей плоти. Болезнь могла быть
вызвана и "дурным глазом"
недоброжелателя. Именно эти воззрения
и побуждали египтян всячески
культивировать и углублять применение
магии в практической медицине.
Было бы преувеличением утверждать,
что магический элемент доминирует над
собственно медициной в дошедших до нас
медицинских текстах. Многие диагнозы и
рецепты в них не сопровождаются
магическими дополнениями, но зачастую
медицина и магия соединены - не
внутренне, органически, а внешне,
механически. Болезни рекомендуется
лечить определенным лекарством, но
лучше и лекарством, и магическим
заклинанием. При этом заклинание вовсе
не должно обязательно соответствовать
представлению о болезни или о
свойствах лекарства. Произнесенное над
лекарством, оно увеличивает его
действенность и тем самым в большей
степени способствует лечению, изгнанию
из тела больного невидимого и
злонамеренного существа, вызвавшего
болезнь. Считалось, что если маги-врачи
могут лечить недуги, то они могут и
вызвать их. Так, например, в магическом
демотическом папирусе Лондона и
Лейдена (XX recto 13/II), в тексте,
относящемуся к началу III в. н.э., сказано:
"Возьми землеройку, утопи ее и дай
выпить этой воды человеку - он ослепнет
на оба глаза". Или: "Настойка на
вине и желчи землеройки причинит
смерть тому, кто ее выпьет".
В музеях Каира, Берлина и Брюсселя
хранятся тексты, относящиеся ко
времени Среднего царства (приблизительно
к 2000 г. до н.э.), начертанные на черепках
керамики или на грубо сделанных
статуэтках людей. Содержание этих
текстов - магическое; оно имеет целью
навлечь болезнь и смерть на извечных
врагов Египта - царьков и вождей стран и
племен, расположенных к северо-востоку
от Суэцкого перешейка и к югу от
первого порога Нила.
Заклинания писались на целых глиняных
сосудах, затем сосуды предавались
проклятию и разбивались. Статуэтки с
именами врагов также предавались
проклятию. Черепки и статуэтки были
затем погребены в некрополе, где и
найдены. В данном случае мы имеем дело
со злонамеренной, черной магией,
охраняющей государственные интересы.
Из двух папирусов времени Нового
царства, точнее, относящихся к
царствованию Рамсеса III, фараона XX
династии (первая половина XII в. до н.э.),
мы узнаем о неудачной попытке группы
заговорщиков использовать приемы
магии для уничтожения фараона,
т. е. не в интересах власти, а против нее.
В папирусах Ли и Роллен, переведенных
неоднократно, в частности чешским
академиком Фр. Лексой, речь идет об
изготовлении восковых статуэток
разных лиц в злостных магических целях
и об использовании в тех же целях
магических текстов.
Мероприятия не удались, но виновники
тем не менее поплатились за них жизнью.
Применение магических заговоров
против обыкновенных людей, по-видимому,
не считалось преступлением. Так, в
папирусе магическо-мифологического
содержания времен правления в Египте
сына Александра Македонского, также
Александра (конец IV в. до н.э.),
содержится совет, как надо уничтожать
врагов, которых опасаешься, -
рекомендуется сделать их восковые
изваяния и предать огню при соблюдении
известного ритуала (папирус № 10188
Британского музея - папирус известен
также под названием Бремнер-Ринд, - 28,
17-18). Другим интересным примером
подобного рода является текст на
остраконе времен XIX-XX династий в
коллекции Эрмитажа.
Изготовление восковых статуэток
врагов подробно описано в так
называемых "Текстах саркофагов" -
эпоха Первого переходного периода (см.
о них в главе о заупокойной литературе).
В известном папирусе Весткар,
содержащем сказки о чудесных событиях
времен Древнего царства,
рассказывается о восковом изваянии
крокодила, превратившемся по наущению
жреца Уба-Инера в огромного живого
крокодила, уничтожившего
возлюбленного жены жреца.
По представлению египтян,
восходящему к глубочайшей древности,
имя человека, духа, демона и даже
божества являлось органической и
сокровенной частью его существа. В
заупокойной литературе египтян
существовала даже специальная "книга",
озаглавленная в переводе: "Да
процветает мое имя".
Считалось, что имя, сохранившееся на
надгробном памятнике, обеспечивало
вечную загробную жизнь и, наоборот, "худшей
местью врагу было уничтожение имен на
памятниках".
Магическое злонамеренное действие, как
об этом говорилось выше, состояло в
проклятии и уничтожении имени,
написанном на чем-либо. Фр. Лекса
указывал, что, в глазах египтян, имя
было подлинной сущностью реальности.
По меткому выражению Лексы, египтяне не
утверждали, подобно нам: "Всякая
существующая вещь имеет свое название",
а в полную противоположность этому
постулировали: "Вещь, не имеющая
названия, не существует".
У каждого из богов было много имен:
одно подлинное, сокровенное, так
сказать, сущность бога, другие -
общеупотребительные клички. Знание
подлинного, тайного имени кого-либо
давало власть над его обладателем. Это
воззрение прослеживается в текстах. В
одном из них, наиболее характерном,
повествуется о том, как "бог
величайший, создавший себя самого" и
вселенную, был укушен змеей: "...и
ужалил его могучий змей, и огонь жизни
стал из него выходить". Никто из
богов не сумел помочь "богу
величайшему", и только его дочь,
богиня Исида, "великая чарами",
сказала своему отцу, чтобы он назвал ей
свое подлинное имя. Но великий бог не
захотел предоставить власть над собой
своей дочери и назвал лишь
многочисленные свои имена-клички. "Не
было твоего имени в том, что ты мне
говорил!" - произнесла Исида. Наконец
Ра, не выдержав боли, сообщил дочери
свое подлинное имя. Исида произнесла
над ним заклятие, и Ра был исцелен. "Весь
рассказ об укусе змеем солнечного бога
Ра и исцелении последнего заклинаниями
богини Исиды служит магическим
прообразом для каждого, подвергшегося
укусу змеи: как был исцелен Ра, так да
исцелится и [имя рек] от прочтенных
заклятий. В самой последней фразе
текста указывается даже, над
изображениями каких именно божеств
нужно читать текст".
|