Но это еще не все. Сомнения и
беспокойство, охватившие Картера, все усиливались.
Когда последние ступеньки были очищены
от мусора и грязи, он нашел
большое количество черепков и разбитые
сундуки с именами Эхнатона,
Сменхкара и Тутанхамона, скарабей
Тутмеса III и часть другого
скарабея с именем Аменхотепа III.
Свидетельствовало ли это множество
имен фараонов о том, что вопреки
ожиданиям здесь находилась не одиночная
гробница, а захоронение нескольких царей?
Ясность в этот вопрос можно было
внести, только открыв дверь. Все последующие дни
и были заполнены этой работой. За дверью —
Картер установил это еще тогда,
когда заглянул в проделанное им
отверстие, — находился проход,
заваленный камнями и щебнем. По расположению
щебня можно было отчетливо
определить, где именно в этот
проход проникли грабители (они прорыли
узкий туннель) и каким образом они снова
засыпали его. После многодневной
работы археологи наткнулись на глубине
примерно десяти метров на вторую
дверь. Здесь также были печати
Тутанхамона и царского некрополя, но и здесь
были отчетливо видны следы незваных
гостей.
Основываясь на том, что все это
сооружение очень напоминало тайник
Эхнатона, который был найден
неподалеку от этого места, Картер
и Карнарвон уже почти не сомневались,
что перед ними не гробница, а тайник.
А много ли можно ожидать от тайника,
да еще такого, в котором побывали грабители?
Надежд оставалось мало, и тем не менее,
по мере того как перед второй
дверью уменьшалась куча щебня,
напряжение все нарастало. «Наступал решающий
момент, — пишет Картер, —
дрожащими рукам.; мы проделали
маленькое отверстие в левом верхнем углу...».
Взяв железный прут, Картер пропустил его
сквозь отверстие; прут не встретил
преграды. Тогда Картер зажег спичку
и поднес ее к отверстию:
никаких признаков газа. Он принялся
расширять отверстие.
Теперь вокруг него столпились все:
лорд Карнарвон, его дочь леди Эвелин
Герберт и египтолог Кэллендер,
который, едва узнав о новой
находке, поспешил предложить свои услуги
в качестве помощника. Нервно чиркнув
спичкой, Картер зажигает свечу и трепетной
рукой подносит ее к отверстию, но горячий
ток воздуха, вырывающийся в отверстия,
чуть было не задувает ее, и в мерцании
света Картеру не сразу удается
разглядеть то, что находится за дверью.
Постепенно глаза его привыкают, и он
различает сначала контуры, потом
первые краски, и, когда наконец ему становится
ясно видно содержимое камеры,
расположенной по ту сторону двери,
победный крик застывает у него на устах...
он молчит. Для тех, кто стоит в ожидании
рядом с ним, это мгновение кажется вечностью.
«Видите ли вы там что-нибудь?»
— спрашивает его Карнарвон, не в силах
более вынести неизвестность.
Медленно, словно завороженный, Говард Картер
поворачивается к нему. О да, —
говорит он проникновенно, —
удивительные вещи!».
Можно не сомневаться, что за всю
историю археологических раскопок
никому до сих пор не удавалось
увидеть что-либо более великолепное,
чем то, что вырвал из мрака наш фонарь», —
сказал Картер, когда первое волнение
улеглось и исследователи один за другим
смогли уже спокойно подойти к проделанному
в двери отверстию. Его слова
подтвердились, когда открыли 17 ноября
дверь и луч света от сильной
электрической лампочки заплясал на золотых
носилках, на массивном золотом троне,
на двух матово поблескивающих
черных больших статуях, на алебастровых
вазах, нак аких-то необычайных ларцах.
Головы диковинных зверей
отбрасывали на стены чудовищные тени;
словно часовые, стояли одна против
другой две статуи «с золотыми
передниками, в золотых сандалиях, с палицами
и жезлами. Их лбы обвивали
золотые изображения священных змей».
И среди всей этой роскоши мертвых,
которую невозможно было охватить
взглядом, виднелись следы живых:
возле двери стоял наполовину
наполненный известкой сосуд,
неподалеку от него — черная от сажи
лампа, в другом месте на стене был заметен
отпечаток пальца, на пороге лежала
гирлянда цветов — последняя дань усопшему —
Словно завороженные, стояли Карнарвон
и Картер, глядя на всю эту мертвую
роскошь и на сохранившиеся на протяжении
стольких тысячелетий следы жизни;
прошло немало времени, прежде чем
они очнулись и убедились, что в этом
помещении — настоящем музее сокровищ —
не было ни саркофага, ни мумии.
Неужели вновь должен был всплыть уже не раз
обсуждавшийся вопрос: гробница или тайник?
Однако, обойдя шаг за шагом все
помещения, они обнаружили между
часовыми еще одну, третью,
запечатанную дверь. «В мыслях нам
уже представилась целая анфилада
комнат, похожих на ту, в которой мы находились,
тоже наполненных сокровищами, и у нас
захватило дух». 27 ноября они обследовали
дверь и при свете сильных
электрических ламп, которые к тому
времени удалось установить Кэллендеру,
убедились в том, что почти на уровне
пола, рядом с дверью находится ход,
тоже запечатанный, правда позднее,
чем сама дверь Значит, и здесь
успели побывать грабители. Что же
могло скрываться в этой второй
камере или втором коридоре? Если за этой
дверью находилась мумия, то в каком виде?
Была ли она цела? Здесь было
немало загадочного. Странной была и планировка
этой гробницы, не похожая ни на одну
из найденных ранее. Еще более
странным было то обстоятельство, что грабители
старались проникнуть за третью
дверь, не обратив никакого внимания
на те богатства, которые
находились перед ними Что же они искали,
если спокойно прошли мимо кучи золотых
вещей лежавших в первом помещении?
Оглядевшись, Картер увидел в этой
удивительной сокровищнице нечто более важное,
чем материальные ценности. Какое великолепное
представление о прошлом, какое
множество ценнейших сведений могли
дать науке собранные в этом
помещении вещи! Здесь находились
бесчисленные предметы материальной и духовной
культуры древних египтян, и каждый
из них мог послужить достаточным
вознаграждением за зиму тяжелых
археологических раскопок. Более того,
египетское искусство целой эпохи было представлено
здесь в таком многообразии и такими
совершенными образцами, что Картеру
было достаточно беглого взгляда,
чтобы понять: тщательное изучение
всех этих сокровищ «приведет к изменению,
если не к полному перевороту во всех
прежних воззрениях и теориях».
Вскоре исследователи сделали еще
одно важное открытие: в камере,
помимо всего прочего, стояли три больших
ложа. Заглянув под одно из них,
один из исследователей обнаружил
небольшую дыру. Он позвал остальных.
Осветив отверстие лампой, они увидели
маленькую боковую камеру, меньшую, чем первую,
но также до отказа наполненную
всякими предметами обихода и драгоценностями.
Насколько об этом можно было
судить, в гробнице все осталось в том виде,
в каком ее покинули грабители; они прошли
здесь, «как хорошее землетрясение».
И снова возникает вопрос: грабители
перерыли тут все, они (об этом
можно говорить совершенно определенно)
перебросили некоторые вещи и предметы
из боковой камеры в переднюю, они кое-что
повредили, разбили, но почти ничего
не украли — даже то, что, так сказать,
само лезло им в руки. Быть может,
их вспугнули?
Вплоть до этого момента все — и Картер,
и Карнарвон, и остальные —
находились словно в чаду и плохо
соображали, что делали. Но теперь,
увидев содержимое боковой камеры,
догадываясь, что за третьей дверью
их ожидает нечто совершенно
необычное, они начинают понимать всю сложность
стоящей перед ними научной задачи и то,
какой большой работы и строгой
организации потребует ее разрешение.
Разобраться в этой находке, даже только
в том, что им уже удалось
обнаружить, за один сезон было невозможно!
|