Захоронение производилось в деревянных
гробах, вкладывавшихся один в другой
(в большинстве случаев им придавали
форму тела), или же в каменных
саркофагах; иногда несколько вложенных
друг в друга деревянных гробов
помещали в каменный саркофаг. Труп клали
на спину, руки скрещивали на груди
или животе, а иногда оставляли
вытянутыми вдоль туловища. Волосы в большинстве
случаев коротко остригали, но у женщин
нередко оставляли. На лобке и под
мышками волосы выбривали. Внутренние
полости набивали глиной, песком, смолой,
опилками, мотками шерсти, добавляя к этому
ароматические смолы и, как это ни странно,
лук. Затем начинался длительный — в этом
можно не сомневаться — процесс
обматывания мумии полотняными бинтами
и платками, которые с течением
времени так пропитывались смолами,
что впоследствии ученым редко
удавалось их аккуратно размотать;
что же касается воров, которых
прежде всего интересовали
драгоценности, то они, разумеется, и не думали
себя утруждать разматыванием бинтов, а просто
разрезали их вдоль и поперек.
В 1898 году Лоре, тогдашний главный
директор Управления раскопками и древностями,
открыл, помимо целого ряда других, и гробницу
Аменхотепа II. Он тоже нашел «странствующие
мумии» тринадцати царей, которые во времена
XXI династии были перенесены сюда
жрецами, но, в отличие от Бругша,
не нашел никаких драгоценностей.
Нетронутыми остались только сами мумии
(Аменхотеп так и продолжал лежать
в своем саркофаге), в остальном
гробница была разграблена дочиста. Тем не менее
год или два спустя в эту гробницу,
которая в то время по предложению
Вильяма Гарстена была снова замурована,
чтобы не тревожить сон мертвых царей,
опять проникли воры (вероятно, они, так же
как почти все их близкие и далекие
предшественники, сговорились со сторожами);
они выбросили из саркофага мумию
Аменхотепа, сильно повредив ее при этом.
Этот случай подтвердил, что Бругш,
который вывез из гробницы все, что сумел,
поступил правильно: всякие колебания и сомнения
в этом вопросе, порожденные пиететом,
при тогдашних условиях были явно неуместны.
Выбравшись на поверхность из узкой
шахты и расставшись с сорока
мертвыми царями, Эмиль Бругш-бей
принялся размышлять, как сохранить
найденное. Оставить содержимое
гробницы на месте означало обречь
все на разграбление. Нужно было
вывезти все в Каир, но для этого
требовалось много рабочих, а набрать их
можно было только в Курне, в родной
деревушке Абд аль-Расула —
прародине грабителей. Тем не менее
к тому времени, когда Бругш попросил
у мудира новую аудиенцию, он, несмотря
на возможные тяжкие последствия
этого шага, решился Следующее утро
застало его вместе с тремястами
феллахов у входа в гробницу. Он приказал
оцепить прилегающий район и вместе
со своими помощниками отобрал из общей
массы небольшую группу рабочих,
внушавших ему большее доверие,
чем остальные. Эти рабочие (им приходилось
нелегко: ведь для того, чтобы поднять
тяжелые саркофаги, требовались дружные
усилия шестнадцати человек) подавали
наверх найденные драгоценности; тем временем
Бругш и его помощники принимали их,
регистрировали и раскладывали у подножия
холма. Вся работа была произведена
за 48 часов. Говард Картер
лаконично отметил: «Нынче мы уж не работаем
так поспешно». Спешка была
излишней не только с точки зрения
археологии: каирский пароход все равно
опаздывал на несколько дней. Бругш-бей
приказал запаковать мумии, укутать гробы
и отправить их в Луксор.
Погрузка была произведена только 14 июля.
Вот тогда-то и произошло нечто такое,
что произвело на видавшего виды
исследователя гораздо большее
впечатление, чем сами сокровища: все, что произошло
здесь во время медленного
продвижения парохода вниз по течению,
взволновало уже не исследователя,
а просто человека, которому не были
чужды чувства уважения и благоговения.
С быстротой ветра по всем
деревушкам и далеко в глубь
страны распространилась весть о том,
какой груз скрыт в трюмах
парохода. И тогда все убедились в том,
что древний Египет, видевший в своих
властителях богов, еще не исчез
окончательно. С верхней палубы Бругш
наблюдал за тем, как на протяжении
всего пути следования парохода от Луксора
и до Кены сотни феллахов и их жены
провожали судно. Мужчины стреляли из ружей,
салютуя мертвым фараонам, женщины
обсыпали себя землей, до крови
раздирали грудь песком. Плач и стенания
были слышны на протяжении всего пути.
Не в силах вынести этого зрелища,
Бругш отвернулся. Прав ли он в своих
действиях? Быть может, в глазах тех,
кто издавал эти жалобные крики и бил
себя в грудь, он тоже был грабителем,
одним из тех воров и преступников,
которые на протяжении трех тысячелетий
оскверняли гробницы? Достаточным ли
оправданием могло служить то, что он
действовал в интересах науки?
Много лет спустя на этот вопрос дал недвусмысленный
ответ Говард Картер. То, что произошло
с гробницей Аменхотепа, дало ему
основание заметить: «Из этого случая
можно извлечь урок; мы бы
рекомендовали ознакомиться с ним
тем критикам, которые называют нас
вандалами за то, что мы вывозим
все находки, передавая их в музеи.
Между тем, отдавая найденные
древности в музеи, мы заботимся об их сохранности;
если их оставить на месте, они рано
или поздно попадут в руки воров,
что равносильно их уничтожению».
Когда Бругш-бей высадился в Каире,
он не только обогатил один из музеев мира —
он обогатил весь мир, предоставив ему
возможность увидеть тех, кто некогда
знал блеск величия и славы.
|