Грабители в Долине царей
начале 1881 года некий состоятельный
американец, любитель и ценитель
искусств, отправился вверх по Нилу к Луксору,
в ту самую деревушку, которая
находится напротив Фив — древней
резиденции царей. Целью его
путешествия было приобретение
античных раритетов. Не надеясь на обычные
пути — торговля древностями была стараниями
Мариэтта подвергнута строжайшей
регламентации, — он положился на свой
инстинкт. Этот инстинкт гнал его
по вечерам в темные закоулки,
заставлял посещать задние комнаты
базаров и в конце концов свел его
с одним египтянином, который
предложил ему несколько как будто
подлинных и ценных предметов.
Сегодня каждый гид считает своим
долгом предостеречь туристов от приобретения
антикварных вещей на черном рынке,
делая это с полным основанием, ибо большинство
так называемых «раритетов» является
продукцией вполне современного
производства, в большинстве случаев
египетского, но порой и европейского.
К каким только трюкам ни прибегают
спекулянты, чтобы убедить
покупателя в подлинности своего товара!
Даже такой знаток древностей, как немецкий
искусствовед Юлиус Мейер-Грефе, и тот
однажды попался на их удочку. Он нашел
прямо в песке, не подозревая, что его
привел к этому месту пройдоха гид,
небольшую статуэтку. Мейер-Грефе
нисколько не сомневался, что она
подлинная, — еще бы, ведь он сам ее нашел!
Он поспешил дать гиду взятку,
чтобы тот не проболтался, и, спрятав
статуэтку под пиджак, принес ее в отель.
Но ему нужно было подобрать к ней
подставку, и он отправился к торговцу;
здесь он не удержался и спросил
торговца, как ему нравится находка.
Торговец рассмеялся, а затем, как пишет
сам Мейер-Грефе, «он пригласил
меня в заднее помещение своей
лавчонки, открыл шкаф и показал мне
четыре или пять совершенно таких же
статуэток. Каждая из них была покрыта
песком тысячелетней давности. Их делают
в Бунцлау, но он получил их от одного
грека, торгового агента в Каире».
Какие невероятные проделки, не говоря уже
об изготовлении фальшивых
памятников древности, составляющих
целую отрасль производства, приходится
принимать в расчет науке. Верное представление
об этом дает автобиографический
рассказ Андре Мальро; в правдивости
его слов нет никаких оснований
сомневаться, однако случаи этот,
разумеется, не следует
рассматривать как пример для подражания —
мы приводим его просто как курьез.
В 1925 году Мальро познакомился в одном
из баров Сингапура с неким
коллекционером, который путешествовал
за счет Бостонского музея, скупая
для него всякого рода
произведения искусства. Он выстроил
перед Мальро пять маленьких
слоников из слоновой кости, которых
только что приобрел у одного
индуса. «Видите, мой дорогой друг, —
сказал он, — я покупаю слоников.
Когда мы производим раскопки, я, перед тем
как засыпать ту или иную
гробницу, кладу в нее слоников.
Если через пятьдесят лет другие
исследователи вновь вскроют
гробницу, они найдут этих слоников,
которые к тому времени успеют
покрыться зеленой пленкой и потеряют
свой новенький вид, и немало
поломают себе голову над этой находкой.
Тем, кто придет после меня, я охотно
задаю подобные головоломки: на одной
из башен Ангкор Вата я выгравировал,
мой милый друг, весьма неприличную
надпись по-санскритски и хорошенько
ее замазал, так что она выглядит
очень старой. Какой-нибудь плут ее расшифрует.
Простодушных нужно немножко злить...».
Вернемся, однако, к нашему
американцу, который хотя и был
дилетантом, но все же обладал
некоторыми специальными познаниями в области
египтологии. Предложение египтянина
взволновало его, и он тут же,
даже не вступая, как этого
требует обычай на Востоке, в долгий
торг, приобрел предложенный ему
папирус удивительной сохранности и редкой
красоты. Запрятав его в чемодан,
американец немедленно отбыл назад,
сумев обвести вокруг пальца и полицию
и таможенные власти. Когда он,
прибыв в Европу, показал этот папирус
эксперту, то оказалось, что он не только
привез неоценимое сокровище, но и дал ход,
правда, без всяких на то усилий
со своей стороны, одному любопытному делу.
Об этом мы сейчас и расскажем,
но прежде нам необходимо
ознакомиться, хотя бы бегло, с необычайной
историей Долины царей.
Долина царей (или «Царские
гробницы Бибан аль-Мулука»)
раскинулась на западном берегу Нила,
напротив Карнака и Луксора, того самого
Луксора, где вздымаются к небу
колоссальные колонные залы и храмы
времени Нового царства; она представляет
собой часть обширного, ныне пустынного
пространства, на котором некогда был расположен
Фиванский некрополь. Во времена
Нового царства здесь были сооружены
скальные гробницы для знати,
воздвигнуты поминальные храмы в честь
царей и в честь бога Амона.
Надзор за порядком в этом
огромном городе мертвых, а также
постоянные работы по его расширению
требовали колоссального персонала,
который находился в подчинении у специального
чиновника — «Князя запада и
начальника стражи Некрополя». Стража размещалась
в казармах, а в домах, на месте
которых возникли впоследствии
небольшие поселения, жили землекопы,
строительные рабочие, каменотесы,
художники, ремесленники и, наконец,
бальзамировщики, которые, заботясь о вечном
вместилище для «Ка», предохраняли от разрушения
тела усопших.
Как мы уже отмечали, именно во времена
Нового царства и правили самые
могущественные египетские фараоны, «сыновья Солнца» —
Рамсес I и Рамсес II. Это была
эпоха XVIII, но прежде всего XIX династии
(примерно с 1350 до 1200 года до н. э.).
В те времена в Египте
происходило то же самое, что произошло
в Риме в эпоху цезарей, когда вся монументальная
культура Греции, окончательно исчерпав
себя, свелась к гигантомании в постройках:
величие пирамид Древнего Египта в конечном
счете свелось к чванливости
построек Карнака, Луксора и Абидоса.
То же самое мы наблюдаем в Ниневии —
«ассирийском Риме» — во времена
Синаххериба, у китайского цезаря
Хоангти и в гигантских индийских
постройках, сооруженных после 1250 года.
Расширение Долины царей — этого
величайшего в мире города мертвых, и в особенности
начало строительных работ, связано с одним
из самых выдающихся решений,
принятых Тутмесом I (1545 — 1515 годы до н. э.).
Это решение сыграло свою роль в истории
последующих правящих династий Египта,
более того, оно, вероятно (хотя
исследование этого вопроса, выходящего
за рамки собственно археологии,
почти не производилось), имеет
немаловажное значение для определения
того исторического периода, на протяжении
которого традиционная, одухотворенная
египетская «культура» превратилась в отрицающую
какую-либо традицию и разрушающую
всякие установившиеся нормы «цивилизацию».
Тутмес I был первым фараоном,
принявшим решение отделить свою гробницу
от поминального храма (расстояние
между ними равнялось по меньшей
мере полутора километрам) и захоронить
свои бренные останки не в роскошной,
видной издалека гигантской гробнице, а в потайной,
вырубленной в скалах камере-склепе.
Нам это решение кажется сейчас
маловажным. Между тем оно означало
разрыв с традицией, насчитывающей
семнадцать веков.
Отделив могилу от поминального храма,
в котором по праздникам
приносились жертвы, необходимые для существования
«Ка», Тутмес создал совершенно
непредвиденные затруднения —
последствия их едва ли можно было
предугадать — для своего «Ка», а тем
самым и для своего существования
в потустороннем мире. Но он верил,
что подобной мерой он сумеет
обеспечить себе безопасность, чего так
и не сумели добиться его предшественники —
об этом красноречиво
свидетельствовали оскверненные
гробницы. Это и послужило
основной причиной, побудившей его
принять такое решение.
|