Вот эти представления и породили два
следствия: мумифицирование трупов,
которое, хотя и в несравненно
менее совершенной форме, известно
также у инков, маори и иваросов, и постройку
гробниц, напоминавших скорее крепости —
ведь каждая пирамида должна была
служить защитой для запрятанной в ней
мумии от любого возможного врага, от любых
дерзостных поступков, от нарушения
покоя.
Тысячи живых приносились в жертву,
чтобы один мертвый мог воспользоваться
вечным покоем и бессмертием в потустороннем
мире. Тот или иной фараон на протяжении
десяти, пятнадцати, двадцати лет
воздвигал себе гробницу, истощая силы
своего народа, делая долги и оставляя
их своим детям и детям своих детей.
Он опустошал государственную казну
и после смерти, так как его «Ка»
требовал все новых и новых жертв —
ему были нужны постоянные
религиозные обряды. Любой мало-мальски
предусмотрительный фараон отписывал
одним только жрецам, которые должны
были освящать жертвы, предназначенные
его «Ка», доход по меньшей мере с дюжины
деревень.
Сила этих религиозных воззрений была
так велика, что она заглушала
голос разума и в области
политики и в области морали.
Пирамиды, сооружавшиеся фараонами —
и только ими, ибо менее знатные
люди довольствовались мастаба, а человек
из народа и могилой в песке, —
явились порождением переходящего
всякие границы эгоцентризма, чуждого
человеку современного общества.
Пирамиды не были, подобно огромным
сооружениям христиан, храмами или соборами,
предназначенными для той или иной
благочестивой общины верующих; не были они
и, подобно вавилонским башням-зиккуратам,
обиталищем богов и одновременно
всеобщей святыней. Они были
предназначены только для одного
человека — для фараона, для его
мертвого тела, для его души и для
его «Ка».
Несомненно одно: гигантские
памятники, сооруженные царями IV династии
47 столетий назад, далеко выходят за рамки
всего того, что предписывалось
верой и религией и диктовалось
соображениями безопасности. Вскоре,
однако, постройка столь огромных
пирамид стала редкостью, а потом и вовсе
прекратилась, хотя правящие в те времена
цари были ничуть не менее
могущественными самодержцами. чем Хеопс,
Хефрен и Микерин; их обожествляли
даже более, чем их
предшественников, а такие фараоны,
как, например, Сети I и Рамсес II.
отстояли от стонущего под игом
рабства народа еще дальше.
Одной из причин, слишком материальной,
чтобы ею можно было полностью
объяснить отказ от сооружения
больших пирамид, была все более
возросшая смелость грабителей. В некоторых
деревнях ограбление гробниц
превратилось в своего рода
промысел: социальная компенсация вечно
голодных за счет вечно сытых. (О таких
грабителях, которые превратили историю
открытия гробниц в уголовную
хронику, мы еще услышим.)
Сохранность останков в пирамидах не могла
быть теперь гарантирована; это привело
к необходимости изыскания
совершенно новых мер
предосторожности и защиты и тем самым
к сооружению новых видов гробниц.
Другую причину можно, вероятно,
понять только в том случае, если прибегнуть
к помощи исторической морфологии.
Она сопоставляет все цивилизации,
располагая их, так сказать, на одной
плоскости с их аналогичными
периодами подъема и упадка, и отмечает,
что пробуждение «души» народа
всегда сопровождается стремлением к созданию
монументальных, штурмующих небо
сооружений. Если рассматривать
интересующую нас проблему с этой
точки зрения, нетрудно уловить,
несмотря на все различия,
определенную связь между вавилонским
зиккуратом, романо-готическими
соборами Запада и египетскими
пирамидами. Все они стоят у истоков
той или иной цивилизации и относятся
к тем временам, когда колоссальные
сооружения воздвигались с поистине
чудовищной силой; вспомним: ранние
готические соборы были столь огромными,
что нередко их не могло
заполнить даже все население того
города, где они были воздвигнуты.
Сила эта не признавала никаких
препятствий, благодаря ей из темных
глубин сознания внезапно рождались
арифметические выкладки законов
статики и из постепенного
познания природы — первые законы
небесной механики.
Девятнадцатый век, век технического
прогресса, не верил в возможность
этого. Представители
западноевропейской технической мысли
не могли себе представить, что подобные
сооружения были построены без «машин»,
без полиспастов и, вероятно, без воротов
и кранов Но стремление к монументальности
преодолело все, и количественная
сила ранней цивилизации оказалась
равной качественной силе позднейших
цивилизаций!
Пирамиды были построены при помощи
мускульной силы. В просверленные в скалах
отверстия забивали колья и поливали
их водой до тех пор, пока они
не разбухали: так в горах
Моккатама добывали необходимый для постройки
пирамид камень.
На катках и тачках эти каменные глыбы
доставляли к месту назначения. Так постепенно,
слой за слоем, пирамида
вздымалась ввысь. По одному проекту
или по нескольким сооружалась она —
один из академических вопросов
археологии Лепсиус и Питри
придерживались в этом вопросе
разного мнения; современная наука
склонна принять точку зрения Лепсиуса,
который считал, что пирамиды
строились по нескольким проектам.
Качество работы этих строителей,
живших 47 столетий назад, было таково,
что, как отмечал Питри, несовпадение
горизонтальных а вертикальных линий
пирамиды не превышает ширины
большого пальца. Камни настолько
плотно пригонялись один к другому,
что еще восемьсот лет назад
арабский писатель Абдаль-Латиф с удивлением
заметил (сейчас это может в большом
зале Хеопсовой пирамиды установить с помощью
«блица» и фотокамеры любой турист):
здесь работали мастера — камни
подогнаны так, что между ними не просунешь
даже иголки и не прав тот современный
критик, который утверждает, что с точки
зрения законов статики древние мастера
проявляли излишнюю добросовестность,
оставляя над гранитным перекрытием
погребальной камеры пять пустых
помещений: как показала проверка,
для облегчения перекрытий за глаза
хватило бы и одного. Он забывает,
что сегодня мы оставляем пяти —
восьми — и двенадцатикратный
запас прочности, причем не только
при сооружении мостов.
Пирамиды простоят еще долго. У Хеопсовой
пирамиды обломилась лишь верхушка, где образовалась
площадка примерно в десять
квадратных метров, почти полностью
слезла гладкая облицовка из прекрасного
моккатамского известняка, обнажив
желтоватый плотный известняк местной
породы — основной материал,
использовавшийся при сооружении
пирамиды; однако она стоит, и с ней
рядом стоят другие. Но где те фараоны,
которые искали в них убежища,
которые видели в пирамидах
безопасное место для своего
мертвого тела и его «Ка»?
Именно здесь высокомерие фараонов
обернулось для них заслуженной
трагедией. Тем, которые лежали не в каменных
крепостях, а в мастаба, под землей,
или в простых могилах в песке,
повезло значительно больше, чем их
повелителям: многие из этих
захоронении оказались вне поля
зрения грабителей. А вот гранитная
гробница Хеопса изуродована и пуста,
и мы даже не знаем, с каких пор.
Бельцони еще в 1818 году разыскал
саркофаг Хефрена: крышка его была
сломана а сам саркофаг чуть не до краев
наполнен щебнем; у богато
орнаментированного базальтового
саркофага Микерина уже в тридцатых
годах прошлого столетия, то есть,
когда полковник Визе обнаружил
погребальную камеру, где находился
саркофаг, не было крышки, а куски
деревянного внутреннего гроба лежали в другом
помещении вместе с остатками мумии
фараона. Этот саркофаг затонул около
испанских берегов вместе с кораблем,
на котором его везли в Англию.
|