|
|
Десятки и сотни статуэток
слуг и рабов, державших в руках
земледельческие орудия (так
называемые ушебти - "ответчики"),
которые клали в гробницу усопшего,
должны были с помощью магических
формул ожить и обеспечить своему
хозяину беззаботное и легкое
загробное существование, подобно
тому как это делали при жизни его
рабы и крестьяне.
В гробницах
сановников и знати, но не фараонов,
стены камер и переходов
покрывались рельефами и
многокрасочными фресками, на
которых изображали умершего и его
близких за повседневными
занятиями и развлечениями, а его
слуг и крестьян - за работой. Эти
картины преследовали отнюдь не
декоративные цели. Они должны были
снабдить покойного всем, что
окружало и дорого было ему при
жизни. Особенно часто художники
изображали алтари, на которых
громоздились в изобилии
всевозможные яства - неисчерпаемый
запас продовольствия для
насыщения Ка на тот случай, если
потомки перестанут приносить
жертвы. Заклинания должны были
превратить эти изображения в
подлинные продукты.
Запомнить все
формулы, речения и заклятия,
помогающие отвратить опасности
загробного мира и добиться
оправдания на судилище богов,
знать, где, когда и какие
произносить, было очень трудно,
почти невозможно. Обычно эту
премудрость постигали только
жрецы, да и то, вероятно, далеко не
все. Поэтому священные тексты
высекали или писали на стенах
гробниц и саркофагов ("Тексты
саркофагов") или на папирусах,
которые клали вместе с мумией.
Последние дошли до нас в огромном
количестве. Они известны обычно
под названием "Книги мертвых".
Кроме "Книги мертвых" имеются
и другие сочинения подобного рода,
настоящие "путеводители" по
потустороннему миру, например "Книга
о том, что в загробном царстве" (обычно
ее называют "Амдуат"),
описывающая его двенадцать
областей и населяющих их богов и
духов. Эти области соответствуют
двенадцати часам ночи, и бог солнца
Ра проплывает их в своей солнечной
барке, покидая на закате небосвод.
Существует также "Книга врат"
и другие.
На стенах царских
гробниц изображались лишь
всевозможные ритуальные обряды,
связанные с погребением, и образы
загробного мира, потому что фараон
и в своем земном бытии был уже
богом.
Каждый египтянин,
имевший к тому возможность,
заблаговременно заботился о своем
погребении, чтобы не испытывать ни
в чем недостатка в царстве мертвых
и обеспечить себе пребывание в "полях
Иалу". И не мыслилось большего
несчастья, чем погребение на
чужбине, среди варваров, где "заворачивают
в баранью шкуру и зарывают за
простой оградой".
Это ярко отображено в
литературных произведениях. В "Истории
Синухета", очевидно весьма
распространенной (судя по числу
сохранившихся списков), как о
величайшем горе говорится о
возможности кончины за пределами
Египта. Фараон, желая оказать
милость Синухету, убежавшему в
Сирию, приглашает его возвратиться
на родину и в виде особого
благоволения сулит взять на себя
все заботы о его похоронах. Он
пишет ему:
"...должен ты
подумать о дне погребения и о
последнем пути к вечному
блаженству.
Здесь уготована тебе
ночь с маслами благовонными, здесь
ждут тебя погребальные пелены...
Изготовят тебе саркофаг из золота,
а изголовье его - из чистого
лазурита. Свод небесный раскинется
над тобой, когда положат тебя в
саркофаг, и быки повлекут тебя.
Музыканты пойдут впереди тебя, и
перед входом в гробницу твою
исполнят священный танец Муу.
Огласят для тебя список
жертвоприношений. Заколют для тебя
жертвы у погребальной стелы твоей.
Поставят гробницу твою среди
пирамид детей фараона, и колонны ее
воздвигнут из белого камня".
Хотя "История
Синухета" создана по меньшей
мере лет за пятьсот до смерти
Тутанхамона, его хоронили так, как
описано в послании фараона. Только,
конечно, гораздо пышнее.
Характерно, что даже при Эхнатоне,
когда многие прежние религиозные
представления отвергались,
верования и обряды, связанные с
культом мертвых, почти не
изменились. Он заботился о своем
погребении и погребении своих
близких точно так же, как и его
предшественники.
Обычно гробницу
начинали готовить еще задолго до
смерти того, для кого она
предназначалась. Только в случае
неожиданной, преждевременной или
скоропостижной смерти ее
приходилось сооружать второпях.
Так, видимо, было и с Тутанхамоном.
Многие признаки указывают на
большую поспешность, проявленную
при строительстве и отделке
помещений его гробницы.
Как уже было сказано,
пребывание в "полях Иалу"
мыслилось по образу и подобию
земного бытия. Умерший поэтому
нуждался не только в пище и воде, но
и во всем том, что окружало его и
чем он пользовался при жизни. Чем
богаче и знатнее был человек, тем,
естественно, больше были и его
потребности, тем щедрее могли
снабдить его для пребывания в
царстве мертвых.
Бедняков просто
зарывали в песок, иногда у
погребений тех, кому они служили
при жизни, чтоб им и за гробом
перепадали крохи со стола их
хозяев. И конечно, роскошнее и
обильнее всех снаряжали в
последний путь фараонов. Тут не
жалели решительно никаких затрат.
Доказательство тому - гробница
Тутанхамона, далеко не самого
могущественного из правителей
древнего Египта.
Но именно эти
бесчисленные сокровища, которыми
снабжали усопших владык, членов их
семей и сановников для
беспечального загробного
существования, таили в себе
неотвратимую угрозу. Еще с самой
отдаленной древности - первых
династий - они привлекали жадные
взоры тех, кто ничего не имел. А
таких было большинство. Ведь одна
ночь могла обеспечить на всю жизнь
любого бедняка. Правда, в случае
неудачи смельчакам грозила
мучительная казнь. Но, как мы знаем,
это их не отпугивало. Тому имеется
множество примеров.
Против грабителей
гробниц не помогали ни страшные
заклятия, ни искусственные горы-пирамиды,
ни хитроумные уловки строителей -
замаскированные входы и ловушки,
замурованные камеры, потайные
лестницы, ложные ходы, ни
тщательная охрана, ни, наконец,
тайна. Недаром архитектор Инени,
строивший гробницу для фараона
Тутмоса I, одного из отдаленных
предшественников Тутанхамона,
счел нужным упомянуть в своей
автобиографии, что он "наблюдал
за тем, как высекалась гробница его
величества, причем был один, никто
другой ничего не видел и ничего не
слышал". Некоторые ученые
полагают, что людей, занятых
сооружением царской усыпальницы,
убивали. |
|
|