Гробницы и грабители
Сколь ни радикальна
была попытка Эхнатона изменить
древние верования, реформа его ни в
коей степени не коснулась культа
мертвых и представлений о
загробном мире, которые занимали
столь важное место в религии
древних египтян. Вместе с тем никак
нельзя согласиться с мнением,
довольно часто высказываемым даже
самыми авторитетными египтологами
и в том числе Говардом Картером,
что "существование после смерти
казалось древним египтянам всегда
важнее, чем земное бытие".
Рельефы и фрески, украшающие стены
гробниц и изображающие сцены
повседневной жизни, некоторые
лирические песни, сказки, повести и
поучения, дошедшие до нас, наконец,
предметы, обнаруженные в могилах и
усыпальницах, неопровержимо
доказывают, во-первых, страстную
привязанность древних обитателей
долины Нила к радостям именно
земного бытия, хотя жизнь
большинства из них была насыщена
повседневным изнурительным трудом,
и, во-вторых, страх, с которым
относились они к потустороннему
миру, созданному их воображением и
теологическими спекуляциями
жрецов. Они боялись мрака и
неизвестности смерти и населяли
загробное царство фантастическими
чудовищами и препятствиями,
которые должен был преодолеть
каждый мертвец на пути к вечному
блаженству в "полях Иалу", как
называли египтяне свой рай.
Чтобы сподобиться
райского блаженства, умерший
прежде всего должен был сохранить
тело - вместилище души - и обладать
всеми теми земными материальными
благами, без которых не мыслилось
счастье и довольство. Ведь
пребывание в "полях Иалу"
представлялось по образу и подобию
земной жизни, как ее беспечальное и
беззаботное продолжение. Душа
представлялась состоящей из двух
начал - Ка и Ба, определить которые
можно только в общих чертах.
Ка - гений человека,
жизненная сила, даваемая ему при
рождении. Она невидима, но имеет
облик того, кому придана. После
смерти Ка хотя и покидает тело, но
все же продолжает заботиться об
усопшем и приходит, внимая
молениям, ему на помощь. Поэтому
гробница считалась местом
обитания Ка, и ему следовало
приносить жертвы для
ублаготворения покойного и
обеспечения его посмертного
благополучия.
Ба - понятие менее
определенное - душа, пережившая
человека и оставляющая его тело
при кончине. Поэтому она
представлялась в облике птицы с
человеческой головой. Чтобы Ба
могла возвратиться, необходимо
было сохранить ее вместилище, т. е.
тело. Вот почему египтяне так
заботились об умерших.
В глубочайшей
древности они зарывали трупы в
сухой песок окружающих долину Нила
пустынь. Позднее, когда умерших
стали погребать в гробницах, их
тела предохранялись от тления при
помощи натрона и различных
консервирующих субстанций,
специальных бинтов и повязок. В
результате длительного опыта
бальзамировщики в конце концов
достигли такого совершенства, что
научились сохранять трупы на
тысячелетия, правда в условиях
чрезвычайно сухого климата страны.
Какие средства и
методы они для этого применяли, мы
узнаем из подробного описания
путешественника и историка
Геродота, посетившего Египет в
середине V в. до н. э. Он сообщает о
трех способах бальзамирования. Вот
что рассказывает Геродот о самом
совершенном и дорогом из них: "...прежде
всего с помощью железного крючка
извлекают из головы через ноздри
мозг; так извлекается, впрочем,
только часть мозга, другая часть -
посредством вливаемых туда
медикаментов; потом острым
эфиопским камнем делают в паху
разрез и тотчас вынимают из живота
все внутренности; вычистивши
полость живота и выполоскавши ее
пальмовым вином, снова вычищают ее
перетертыми благовониями; наконец,
живот наполняется чистой
растертой смирной, касоей и
прочими благовониями, только не
ладаном, и зашивается. После этого
труп кладут в самородную щелочную
соль на семьдесят дней... по
прошествии семидесяти дней
покойника обмывают, все тело
оборачивают в тонкий холст,
порезанный в тесьмы и снизу
смазанный гумми, который в
большинстве случаев употребляется
у египтян вместо клея, Тогда
родственники получают труп
обратно, приготовляют деревянную
человекоподобную фигуру (саркофаг.
- И. К.), кладут туда труп, закрывают
ее и сохраняют в могильном склепе...".
Хотя между смертью
Тутанхамона и пребыванием
Геродота на берегах Нила прошло
девять веков, методы мумификации
почти не изменились; разве что
вместо железных тогда
употреблялись бронзовые или
медные инструменты. Таким образом,
мы можем вполне довериться
приведенному описанию.
Извлеченные из трупа
внутренние органы - сердце, печень,
желудок - складывали в специальные,
большей частью алебастровые
сосуды; обычно их было четыре - так
называемые канопы, фигурные крышки
которых изображали головы духов-защитников,
"детей Гора", или, как это было
в гробнице Тутанхамона, самого
покойника.
Однако все эти меры
могли оказаться недостаточными. А
если тело, вместилище Ка и Ба, все
же погибало? Тогда его должны были
заменить изваянные для этого из
твердых пород камня или дерева
портретные статуи. В гробнице
Тутанхамона две такие статуи
стояли по бокам замурованного
входа: одна из них была показана на
выставке в Москве, Ленинграде и
Киеве. Эти представления во многом
способствовали появлению и
развитию в Египте скульптурного
портрета, создавая который
египетские ваятели достигали
порой вершин мастерства.
Умершего на пути к
"полям Иалу" ожидали жестокие
испытания: населявшие подземный
мир чудовища, порожденные
изощренной фантазией жрецов,
всевозможные опасности, наконец,
судилище сонма богов,
возглавляемое владыкой царства
мертвых Осирисом, перед которым
покойнику следовало оправдаться и
доказать, что он достоин
блаженства и что, подобно самому
Осирису, ему должно быть уготовано
вечное бытие.
С помощью
сложного ритуала умершего
отождествляли с Осирисом и
специальным обрядом
подготавливали к загробной жизни.
|