Содержание


Гробницы и грабители

     Сколь ни радикальна была попытка Эхнатона изменить древние верования, реформа его ни в коей степени не коснулась культа мертвых и представлений о загробном мире, которые занимали столь важное место в религии древних египтян. Вместе с тем никак нельзя согласиться с мнением, довольно часто высказываемым даже самыми авторитетными египтологами и в том числе Говардом Картером, что "существование после смерти казалось древним египтянам всегда важнее, чем земное бытие". Рельефы и фрески, украшающие стены гробниц и изображающие сцены повседневной жизни, некоторые лирические песни, сказки, повести и поучения, дошедшие до нас, наконец, предметы, обнаруженные в могилах и усыпальницах, неопровержимо доказывают, во-первых, страстную привязанность древних обитателей долины Нила к радостям именно земного бытия, хотя жизнь большинства из них была насыщена повседневным изнурительным трудом, и, во-вторых, страх, с которым относились они к потустороннему миру, созданному их воображением и теологическими спекуляциями жрецов. Они боялись мрака и неизвестности смерти и населяли загробное царство фантастическими чудовищами и препятствиями, которые должен был преодолеть каждый мертвец на пути к вечному блаженству в "полях Иалу", как называли египтяне свой рай.
     Чтобы сподобиться райского блаженства, умерший прежде всего должен был сохранить тело - вместилище души - и обладать всеми теми земными материальными благами, без которых не мыслилось счастье и довольство. Ведь пребывание в "полях Иалу" представлялось по образу и подобию земной жизни, как ее беспечальное и беззаботное продолжение. Душа представлялась состоящей из двух начал - Ка и Ба, определить которые можно только в общих чертах.
     Ка - гений человека, жизненная сила, даваемая ему при рождении. Она невидима, но имеет облик того, кому придана. После смерти Ка хотя и покидает тело, но все же продолжает заботиться об усопшем и приходит, внимая молениям, ему на помощь. Поэтому гробница считалась местом обитания Ка, и ему следовало приносить жертвы для ублаготворения покойного и обеспечения его посмертного благополучия.
     Ба - понятие менее определенное - душа, пережившая человека и оставляющая его тело при кончине. Поэтому она представлялась в облике птицы с человеческой головой. Чтобы Ба могла возвратиться, необходимо было сохранить ее вместилище, т. е. тело. Вот почему египтяне так заботились об умерших.
     В глубочайшей древности они зарывали трупы в сухой песок окружающих долину Нила пустынь. Позднее, когда умерших стали погребать в гробницах, их тела предохранялись от тления при помощи натрона и различных консервирующих субстанций, специальных бинтов и повязок. В результате длительного опыта бальзамировщики в конце концов достигли такого совершенства, что научились сохранять трупы на тысячелетия, правда в условиях чрезвычайно сухого климата страны.
     Какие средства и методы они для этого применяли, мы узнаем из подробного описания путешественника и историка Геродота, посетившего Египет в середине V в. до н. э. Он сообщает о трех способах бальзамирования. Вот что рассказывает Геродот о самом совершенном и дорогом из них: "...прежде всего с помощью железного крючка извлекают из головы через ноздри мозг; так извлекается, впрочем, только часть мозга, другая часть - посредством вливаемых туда медикаментов; потом острым эфиопским камнем делают в паху разрез и тотчас вынимают из живота все внутренности; вычистивши полость живота и выполоскавши ее пальмовым вином, снова вычищают ее перетертыми благовониями; наконец, живот наполняется чистой растертой смирной, касоей и прочими благовониями, только не ладаном, и зашивается. После этого труп кладут в самородную щелочную соль на семьдесят дней... по прошествии семидесяти дней покойника обмывают, все тело оборачивают в тонкий холст, порезанный в тесьмы и снизу смазанный гумми, который в большинстве случаев употребляется у египтян вместо клея, Тогда родственники получают труп обратно, приготовляют деревянную человекоподобную фигуру (саркофаг. - И. К.), кладут туда труп, закрывают ее и сохраняют в могильном склепе...".
     Хотя между смертью Тутанхамона и пребыванием Геродота на берегах Нила прошло девять веков, методы мумификации почти не изменились; разве что вместо железных тогда употреблялись бронзовые или медные инструменты. Таким образом, мы можем вполне довериться приведенному описанию.
     Извлеченные из трупа внутренние органы - сердце, печень, желудок - складывали в специальные, большей частью алебастровые сосуды; обычно их было четыре - так называемые канопы, фигурные крышки которых изображали головы духов-защитников, "детей Гора", или, как это было в гробнице Тутанхамона, самого покойника.
     Однако все эти меры могли оказаться недостаточными. А если тело, вместилище Ка и Ба, все же погибало? Тогда его должны были заменить изваянные для этого из твердых пород камня или дерева портретные статуи. В гробнице Тутанхамона две такие статуи стояли по бокам замурованного входа: одна из них была показана на выставке в Москве, Ленинграде и Киеве. Эти представления во многом способствовали появлению и развитию в Египте скульптурного портрета, создавая который египетские ваятели достигали порой вершин мастерства.
     Умершего на пути к "полям Иалу" ожидали жестокие испытания: населявшие подземный мир чудовища, порожденные изощренной фантазией жрецов, всевозможные опасности, наконец, судилище сонма богов, возглавляемое владыкой царства мертвых Осирисом, перед которым покойнику следовало оправдаться и доказать, что он достоин блаженства и что, подобно самому Осирису, ему должно быть уготовано вечное бытие.
      С помощью сложного ритуала умершего отождествляли с Осирисом и специальным обрядом подготавливали к загробной жизни. 


Стр. 1 из 8 СодержаниеВперед

 

Hosted by uCoz