|
|
Распад
страны на отдельные области в
конце эпохи Среднего царства и
примерно полтора века чужеземного
господства не могли не сказаться
на общем уровне культуры. В этот
период исчезают великолепные,
мощные и величественные
скульптурные портреты и
монументальные памятники
архитектуры, а также гармоничные
по красочным сочетаниям и полные
жизни фрески.
Новый расцвет
искусства совпадает с
освобождением Египта от гиксосов и
объединением его под господством
Фив. Годы владычества иноземных
племен и последовавшие затем
походы фараонов-завоевателей XVIII
династии в Сирию, Финикию,
Палестину вывели Египет из
длительной изоляции и познакомили
с искусством других стран и
народов, в частности с искусством
острова Крита.
Сооружаются
роскошные дворцы и огромные храмы,
стены которых покрывают сложными
по композиции рельефами,
прославляющими опекающих их богов.
Воздвигаются грандиозные статуи,
подобные знаменитым "колоссам
Мемнона", стоявшим у входа ныне
не существующего заупокойного
храма Аменхотепа III в Фивах. Мощь,
силу, великолепие стремились
воплотить в своем творчестве
египетские художники и
архитекторы, придворные поэты и
летописцы. Произведения
архитектуры, скульптуры и живописи
поражают размерами, чрезвычайной
пышностью, но вместе с тем
несколько сухи, официальны. И
статуи, и рельефы, и фрески, и
литературные произведения холодны,
лишены внутренней теплоты,
простоты, непринужденности,
человечности. Образы фараонов и их
сановников, несмотря на точность
портретного сходства, чрезмерно
идеализированы. Но вместе с тем
некоторые из них не только не
уступают лучшим памятникам эпохи
Среднего царства, но даже
Превосходят их изяществом линий,
стремлением Передать
индивидуальность образа, техникой
исполнения.
Пристрастие к
парадности, пышности и роскоши,
присущим этому периоду, обусловило
стремительное развитие
прикладного искусства. Фараоны
издавна славились великолепием
своего двора, их сановники -
утонченностью, а египетские
женщины - элегантностью и
изяществом. Бесчисленные
ювелирные изделия, драгоценные
сосуды, туалетные принадлежности,
нарядные одеяния и изысканная
мебель украшали быт
господствующих слоев.
Ремесленники и художники годами
трудились над созданием этих вещей.
Но нередко предметы изготовлялись
ценой длительных и терпеливых
усилий только для того, чтобы
сопровождать их владельцев в
загробный мир. Лучшим
подтверждением этого служит
гробница Тутанхамона.
Попытка Эхнатона
реформировать древнюю религию
предков вызвала огромные сдвиги во
всех отраслях изобразительного
искусства. Разрыв с традиционной
религией, провозглашенное
фараоном стремление к
установлению "истины" - "маат"
обусловили отход от прежних
эстетических норм. Ваятели и
живописцы амарнской школы в
противоположность своим
предшественникам перестают
идеализировать образ царя. Более
того, они стремятся показать его и
его близких такими, какими они были
на самом деле. Черты реализма в их
творчестве, проявлявшиеся прежде
главным образом в портретной
скульптуре и фресках, передающих
сцены повседневной жизни,
становятся особенно заметными. Они
впадают даже в натурализм, если не
в гротеск, особенно в первые годы
провозглашения культа Атона, когда
нетерпимость Эхнатона и вызванные
ею противоречия сказывались
особенно резко. Так, дошедшие до
нас изображения царя-реформатора и
членов его семьи, созданные
придворными художниками, меньше
всего могут служить поводом для
обвинения их в желании польстить
своему повелителю.
Эхнатон, его жена
Нефертити и шесть дочерей
изображены со всеми присущими им
физическими недостатками, которые
подчеркиваются и даже утрируются:
чрезмерно удлиненным, оттянутым
назад черепом, большим выступающим
вперед подбородком, обвислым
животом, несоразмерно тонкими
руками и ногами.
Вместе с тем мастера
амарнской школы создали такие
шедевры скульптуры, живописи и
прикладного искусства, что они
безоговорочно были причислены к
наиболее выдающимся памятникам
мирового искусства. Достаточно
сослаться на скульптурные
портреты Нефертити и ее дочерей, на
найденный в Тель-Амарнеторс из
кварцита, возможно также
изображающий царицу, на портретные
крышки канон из гробницы
Тутанхамона, или, наконец, на
статуэтки богинь-хранительниц,
стоявших у ковчега с канопами. Это
объясняется прежде всего их
стремлением к простоте,
естественности. Преодолев
каноническую условность, они
одинаково правдиво изображают
фараона, его сановников, их слуг и
рабов.
Теперь художников
привлекают не только огромные
рельефы и фрески, почти неизменно
передающие одни и те же сюжеты -
царя, попирающего врагов или
предстоящего перед богом, но и
изображения интимных сцен, природы.
Позы тех, кого рисует их кисть или
высекает их резец, более
непринужденны и грациозны. Их
манере присущи плавность линий и
гармония красок, утонченность и
изящество. Используя прежние
мотивы для декоративного
убранства, они проявляют большую
изобретательность и изысканность.
В полной мере это запечатлено на
предметах погребальной утвари
Тутанхамона, ибо почти все они
выполнены мастерами амарнской
школы и их последователями,
отказавшимися от некоторой
заостренности при передаче натуры
в пользу ее более реалистической
трактовки. Множество тому примеров
приведено при описании отдельных
вещей, обнаруженных в гробнице,
например парадного трона или
резной крышки шкатулки из кладовой.
Поразительно,
сколько совершенных произведений
успели создать древние мастера за
девять лет правления молодого царя
и за краткие месяцы между днем его
смерти и погребением. Утонченность
их вкуса, изобретательность и
техническое совершенство
сказались даже на самых обыденных
предметах повседневного обихода.
Правда, не все одинаково ценно,
иногда обилие украшений и
орнаментов чрезмерно, но
художественное совершенство
большинства изделий заставляет
забыть отдельные недостатки.
Восстановление в
правах культа исконных богов
повлекло за собой возрождение
прежних вкусов, что можно
проследить на отдельных предметах
из гробницы Тутанхамона. Иногда
причудливо сплетаются оба
направления - старое и новое. Но
настроения, воодушевлявшие
художников Амарны, полностью не
заглохли. Они подспудно
сказывались, невзирая на гонения,
не только при Хоремхебе, но даже
через полстолетия, при Рамсесе II.
На хранящейся в Туринском музее
статуе этого фараона еще видны
отблески художественных веяний,
порожденных реформами царя-еретика.
Неповторимое
искусство Амарны, столь
блистательно представленное в
гробнице Тутанхамона, несмотря на
его тысячелетнюю давность,
доставляет нам, людям совершенно
иной эпохи, взглядов и убеждений,
подлинное эстетическое
наслаждение, потому что истинное
искусство бессмертно.
|
Стр. 2 из 2 |
|
|
|