Сокровищница
искусства
Чем же обогатила
науку гробница Тутанхамона?
Окончательные итоги, хотя со
времени ее открытия прошло более
полувека, еще не подведены - как уже
говорилось, до сих нор отсутствует
полное научное описание как всех
найденных предметов, так и самой
гробницы. Но кое-что и даже многое
ясно и сейчас.
С сожалением следует
признать, что к нашим довольно
скромным знаниям истории Египта
того напряженного в
идеологическом отношении периода
почти ничего не прибавилось.
Отдельные уточнения удалось
внести в хронологию да, быть может,
в генеалогию царской семьи, хотя и
здесь многое еще спорно. Что
касается событий Амарнской эпохи,
одной из наиболее интересных и
выдающихся в многовековой истории
страны, то они по-прежнему окутаны
плотным туманом, Разочарование
постигло и филологов. В гробнице не
обнаружено ни документов, ни новых
текстов.
Сама гробница каких-либо
существенных изменений или
отступлений от обычного
архитектурного плана не имеет.
Более того, она значительно беднее
и скромнее, чем подавляющее
большинство усыпальниц царского
некрополя. В ней отсутствуют
многочисленные переходы, нет и
обычного переднего зала. Это
понятно: строители не располагали
временем.
Зато историку
религии и особенно историку
искусства трудно переоценить
значение всего того, что дала
гробница. Многие предметы до ее
открытия были известны только по
изображениям, другие - по жалким
обломкам, а некоторые оказались
вообще неведомы ученым.
То, что сохранила
гробница Тутанхамона, превзошло
самые смелые ожидания. Здесь в
непревзойденных образцах
представлено удивительное по силе
творческого мастерства,
подлинного вдохновения,
технического совершенства и
эстетического очарования
искусство Амарнской эпохи и первых
последующих за нею годов, этого
сравнительно краткого периода. Оно
значительно отличалось от
искусства предшествующих и
последующих столетий и поэтому
привлекает самое пристальное
внимание. Дабы понять, в чем
заключается своеобразие и
значение творчества художников
той поры, следует сказать
несколько слов о египетском
искусстве вообще и о том, как оно
воспринимало и передавало
окружающую действительность.
Антиисторично и
принципиально неверно оценивать
древнеегипетское искусство во
всех его проявлениях с точки
зрения наших вкусов и воззрений и
перешедших к нам по наследству
эстетических канонов античности.
Древнеегипетские художники,
прежде всего живописцы и близкие к
ним авторы рельефов,
руководствовались совершенно
иными принципами отображения
реального мира. Нельзя также ни в
коем случае забывать, что
творчество их чрезвычайно тесно
связано с религией и подавляющее
большинство произведений
зодчества, ваяния и живописи
создано исключительно для
удовлетворения нужд культа.
Древним египтянам
перспектива была неизвестна. В
живописи и на рельефах они
стремились изобразить предмет во
всех ракурсах одновременно и
притом как можно нагляднее. Вне
зависимости от перспективы
выделялись и подчеркивались
наиболее характерные и
существенные признаки. Рисуя
человека, древний художник
показывал лицо его в профиль, а
глаза и брови анфас. Плечи он
разворачивал полностью, т. е. также
анфас, грудь передавалась в
профиль, равно как и ноги.
Живописец или ваятель на рельефах
рассматривал каждый предмет вне
пространственной связи с другими и
стремился при этом показать его в
наиболее полном виде. Желая что-либо
выделить или подчеркнуть, он
увеличивал размер изображения. Вот
почему боги, цари и умершие
сановники представлены обычно
значительно выше окружающих их лиц.
Все эти основные
характерные особенности древнего
искусства обитателей долины Нила
окончательно оформились еще на
рубеже IV и III тысячелетий до н. э. и
почти не менялись на протяжении
многих последующих столетий. В
значительной степени это
объясняется неразрывной связью
между искусством и религией.
Последняя, как известно, наиболее
консервативная из всех форм
идеологии. А идеологии древнего
Египта, как и вообще египетскому
обществу, принявшему на исходе IV
тысячелетия до н. э. формы
рабовладельческой восточной
деспотии, была присуща известная
застойность. Это обусловливалось
медлительностью развития
производительных сил и связанных с
ними производственных отношений.
Потому портретным
статуям умерших, которое в случае
гибели тела усопшего должны были
служить вместилищем души,
придавались раз и навсегда
установленные традицией строгие
застывшие позы. Прекрасный пример
тому - обе черные статуи Ка,
стоявшие в передней комнате
гробницы Тутанхамона у
перегородки, отделявшей ее от
погребального покоя. Но зато
скульпторы превосходно научились
запечатлевать индивидуальные
черты тех, чьи образы они с таким
неподражаемым мастерством
высекали из самых твердых пород
камня - гранита, базальта, диорита -
или чеканили из золота и серебра с
помощью самых примитивных
инструментов. Им в высокой степени
было присуще чувство пропорции и
соразмерности.
Невзирая на связь с
религией, даже подчинение ей,
искусство древнего Египта отнюдь
не оторвано от повседневной жизни
и быта. Разумеется, требования
религии в какой-то - и притом не
малой - степени ограничивали
свободу творчества: не разрешали
отступать от раз и навсегда
определенных норм и законов.
Поэтому наиболее правдивы,
непринужденны и свободны те
произведения искусства, создавая
которые мастера и художники не
чувствовали себя в такой степени
скованными определенными
правилами и традициями,
требованиями культового канона.
Прежде всего это
касается, конечно, прикладного
искусства - предметов для
повседневного пользования, а также
рельефов и фресок, где изображены
не суд богов, ужасы и чудища
преисподней, религиозные
церемонии и тому подобное, а
бытовые сцены: охота, рыбная ловля,
пахота, рынок, мастерская
ремесленника, пиршество, игры...
Мы не можем
проследить здесь развитие
древнеегипетского искусства на
протяжении многих столетий до
эпохи Амарны и непосредственно
примыкающего к ней времени: это не
входит в наши задачи. Ограничимся
только попыткой охарактеризовать
то новое, что появилось в нем в тот
период, когда реформы царя-еретика
потрясли, хотя и не надолго,
казалось, незыблемые устои древней
религии и вместе с нею многие
принципы, которыми
руководствовались художники со
времен "почитателей Гора" -
древнейших полумифических царей.
|