Содержание


Сокровищница искусства

     Чем же обогатила науку гробница Тутанхамона? Окончательные итоги, хотя со времени ее открытия прошло более полувека, еще не подведены - как уже говорилось, до сих нор отсутствует полное научное описание как всех найденных предметов, так и самой гробницы. Но кое-что и даже многое ясно и сейчас.
     С сожалением следует признать, что к нашим довольно скромным знаниям истории Египта того напряженного в идеологическом отношении периода почти ничего не прибавилось. Отдельные уточнения удалось внести в хронологию да, быть может, в генеалогию царской семьи, хотя и здесь многое еще спорно. Что касается событий Амарнской эпохи, одной из наиболее интересных и выдающихся в многовековой истории страны, то они по-прежнему окутаны плотным туманом, Разочарование постигло и филологов. В гробнице не обнаружено ни документов, ни новых текстов.
     Сама гробница каких-либо существенных изменений или отступлений от обычного архитектурного плана не имеет. Более того, она значительно беднее и скромнее, чем подавляющее большинство усыпальниц царского некрополя. В ней отсутствуют многочисленные переходы, нет и обычного переднего зала. Это понятно: строители не располагали временем.
     Зато историку религии и особенно историку искусства трудно переоценить значение всего того, что дала гробница. Многие предметы до ее открытия были известны только по изображениям, другие - по жалким обломкам, а некоторые оказались вообще неведомы ученым.
     То, что сохранила гробница Тутанхамона, превзошло самые смелые ожидания. Здесь в непревзойденных образцах представлено удивительное по силе творческого мастерства, подлинного вдохновения, технического совершенства и эстетического очарования искусство Амарнской эпохи и первых последующих за нею годов, этого сравнительно краткого периода. Оно значительно отличалось от искусства предшествующих и последующих столетий и поэтому привлекает самое пристальное внимание. Дабы понять, в чем заключается своеобразие и значение творчества художников той поры, следует сказать несколько слов о египетском искусстве вообще и о том, как оно воспринимало и передавало окружающую действительность.
     Антиисторично и принципиально неверно оценивать древнеегипетское искусство во всех его проявлениях с точки зрения наших вкусов и воззрений и перешедших к нам по наследству эстетических канонов античности. Древнеегипетские художники, прежде всего живописцы и близкие к ним авторы рельефов, руководствовались совершенно иными принципами отображения реального мира. Нельзя также ни в коем случае забывать, что творчество их чрезвычайно тесно связано с религией и подавляющее большинство произведений зодчества, ваяния и живописи создано исключительно для удовлетворения нужд культа.
     Древним египтянам перспектива была неизвестна. В живописи и на рельефах они стремились изобразить предмет во всех ракурсах одновременно и притом как можно нагляднее. Вне зависимости от перспективы выделялись и подчеркивались наиболее характерные и существенные признаки. Рисуя человека, древний художник показывал лицо его в профиль, а глаза и брови анфас. Плечи он разворачивал полностью, т. е. также анфас, грудь передавалась в профиль, равно как и ноги. Живописец или ваятель на рельефах рассматривал каждый предмет вне пространственной связи с другими и стремился при этом показать его в наиболее полном виде. Желая что-либо выделить или подчеркнуть, он увеличивал размер изображения. Вот почему боги, цари и умершие сановники представлены обычно значительно выше окружающих их лиц.
     Все эти основные характерные особенности древнего искусства обитателей долины Нила окончательно оформились еще на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. и почти не менялись на протяжении многих последующих столетий. В значительной степени это объясняется неразрывной связью между искусством и религией. Последняя, как известно, наиболее консервативная из всех форм идеологии. А идеологии древнего Египта, как и вообще египетскому обществу, принявшему на исходе IV тысячелетия до н. э. формы рабовладельческой восточной деспотии, была присуща известная застойность. Это обусловливалось медлительностью развития производительных сил и связанных с ними производственных отношений.
     Потому портретным статуям умерших, которое в случае гибели тела усопшего должны были служить вместилищем души, придавались раз и навсегда установленные традицией строгие застывшие позы. Прекрасный пример тому - обе черные статуи Ка, стоявшие в передней комнате гробницы Тутанхамона у перегородки, отделявшей ее от погребального покоя. Но зато скульпторы превосходно научились запечатлевать индивидуальные черты тех, чьи образы они с таким неподражаемым мастерством высекали из самых твердых пород камня - гранита, базальта, диорита - или чеканили из золота и серебра с помощью самых примитивных инструментов. Им в высокой степени было присуще чувство пропорции и соразмерности.
     Невзирая на связь с религией, даже подчинение ей, искусство древнего Египта отнюдь не оторвано от повседневной жизни и быта. Разумеется, требования религии в какой-то - и притом не малой - степени ограничивали свободу творчества: не разрешали отступать от раз и навсегда определенных норм и законов. Поэтому наиболее правдивы, непринужденны и свободны те произведения искусства, создавая которые мастера и художники не чувствовали себя в такой степени скованными определенными правилами и традициями, требованиями культового канона.
     Прежде всего это касается, конечно, прикладного искусства - предметов для повседневного пользования, а также рельефов и фресок, где изображены не суд богов, ужасы и чудища преисподней, религиозные церемонии и тому подобное, а бытовые сцены: охота, рыбная ловля, пахота, рынок, мастерская ремесленника, пиршество, игры...
     Мы не можем проследить здесь развитие древнеегипетского искусства на протяжении многих столетий до эпохи Амарны и непосредственно примыкающего к ней времени: это не входит в наши задачи. Ограничимся только попыткой охарактеризовать то новое, что появилось в нем в тот период, когда реформы царя-еретика потрясли, хотя и не надолго, казалось, незыблемые устои древней религии и вместе с нею многие принципы, которыми руководствовались художники со времен "почитателей Гора" - древнейших полумифических царей.


Стр. 1 из 2 СодержаниеВперед

 

Hosted by uCoz