|
|
Таким
образом, трон этот, как и ряд других
предметов из гробницы, о которых
уже упоминалось, свидетельствует о
том, что возвращение к прежней
религии произошло не сразу и что
отмена введенных Эхнатоном реформ
потребовала известного, хотя и не
очень продолжительного, времени.
Задняя сторона спинки также
покрыта листовым золотом и
украшена вычеканенным на нем
изображением коршуна - богини
Нехебт, окруженным относящимися к
ней хвалебными эпитетами. К трону
принадлежит скамеечка, на которую
должны были опираться ноги
сидящего на нем фараона. Поэтому на
верхней ее части помещены
инкрустированные фигуры девяти
связанных пленников - обычный
символ врагов Египта, которых царь
попирал таким образом стопами.
Из мебели,
обнаруженной в кладовой, следует
еще упомянуть о детском креслице
Тутанхамона, об одном из табуретов
необычной формы и особенно о
комоде. Креслице - белого цвета,
имеет высокую спинку и ножки,
вырезанные в виде звериных лап.
Табурет, также белый, о трех ножках,
сиденье его полукруглое, сделано в
виде двух львов, связанных голова к
хвосту. Необычны ножки, вырезанные
в форме собачьих лап. Под сиденьем
помещен традиционный орнамент,
символизирующий единение Верхнего
и Нижнего Египта. Что касается
комода, то этот великолепный
образчик искусства египетских
мебельщиков легко бы вписался в
любой современный интерьер. Так
просты и изящны его формы. Комод не
велик и не высок - всего 60 см. Он
выполнен из красного кедра в виде
столика с откидной крышкой на
бронзовых петлях. Видимо, в нем
хранились тонкие льняные одеяния
фараона. В средней его части по
всем четырем сторонам вставлен
резной фигурный фриз из
перемежающихся черных знаков анх
("жизнь") и позолоченных - усер
("сила"), установленных на
знаках неб ("владыка"). Все
рейки из черного дерева,
окаймляющие боковые панели,
украшены тонко вырезанной
позолоченной надписью, содержащей
имена ч титулатуру Тутанхамопа.
Комод этот экспонировался на
выставке в СССР.
Одеяния,
находившиеся в нем и в другом таком
же комоде, только сломанном, были
украдены, а вместо них в ящики
положили подставки для головы;
некоторые весьма примечательны не
только как произведения искусства,
но и по запечатленной в них
символике. Прежде всего это
относится к подголовнику,
вырезанному из слоновой кости. Он
изображает стоящую на коленях
мужскую фигуру, двумя поднятыми
руками поддерживающую выгнутую
опору для головы. По бокам,
обращенные друг к другу спинами,
лежат два льва. Видимо, вся эта
композиция олицетворяет бога
воздуха - Шу, вздымающего небо над
землей. Львы - это символы восхода и
заката бога солнца Ра, "Вчера"
и "Завтра". Детали фигур и
контуры иероглифов надписи на
столбике за спиной Шу выполнены
синей краской. Она гласит: "Благой
бог, сын Амона, царь Верхнего и
Нижнего Египта, владыка Обеих
земель Небхепрура, которому дана
жизнь, подобно Ра, вечно".
Подголовник этот также можно было
увидеть на выставке.
Вторая подставка - из
раскрашенной резной кости -
напоминает складной табурет. Ее
украшают гротескные головки
уродливого карлика - Беса, духа-хранителя
домашнего очага, покровителя
веселья.
Третий подголовник
сделан из синего фаянса с золотой
отделкой. Он самый простой и
пожалуй, самый изящный.
Художественный эффект достигается
соразмерностью пропорций и
сочетанием цветовой гаммы.
Сходна с ним и
четвертая подставка из
непрозрачного бирюзового стекла,
опоясанная золотой полоской
вокруг ножки.
В кладовой
обнаружено несколько сундуков. Но
особенно выделяется среди них один,
хотя и сильно пострадавший, но тем
не менее все еще прекрасный. Его
крышка была сорвана и находилась в
одном углу, а сам сундук - в другом,
под грудой наваленных на него
вещей, которые своей тяжестью
повредили его стенки и ножки. Он
отделан слоновой костью с
рельефной расцвеченной резьбой. Но
прекраснее всего крышка. В
середине ее изображены Тутанхамон
и Анхесенпаамон, стоящие в беседке,
увитой виноградными лозами.
Облаченные в широкие складчатые
одеяния, как было модно в эпоху
Нового царства, они, по-видимому,
непринужденно беседуют. Царица
преподносит мужу букет цветов
лотоса и папируса, за которым он
протягивает руку, небрежно
опираясь другой на посох. Фриз
внизу изображает двух девушек,
вероятно служанок, собирающих
цветы и плоды мандрагоры.
Что находилось в этом
сундуке - неизвестно.
Зато известно
первоначальное содержимое трех
других, также сильно поврежденных
сундуков - детских, которыми,
должно быть, пользовались при
путешествиях, как указывают
прикрепленные к ним бронзовые
петли (похожие на ручки). Рама
изготовлена из эбена, а панели - из
кедра с инкрустациями из слоновой
кости. Надписи па них сообщают, что
это "бельевые сундучки его
величества, когда он был ребенком",
и что в них хранились камедь, ладан,
сурьма, несколько сосудов ч
золотые кузнечики. Действительно,
остатки указанных в списке вещей
оказались рассыпанными по полу,
тут же лежали маленькие сосуды из
фаянса, серебра и золота, но
золотые кузнечики исчезли. |
|
|