Кладовая
Только через пять
лет после открытия гробницы, в
ноябре 1927 г., наступил черед
исследования последнего ее
помещения - кладовой. Уже при
первом беглом ознакомлении с ней
стало очевидно, что по сравнению с
относительным, хотя и весьма
далеким от идеального, порядком в
сокровищнице здесь царил
невообразимый хаос: предметы
погребального ритуала, кровати,
кресла, табуреты, скамейки для ног,
алебастровые и глиняные сосуды,
луки и стрелы, ларцы и многие
другие вещи беспорядочно
громоздились друг на друге.
Сундуки были опрокинуты, а
содержимое их разбросано.
Грабители вели себя здесь
предельно бесцеремонно. Впрочем,
так поступали они и в других
комнатах, но там чиновники
некрополя постарались прядать
хотя бы какое-то подобие
благообразия. В кладовой же все
было оставлено в том виде, в каком
покинули ее воры, следы босой пятки
одного из которых отчетливо, на
века, отпечатались на крышке
стоявшего у входа сундука.
Чтобы проникнуть
сюда, грабители пробили лаз в
нижней части обмуровки из
обмазанных слоем извести обломков
песчаника, закрывавшей вход. На
сохранившейся верхней части
обмазки виднелись оттиски четырех
различных печатей царского
некрополя с весьма трудно
читаемыми надписями, вроде "Небхепрура,
который создал изображение
Осириса и построил дом его", "Небхепрура-Анубис,
торжествующий над .Девятью луками"
и т. п.
В кладовую,
загроможденную до такой степени,
что некоторые предметы чудом
сохраняли равновесие, нельзя было
войти. Поэтому, чтобы начать
разборку заполнявших ее вещей,
следовало, соблюдая особую
осторожность, работать,
перегибаясь через порог и просунув
в кладовую лишь голову и руки.
Когда же приходилось тянуться за
особо тяжелой вещью, готовой в
любой момент свалиться и обрушить
другие предметы, три или четыре
человека удерживали работающего
археолога за веревку, пропущенную
у него под мышками.
Казалось, что может
рассказать эта беспорядочно
наваленная груда разнообразных
вещей о событиях трехтысячелетней
давности? Но Г. Картеру и его
сотрудникам при внимательном,
подробном и вдумчивом изучении
отдельных предметов, их
взаиморасположения и следов,
оставленных грабителями, подобно
следователям, восстанавливающим
картину преступления, удалось
представить в общих чертах все
происшедшее в гробнице до того, как
вход в нее на века был скрыт
хижинами рабочих.
Как уже говорилось,
предполагалось, что грабители
проникали в гробницу дважды. Но
лишь при исследовании кладовой
догадка эта подтвердилась
окончательно. Удалось также
получить ответы на некоторые
вопросы, прежде неясные.
В передней комнате и
в проходе, ведущем от дверей,
лежали брошенные пустые каменные
сосуды, явно сюда не относящиеся.
Когда-то в них содержались
всевозможные душистые масла и
притирания, для изготовления
которых с большими затратами и
трудностями доставлялось сырье из
далеких южных стран. Благовония
эти были у египтян в большом ходу,
особенно у женщин, и весьма
ценились. Стоили же они очень
дорого. Видимо, вторично грабители
проникли в гробницу со специальной
целью их похитить. Воры вытащили
сосуды из кладовой в переднюю
комнату и здесь перелили их
содержимое в другую, более удобную
для транспортировки тару, а сосуды
бросили где попало. Во всяком
случае, по предписаниям
погребального ритуала, когда
каждый предмет или группа
предметов должны занимать место в
отведенном для них помещении и
даже в определенном месте его, им
надлежало находиться именно в
кладовой. В гробнице Тутанхамона
этот порядок оказался нарушенным,
то ли вследствие небрежности
служителей некрополя, приводивших
ее в порядок после ограбления, то
ли с самого начала. Она была
сравнительно небольшая и
сооружена не по обычному плану;
видимо, поэтому в целях экономии
места пришлось изменить
предписания обычного ритуала. В
кладовой, которая прежде всего
предназначалась для хранения
запасов продовольствия, вина,
масел и благовоний, оказалось
множество предметов, названных Г.
Картером "чужеродными". С них
он начинает описание ее
содержимого.
На самом верху груды
вещей лежали три больших ложа.
Устройство их весьма примитивно:
на деревянную раму, опирающуюся на
ножки в виде львиных лап, натянуты
веревочные сетки; в ногах имеется
панель. Особенно примечательно
одно из них - из черного дерева,
облицованное листовым золотом.
Растительный орнамент,
образованный гирляндами лепестков
и фруктов, связками папируса и
красноголовой осоки,
символизировал единение обеих
частей Египта - Южной и Северной. Он
был выгравирован на полированном
золоте.
В другом конце
кладовой находилось еще одно ложе -
складное. Оно, по-видимому,
дорожное и отличалось от первых
трех тем, что состояло из трех
частей, скрепленных бронзовыми,
легко вынимавшимися петлями.
|
Комод из
красного
дерева в форме столика;
переносной ларец из
кедрового дерева с
двускатной крышей
(обнаружен в передней
комнате) и расписной
ларец с инкрустациями
из слоновой кости. |
Вообще в этом
помещении оказалось особенно
много мебели, причем отдельные ее
экземпляры по художественным
своим достоинствам почти
достигали уровня непревзойденного
парадного трона из передней
комнаты. Прежде всего это
относится к креслу, получившему
название "жреческий трон". Оно,
вероятно, использовалось в тех
случаях, когда Тутанхамон выполнял
какие-либо церемонии, связанные с
государственным официальным
культом. Ножки трона скреплены так,
как скрепляется складной стул, т. е.
наискось; вогнутое его сиденье
сделано из черного дерева и
инкрустировано слоновой костью.
Оно имитирует пятнистую шкуру
какого-то животного, возможно
гепарда. Ножки также из эбена,
украшены золотыми поясками и
инкрустированы. Заканчиваются они
резными утиными головками. Верх
спинки трона отделан листовым
золотом и инкрустирован фаянсом,
цветным стеклом и камнями. На ней
изображен солнечный диск Атона и
начертаны собственное и тронное
имена фараона в их первоначальной
форме, т. е. так, как они писались до
восстановления культа Амона. Ниже
на вставленных горизонтально и
вертикально пластинках эбенового
дерева тоже перечисляются его
различные имена, причем
упоминаются оба написания:
Тутанхатон и Тутанхамон.
|