Содержание


     В это время посылали дары фараону, чтобы не навлечь на себя его гнев, даже правители Ассирии, Вавилонии, Митанни и Хатти. Повелитель Египта вполне был достоин того, чтобы его называли Могучим Быком, Повелителем Крепкого Царства, Могущественным, Восходящим в чудесном сиянии. Родным Сыном бога солнца Ра, Дающим вечную жизнь.
  
Остатки храма
бога Амона в
Карнаке, близ Фив.

     Славу Нового царства по сей день провозглашают роскошные храмы, дворцы, гробницы, огромные статуи, главным образом, в окрестностях Фив.
     Это был второй золотой век Египта; со времени строительства пирамид не создавали жившие там строители, ваятели, резчики, живописцы, каменотесы и косторезы, золотых и серебряных дел мастера, ювелиры столько замечательных творений, как в эту эпоху.
     На какое-то время в стиснутом оковами традиций Египте повеяло свежим ветром. Многое стали делать по-иному, чем раньше: догадались, что пламя в плавильных печах, в кузнечных горнах можно раздувать не только ртом через трубку, но и ножными мехами; из песка пустынь, добавив к нему соду, можно получать стекло; воду из оросительных каналов можно подавать на поля кожаными ведрами, укрепленными на водоподъемном сооружении - шадуфе; землю обрабатывать более совершенными орудиями; выращивать ранее не известные растения, чечевицу, например; скрещивать строптивых по природе ослов с лошадьми и полученных от этого скрещивания более ручных и более сильных мулов использовать для перевозки грузов...
     Однако железо все еще было в Египте такой редкостью, что иногда изготовленные из него ювелирные изделия и украшения оправляли в золото. Медь тоже была недешевой, бронза и того дороже, поскольку олово приходилось доставлять из дальних стран, поэтому все еще оставались в употреблении орудия с кремневыми лезвиями.
     Но и так египтяне собирали большой урожай с возделываемых земель. Они распахали много новых земель, особенно в дельте, где еще имелись поддающиеся осушению болота. Так что население могло умножаться. Было чем кормить, пусть не до отвала, и рабов, приведенных из других стран.
     Мы знаем, что работавшие в одной из каменоломен египетские солдаты получали в день около 1,8 кг хлеба, а к нему - жареное мясо и овощи. Рабов, наверняка, кормили хуже, но все же достаточно хорошо для того, чтобы они могли работать.
     Из среды рабов тоже выходили каменотесы, перевозчики камня, саманщики, строительные работники, кузнецы, ткачи и другие ремесленники.
     Некоторым выпадала более счастливая судьба: они становились слугами в домах знати или даже виночерпиями или опахалыциками фараона. Другие - самые незадачливые - попадали гребцами на галеры; но большинство рабов занималось обработкой земли, крестьянской работой.

Одним из важных изобретений
эпохи Нового царства было
водоподъемное сооружение,
похожее на наш колодец с
журавлем: воду, необходимую
для полива садов, доставали из
каналов кожаным ведром.

     Таким народом рабов жили в долине Нила, как следует из Библии, сыновья Израиля, пока по указанию бога Иеговы, явившегося Моисею, Моисей не вывел свой народ из Египта, родины рабства, и после сорока лет скитаний в пустыне евреи наконец-то дошли до земли обетованной, до Ханаана.
     Так ли это произошло на самом деле? Похоже, предание говорит правду. Египетские надсмотрщики за работами, наверняка, так обращались с подвластными им чужеземцами: надменно и жестоко. Характерно также и то, что скитающиеся в пустыне, мучимые голодом израильтяне вспоминают о египетских котлах с мясом, о рабовладельческом строе, при котором каждому полагалось определенное государством казенное питание.
     Но прочный порядок родины рабства постепенно распадался так же, как распались "хозяйства" фараонов эпохи Древнего царства.
     Первым признаком распада были распри между сторонниками двух верховных божеств - Амона и Атона.

Фараон
Аменхотеп III.

     С тех пор как расположенные в Верхнем Египте Фивы стали столицей страны, самые прекрасные храмы строились для почитавшегося там бога солнца Амона, ему приносилось больше всего жертв, его жрецам - больше всего даров, главным образом, рабов и земельных владений, и со временем здесь сосредоточилось больше всего богатства и власти, которые почти были равны фараоновым.

Фараон Эхнатон с семьей
поклоняется солнцу.

     Фараоны и дальше называли себя сыновьями Ра, как это делали их предки, но это жрецов Амона не беспокоило. Они считали, что Pa - это просто другое имя их собственного бога. И часто новое верховное божество государства называли двойным именем - Амон-Ра.
     Но вот на небосклоне Египта засияло третье божество солнца, Атон, и он уже не ужился со своими предшественниками.

Нефертити, жена Эхнатона.
Раскрашенная скульптура
из извесняка. Найдена в Ахетатоне.

     Культ Атона ввел фараон Аменхотеп IV, правивший приблизительно с 1400 года до н.э. и принявший позднее имя Эхнатон, что означает "Угодный Атону". Он правил всего семнадцать лет, но за это время дал стране не только новое верховное божество, но и новую столицу. Очевидно, он хотел освободиться от жрецов Амона и фиванской знати, в руках которых сосредоточилось чересчур много власти. Вместе с поддерживавшими его вельможами он покинул город своих отцов и на север от него, на полпути между Фивами и Мемфисом, заложил новую столицу, Ахетатон. Здесь он основал новый царский двор и центр культа бога Атона.


Стр. 2 из 4 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz